Об авторе: Надежда Владимировна Муравьева - журналист и переводчик.
Всю свою жизнь человечество проводит в мире переплетающихся, сливающихся, выступающих вдруг с особой значимостью символов. Мы порой не особенно задумываемся над тем, что древний символ - штука мощная, очень похожая на ларец с секретом. Нет-нет, вовсе не на ларчик Пандоры, из которого вырвалась на волю всякая нечисть, а скорее на музыкальную шкатулку или детский новогодний набор: под одной крышкой оказываются бездны интереснейших смыслов, сочетания удивительные и волнующие.
Символы вроде воды, креста, дерева или рыбы до того привычны нашим глазам, что как-то не приходит в голову их особая связанность между собой.
Начнем, например, с того, что рыба - один из древнейших символов плодородия, вновь рождаемой и пестуемой жизни. Эти молчаливые существа - обитатели воды, стихии, "жидкости, все проверяющей", как говорил Платон. Вода - это жидкое подобие света, циркуляция крови, т.е. самой жизни в недрах земного тела в отличие от сухости и неподвижности смерти.
У евреев "воды Торы" - животворящие воды священного закона, наследия предков. У буддистов текучесть вод олицетворяет мир материальный, посюсторонний, и поэтому понятие "пересечение потока" обозначает прохождение через марево и переменчивость иллюзий, чтобы выйти на берег для обретения просветления. Но также в буддизме существуют воды изначальные, первичные - из них подымается стебель великого лотоса, мировая ось. У христиан одно из священных назначений воды - служить мостом между жизнью ветхого человека и жизнью новой: погружение в воду символически обозначает смерть и воскресение.
Недаром, один из многочисленных символов Христа - ручей. Тот самый источник, который вытекает из-под Древа Жизни в раю, вода живая. Это о нем говорится в Евангелии: "Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек". Вода - знак обновления и очищения, но также и символ глубинного бессознательного, его тайн и непознанности. Возможно, эта ее ипостась пересекается с китайским представлением о ней как о символе женского лунного начала Инь, первичного хаоса, черной черепахи. Как всякий древний символ, вода амбивалентна, у нее два лица, два смысла.
Вот из такой стихии и приходят рыбы. Они, как известно, те "кто выживает во время потопа", как сказал святой Антоний Падуанский. В римских катакомбах II века можно увидеть на стенах крест-якорь и по сторонам от него - две рыбы, а сверху греческая надпись, переводящаяся как "Рыба Живых". Греческое слово "ихтис" (рыба) читалось как акростих и означало Христос Сын Божий Спаситель. Изображения рыб очень часто сопровождают образ креста. Или часто вместо неопределенной рыбы, "рыбы вообще" на стенах появлялся образ дельфина - царственного и радостного проводника через хаос и гибельные пучины, символ Христа, спасителя душ. Поэтому дельфин с якорем или кораблем олицетворяет церковь среди бушующих вод. Христос ведет свой народ через бури, и в этом смысле это тот же ковчег спасения. Пронзенный трезубцем или прикованный к якорю дельфин - это Христос распятый, Господь умирающий на кресте.
Кстати, сам крест считался орудием позорной казни и мог (как думали некоторые последователи Христа) послужить к умалению и унижению высокого учения, а посему и символ креста заменяли часто уже упомянутым якорем, виноградной лозой или рыбой. Впрочем, мы уже говорили о двух ипостасях каждого символа, его неискоренимой амбивалентности. Так, размышляя о символе креста, важно вспомнить и о его слиянности с образом Мирового Древа, Древа Жизни, из-под самых корней которого течет источник воды живой. Древо Жизни - центр вселенной и вечности, мировая ось, что в буддизме поднимается из первичных вод. Священный круг замыкается.
Итак, рыба - это и символ Христа и орудия Его казни, и символ радостного освобождения от смерти и изобилия жизни. В катакомбах ранних христиан на стенах можно увидеть изображение: рыба несет на спине корзину с хлебами и бутылью алого вина - так тогда изображали Христа, несущего причастие. Корзина - это образ огромного пирога, от которого достанется всем, как во время оно тысячи людей были накормлены несколькими хлебами и рыбами. Вообще же вино, хлеб и рыба - извечная трапеза различных религий. "Рыбные" жертвоприношения возлагались на алтарь лунных богинь вод и всем богам подземного царства. В дохристианскую эпоху рыбу преподносили богине любви и плодородия Атарга-тис, сын которой Ихтис был мифической священной рыбой. В пятницу - день богинь Иштар, Венеры и Изиды - полагалось вкушать рыбные блюда, чтобы в сердце и лоно проникла плодоносная сила подводных жителей.
С пришествием Христа, сделавшего рыбаков "ловцами человеков", жители земли тоже стали "малыми рыбами". В этом смысле рыба стала олицетворять тех, кто рождается в жизнь вечную через погружение в воды купели. Поэтому в первые века христианства люди носили на шее стеклянных, перламутровых или каменных рыбок - будущие нательные кресты. Сквозным символом рыба проходит через все Евангелие: Христос умножает рыб, чтобы накормить голодных, печется о том, чтобы улов был богатым, упоминает рыб в притчах, наконец, вкушает рыбу вместе с учениками после Своего воскресения.
Можно сказать, что она становится символом тайной свободы, причастности новому, духовному знанию, "переходу через ручей", приводящему к просветлению. Если говорить о другой, "темной" стороне символа рыбы, то стоит, наверное, вспомнить, что скудость, алчность, равнодушие и чувственная холодность, согласно мифам и легендам, тоже "рыбные" качества. Похоже, в любви Христа они претворяются в свои противоположности: в сердечную щедрость, изобилие, нежность и Эрос как силу творческой жизни души и тела. Как говорится в стихах одного современного поэта:
Бьется сердце влажное
в глубинах,
Выметнулось, выскользнуло
- вот
Бьется о тюрьму своих
любимых,
Бьется сердце о гудящий лед.
Испятнали черные ушибы
Тело оперенное стрелы,
Эту плоть твоей летучей
рыбы
На камнях от времени
сырых.
Библейская традиция учит, что второе пришествие Мессии наступит, когда Сатурн и Юпитер сойдутся в зодиакальном знаке Рыб. Мессия получит Рыбу и разделит ее с праведными на пиру в конце времен (в Талмуде Мессия носит имя Ваg - "рыба").
Буддисты утверждают, что рыба символизирует свободу от ограничений. Так, полностью погруженные в состояние Нирваны не знают препятствий - они вольны, как рыба в воде, выбирать любое направление. В Китае верят, что природа рыб и птиц схожа: они вылупляются из яиц и становятся обитателями стихий, необычных для всех остальных существ. Некоторые виды рыб, говорят китайцы, в свой срок превращаются в птиц: осваивают новую стихию. Стихию полета.
15.12.04.