Где хочет, а не в очерченных людьми рамках.
Но то Дух. А Клуб православных журналистов (КПЖ) был создан и действует в рамках Рождественских чтений, проводимых Московским Патриархатом. Он позиционирует себя как свободное сообщество, куда вход не заказан, однако, никуда не денешься, создан по благословению РПЦ, чьи интересы отстаивает.
И присуждает ежегодные премии.
В этом году "За журналистское мужество и принципиальность" поощрен руководитель пресс-службы Украинской Православной Церкви Московского Патриархата Василий Анисимов. "За преданность профессии" наградили руководителя Службы коммуникации Отдела внешних церковных связей Патриархии Виктора Малухина. "Газетой года" назвали церковное приложение к "Красной звезде". "Лучшим очеркистом года" была признана Наталья Ларина (газета "Радонеж"), "Лучшим эссеистом" - иеромонах Макарий (редактор того же "Радонежа"), "Лучшим обозревателем" - Анна Гальперина (портал Православие. ру)...
Присуждены и две антипремии "за самые недобросовестные и злобные публикации против РПЦ": главному редактору интернет-портала "Кредо. Ру" Александру Солдатову и вашему покорному слуге. Награда "за последовательную антицерковную направленность" работы антилауреатов - символические 30 сребреников и покаянная поездка на Соловки (за свой счет).
Что сказать? Спасибо за внимание. Постараюсь, как говорится, и впредь, чтобы оправдать...
Это шутка. Если же говорить всерьез - я был бы сильно удивлен, попав не в анти-, а в самые что ни на есть лауреаты. Потому что церковные и светские СМИ выполняют разные функции. Первые - "доводят до сведения", вторые - предлагают "информацию к размышлению". Первые, как это ни парадоксально, наследники советской партийной печати, вторые - стараются выполнить свою миссию в условиях дикой конкуренции. Первые - указывают читателю на друзей и чаще на врагов, вторые - пытаются привить аудитории дух творческой свободы и разномыслия. Ничуть не противоречащий евангельскому духу.
Православным грех жаловаться. В 2004 году у них появилось около 1700 новых интернет-ресурсов, регулярно выходят почти 800 газет и журналов. Конечно, по сравнению со светскими СМИ это капля в море, но по сравнению с другими конфессиями - разливанное море. Да и аудитория у членов КПЖ специфическая - в основном люди, которым батюшки запрещают смотреть "жидовское" ТВ и мараться о "желтую" прессу. Ну и флаг в руки.
Другой вопрос: может ли православный журналист в светской газете писать о событиях религиозно-общественной жизни, ориентируясь не только на верующих, но и на атеистов? И может, и должен. Только делать это с оглядкой не на Священный Синод, а единственно на свою совесть и на господа Иисуса Христа.
Положа руку на сердце, без этого и Церкви со всеми ее КПЖ не излечиться от советских и новорусских недугов. Что понимают многие и в церковной ограде. По словам зампреда Отдела внешних церковных связей РПЦ МП протоиерея Всеволода Чаплина, в том, что "за последние 7-8 лет россияне стали знать намного больше о Церкви,- огромная заслуга именно светских СМИ". Выступавший следом за о. Всеволодом на последних Рождественских чтениях редактор сайта "Религия и СМИ" Александр Щипков заметил, что православная пресса предназначена в основном для молодых неофитов и для тех, кто завершает жизненный путь, упуская самую активную возрастную группу. А Сергей Чапнин, ответственный редактор "Церковного вестника", прибавил, что главная проблема православной прессы - отсутствие обратной связи с читателями, которые воспринимают информацию "как продукт потребления".
Так что, перефразируя предуведомление читателя, публикуемое большинством газет, точка зрения КПЖ не обязательно совпадает с мнением всей Церкви. А коль скоро так - спасибо родным "НИ" за внимание к теме, на которую пишу третий десяток лет.
Постараюсь и впредь...