Православие и СМИ: умеренная дистанция или...?

Новости Москвы 
0
199
Время на чтение 7 минут
16 ноября в Москве стартует первый международный фестиваль православных СМИ "Вера и Слово". В его работе примут участие более 120 изданий, теле и радиокомпаний, делегаты из регионов России, стран СНГ и дальнего зарубежья, представители 66 епархий Русской Православной Церкви из России, Белоруссии, Молдовы, Украины, Сербии, Болгарии, Польши, Румынии, Греции, Кипра... В числе участников форума - журналист ИА "Русский Север" Изабелла ЗАСЕЦКАЯ.

В преддверии международного фестиваля православных СМИ Изабелла Засецкая подготовила статью о сложностях подачи материалов православной направленности в современных СМИ.

О РR-идеологии - тяжелом наследственном заболевании либеральной журналистики, о рекламе, как... о нео-религиозной традиции, о глобализме и современном информационном обществе, об альтернативных СМИ - об этом и многом другом размышляли архангельские и московские журналисты на состоявшейся в рамках VI Иоанновских образовательных чтений секции "Православие и журналистика. Проблемы современных СМИ". В диспуте приняли участие около 30 представителей региональных СМИ, республики Коми, студенты вузов, работники сферы культуры. Возглавили работу секции ответственный редактор газеты "Московский церковный вестник", сотрудник издательского Совета Русской Православной Церкви Сергей ЧАПНИН и настоятель Свято-Троицкого Антониево-Сийского монастыря архимандрит Трифон ПЛОТНИКОВ.

Ответственность журналиста перед обществом и Богом

Главная проблема журналистского сообщества сегодня - это отсутствие осознания гражданской ответственности. Такую точку зрения высказал Сергей Чапнин, выступая перед коллегами на секции журналистики. "Я связываю это с тяжелым этапом увлечения либерализмом, когда СМИ превратились в чистый бизнес, инструмент манипуляции сознанием, когда невозможна личностная ответственность журналиста", - отметил Чапнин. По его мнению, свободное подчинение себя служению PR-идеологии со временем приводит журналиста к кризису самоидентификации, личностной катастрофе. Выход из этого только один: "Самое главное - это осознание журналистами ответственности перед обществом, перед ближними, перед Богом".

Единая информационная политика как "ядерный щит" России.

На семинаре речь также шла об актуальной для всех российских СМИ проблеме формирования единой информационной политики. "Мы видим, что увлечение либерализмом заканчивается. А консерватизм предполагает опору на традиционные ценности. Ценности, которые есть у государства - это ценности общественные и религиозные. Своих ценностей у государства нет", - отметил Сергей Чапнин. Говоря о важности единой информационной политики в государстве, он привел несколько аргументов: например, как показывают исследования, экономические реформы, в плане роста ВВП, могут дать прирост в 30-35 процентов, реформа государственного регулирования экономики - 15-20 процентов. Самый же большой ресурс, по мнению экономистов, заключается в нравственной мотивации граждан - для чего, с какой целью трудится человек? Насколько внятно СМИ формулируют эту мотивацию с точки зрения православных россиян?

Кроме того, формирование единого масс-медийного пространства страны напрямую связано с проблемой противостояния глобализации. "Важно посмотреть на глобализацию как на процесс не только политический и экономический, но и духовный... Исследуя эти процессы не только в России, но и во многих странах, мы видим, что все национальные культуры пытаются противостоять глобализму, американской культуре. Возникло даже такое понятие как "альтернативная глобализация". Что же мы, в свою очередь, можем этому противопоставить? По мнению Чапнина, современная православная журналистика призвана богословствовать о тех явлениях, которые происходят в мире. Необходим глубокий философский взгляд на современное информационное общество, на взаимосвязь знания и информации. "Сегодня, на мой взгляд, этот вопрос обозначен как соотношение веры - знания - информации... Как мы можем писать, чтобы именно знания, проверенные сведения, живые естественные чувства стали главным содержанием того, о чем мы пишем?

