Четвертый - начинающий православный сценарист Дмитрий Соколов-Митрич - стал главным открытием фестиваля. Московский журналист, автор талантливых репортажей в "Известиях", "Столичной вечерней газете" и "Газете", получил Гран-при - паломническую поездку к мощам святителя Николая в Бари (Италия) - за сценарий к фильму "Путь к спасению". В интервью "МН" Дмитрий признался, что награда стала для него полнейшей неожиданностью, и организаторы фестиваля пока не связывались с ним на предмет ее вручения.
Благоговейный глянец
Замысел документальной ленты "Путь к спасению" принадлежит студии "Бакалавр", подразделению церковно-научного центра "Православная энциклопедия" - по сути, единственной в РПЦ структуры, которая готова и способна финансировать просветительские проекты. Финансовое благополучие центра зиждется на поддержке правительства Москвы. Кандидатура Соколова-Митрича как автора сценария возникла совершенно внезапно. Кому-то из руководителей студии попался на глаза глянцевый журнал о туризме, а в нем - репортаж из села Вырицы под Петербургом, где находится могила преподобного Серафима Вырицкого. Репортаж был вполне светским, однако в нем чувствовались некое благоговение перед святыней и личный опыт прикосновения к ней. Взгляд и тон Соколова-Митрича показались "Бакалавру" идеальными.
Исключенное третье
На первый взгляд сюжет "Пути к спасению" незамысловат: это репортаж из затерявшейся на юго-востоке Рязанской области сельской обители, в которой на 15 монахинь приходится 400 с лишним обитателей психиатрического стационара, расположившегося в монастыре лет 70 назад. Неспешное повествование о сосуществовании в одних стенах двух миров - непохожих, но одинаково отгороженных от современной мирской суеты - ведет отец Лука, выпускник ВГИКа. В кадр нет-нет да попадет какой-нибудь характерный обитатель "желтого дома". В постоянном напоминании о "психушке" и сокрыта философия фильма. Прославивший Вышенскую обитель в позапрошлом веке святитель Феофан Затворник метко подметил свойственную христианам уже его времени раздробленность сознания - когда прагматические интересы, которыми живет общество, заставляют делать одно, а евангельские заповеди - совсем противоположное. Фильм все время намекает: монастырь и "психушка" - это, в конечном счете, две альтернативы для современного человека. А третьего не дано.
Соколов-Митрич признает, что название фильма - знаковое для церковного зрителя ("Путь к спасению" - главный труд св. Феофана Затворника) - не самым оптимальным образом выражает эти идеи и символы. Тем не менее у фильма неплохое будущее - его планируют показать "ТВЦ" и "Культура".
На "второй волне"
Дмитрий Соколов-Митрич обратился к вере несколько лет назад благодаря своей репортерской работе. "Я увидел такую повсеместную деградацию людей, что не поверить в Бога было невозможно", - говорит Соколов-Митрич, который последние десять лет проводит основную часть жизни в командировках.
Он уверен, что сейчас в России идет "вторая волна" увлечения религией. Она не столь массовая, как первая - в конце 80-х - начале 90-х годов прошлого века, - но более качественная. По мнению Дмитрия, сейчас к вере потянулись достаточно благополучные люди, имеющие "одинаковый социальный опыт". Удовлетворив свои земные мечты и заработав достаточно много денег, такие люди, как правило, упираются в некий психологический тупик - их возможности явно превосходят их же разумные потребности. Человек, оказавшийся в таком положении, нуждается в новой мечте - возвышенной, не продающейся за деньги и даже способной стать смыслом жизни. Соколов-Митрич высказывает парадоксальную мысль: путь к вере в современной России лежит через материальное благополучие.
Соколов-Митрич убежден, что самая развивающаяся конфессия России - РПЦ. Поэтому против нее и нацелены основные "стрелы" безбожия. Дмитрий категорически осуждает выставку "Осторожно, религия!", прошедшую в Москве в январе прошлого года и разгромленную православными активистами. На этой выставке происходило сознательное осквернение святынь, говорит он, поэтому ее следовало разгромить. За резкие выступления против организаторов выставки Соколова-Митрича даже судил "суд чести" Большого бюро Союза журналистов России, но Дмитрий был этим судом оправдан.
* * *
...Главный недостаток современного православного кино, думается, состоит в том, что оно никак не может сделать тот самый сакраментальный выбор между монастырем и "психушкой". Делать фильмы о монастырях и для монахолюбивой аудитории - значит замыкаться в своем узком культурном гетто. Делать что-то более смелое - вроде "Страстей Христовых" Мэла Гибсона - значит отступать от традиции и погружаться в мирскую суету, в "психушку". А может, православному кино просто не хватает профессионалов, которые способны рассказывать о традиции интересно?
12.11.2004