На секции шла речь о том, что Церковь видит журналистику, как одну из форм миссионерского служения, и что у СМИ - большие возможности для проповеди. Но всегда ли они умело используются? Учитываются ли миссионерские особенности в изложении материала? Например, зачастую камнем преткновения для пишущих на православную тематику становится неверно выбранная интонация. Благочестивый, высокий стиль изложения, уместный в храме, может выглядеть надумано в обращении к внешнему миру.

Реклама - ...религиозная традиция?

Редактор "Московского церковного вестника" познакомил коллег с проектом "Иконичность" (одним из его авторов выступает Сергей Чапнин. - прим авт.), который представляет собой аналитическое воззрение на современную рекламу. Как не парадоксально, но реклама в современном обществе претендует на то, чтобы быть религиозной традицией, используя, явно или скрыто образы, прямые цитаты из Священного Писания, традиции церковного Предания. Однако, употребляя их в определенном меркантильном контексте, заведомо искажая, происходит явная подмена ценностей, "погружение в святое без Бога", деформация сознания. Если говорить о последствиях такой деструктивной рекламы, очевидно, что она на глубинном уровне подменяет язык, понятия, стирая границы между ложью и правдой, добром и злом. (Общеизвестны примеры рекламы "Мегафон" - "Будущее зависит от тебя", "Тефаль" - "Ты всегда думаешь о нас"). Представленный проект наглядно иллюстрирует имитацию духовной традиции, технологию процесса подмены ценностей, происходящие на наших глазах. Очевидно, что это еще одна информационная война, следовательно, еще один медиа-фронт. Кстати сказать, в процессе работы над проектом "Иконичность" у его авторов возникла оригинальная идея: вернуть первоначальный смысл слов, используемых в рекламе, указав их первоисточник: увы, это не "Тефаль" всегда думает о нас, и не "Мегафон" утверждает об ответственности личности. Это Господь Вседержитель через Святое Писание открывает человеку глубокий смысл жизни. И в эти дни на улицах Москвы появились рекламные щиты серии "Первозданный смысл слов" с краткими указаниями на первоисточник.

Позиционирование - поиск собственного лица. И читателя

По мнению Игоря ИВАНОВА, главного редактора православной независимой христианской газеты Севера России "Вера" (Сыктывкар), православные СМИ стоят на распутье, пытаясь обрести новое качество. Процесс становления православных СМИ проходил начале-середине 90-х годов, и сейчас, очевидно, многие темы катехизации, которые были актуальны несколько лет назад, уже исчерпали себя. Они перестают быть интересными для читателей: географические исследования святынь, их описание, а также описание обрядов, таинств, поверхностные темы и. т. д. " К тому же, сам тон православных СМИ должен меняться, не быть умильным или директивным. Разговор с читателем должен идти на равных. В ином случае, что проверено опытом, идет отторжение материала. Есть вещи, о которых, на мой взгляд, даже священнику или архиерею не всегда уместно говорить в дидактическом ключе".
По мнению Иванова, все это напрямую связано с вопросом позиционирования. Что такое позиционирование? Это, прежде всего ответ на вопрос - кого ты представляешь. Здесь важно различать статус издания (например, епархиальная газета) и позиционирование, то есть сознательно выбранная позицию. Говоря о своей газете, Игорь Иванов определил позицию редакции так: мы представляем читателя, и в отношении с властями светскими и духовными стремимся оставаться партнерами. На его взгляд, это наиболее верно. "Львиную долю средств на содержание редакция получает из республиканского бюджета. Кусать руку, которая тебя кормит - негоже. Задача, очевидно, в другом - чтобы не лизать хозяйские сапоги, не быть холопом".

Процесс позиционирования происходит и в отношении с епархиальными властями. "Самое простое - заручиться благословением архиерея. Мы считаем, что это один из возможных путей, но не лучший". Редактор "Веры" объясняет свою позицию следующим образом: светская и церковная власти - это два центра власти на одной территории, поэтому их конфликты неизбежны. Заложниками этих противоречий или разменной монетой в таких ситуациях могут стать СМИ. Известно, что между архиереем и редакцией могут быть периоды охлаждения, также эти отношения могут зависеть от личных качеств руководителей. Поэтому уместнее всего в этой ситуации - умеренная дистанция.

"У нас за спиной не стоит человек, который нам указывает. Ни архиерей, ни губернатор. Ни группа людей. Это - принцип, на котором держится доверие читателей, и это видно по нашей почте...В конфликтных ситуациях мы опираемся на точку зрения читателя, - подчеркнул Иванов. - Только читатель требует публикаций не "нужных", а интересных, не описательных, а глубоких. Не сюсюкающих, а эмоциональных, не информационных, а информативных, не разоблачительных, а объясняющих, не поучительных, а учащих, исследующих мир вместе с читателем...
Безусловно, наша газета церковная, хотя и не епархиальная. Это сопряжено с определенными обязательствами по отношению к себе. Если опыт личной церковности - это опыт обретения свободы во Христе, то внутриредакционный опыт сопряжен с осознанием границ, самоограничением"
Дополним, что газета "Вера", издается на протяжении последних 15 лет. Она распространяется через подписку в пяти епархиях Северо-Западного региона. Ее подписной тираж - около 7.000 экземпляров.

Альтернативная журналистика?

Мысль о гражданской безответственности "доброго" большинства журналистского сообщества, послужила отправной точкой еще одной темы, обсуждавшейся на секции. А именно - темы объединения наших малых сил. Очевидно, что на многих фронтах информационных войн Церковь терпит поражения. Умение же побеждать во многом зависит от профессионализма и способности отстаивать свою позицию. Кроме того, есть ситуации, когда журналисты должны выступать от имени цеха, осуждая или поддерживая какие-либо проявления.

Преподаватель курса нормативной этики отделения журналистики Поморского государственного университета Екатерина ЛИПНИЦКАЯ (Архангельск) поделилась с коллегами своим опасением: может ли факультет журналистики подготовить духовно "привитых" журналистов, осознающих свою профессию как миссию? "Когда я встречаюсь с ними на втором курсе - это еще вчерашние школьники. Они соглашаются на все - лгать нельзя, надо быть честными. Когда они приходят ко мне через два года - это абсолютно другие люди. Они говорят, все это - хорошо, но выполнять все эти нормы - невозможно... Я согласна, что мы их выпускаем в очень агрессивную среду. Но, с другой стороны, тем более, значит, мы должны их готовить таким образом, чтобы они были готовы в жизни выполнять свою миссию... ". Екатерина Липницкая отметила, что у нее сегодня нет авторитетов, на которые она, преподавая, могла бы ссылаться. Поэтому, делясь проблемой с коллегами, она надеется обрести ее у православного сообщества: необходимо вместе продумать и сформировать программу сотрудничества с журфаком ПГУ, расширить сотрудничество с преподавателями, проводить совместные встречи, круглые столы, лекции и семинары, особенно по проблемам христианской и журналисткой этики. В процессе дискуссии на эту тему прозвучало еще одно предложение - включить православные издания в перечень редакций для прохождения практики студентов.

Для большинства участников секции было очевидно, что причин для объединения усилий журналистов много. Прозвучал такой вариант решения этого вопроса - создать первичные организации Союза журналистов России в редакциях православных изданий, а на их основе - православной секции в Архангельском областном отделении Союза журналистов России.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Изабелла Засецкая
Все статьи Изабелла Засецкая
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 09:05
Потерянное время
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
25.04.2024 01:01
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
24.04.2024 22:24
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
24.04.2024 21:35
Вакцинация небезопасна для детей
Новый комментарий от Ленчик
24.04.2024 21:07