Антагонизм между востоком и западом можно преодолеть

Общие ценности возьмут верх

Генассамблея ООН по Украине 
0
190
Время на чтение 5 минут
Судя по ежедневному потоку новостей, отношения между арабо-мусульманским миром и Западом сегодня представляют собой нескончаемую череду военных действий, терактов, угроз, страха и ненависти. Действительность, однако, намного сложнее этой примитивной схемы.

КОНФРОНТАЦИЯ И СОВМЕСТИМОСТЬ

Многоуровневая конфронтация на самом деле существует. Но наряду с ней существует базовая совместимость, дающая возможность для мирного сосуществования и более здоровых отношений в будущем. Рассматривая американо-арабские отношения в широком контексте отношений между Западом и арабо-мусульманским миром, нетрудно выделить причины, способствовавшие их обострению в последние десятилетия.

Дело в том, что на протяжении минувших веков мусульманский мир привык опасаться вооруженной интервенции Запада, начиная с вторжения войск Наполеона в Египет в 1798 году. Даже воспоминания о Крестовых походах (XI - XIII века) до сих пор не утратили своей политической значимости на Ближнем Востоке при формировании образа Запада как извечного агрессора. А XIX и XX столетия прочно ассоциируются у арабов с европейским колониализмом и неоколониализмом.

Даже после распада колониальных империй отношения арабских стран с Западом видятся в массовом сознании как череда попыток бывших колонизаторов вернуть себе утраченные позиции: от Суэцкого кризиса 1956 года (попытки Англии и Франции вновь оккупировать зону Суэцкого канала в Египте) до вторжения советских войск в Афганистан в 1979 году. В этом же контексте арабы привыкли рассматривать и палестино-израильский конфликт, воспринимая Израиль скорее не как самостоятельную силу, а как форпост Запада.

КТО ЖЕ АГРЕССОР?

Итак, вопреки фетишам "агрессивного ислама", формируемым многими мировыми СМИ, реально существующий стереотип массового сознания мусульман на Ближнем Востоке носит, скорее, обратную направленность по схеме: "Запад - агрессор, мусульманский мир - "жертва агрессии". Характерно также, что Запад на самом деле по-прежнему ассоциируется в мусульманском сознании с христианским миром, и приход оттуда интервентов (под какими бы лозунгами это ни происходило) a priori воспринимается как зло именно потому, что они - иноверцы. Страх перед западной (то есть христианской) интервенцией остается важнейшим фактором общественного сознания, напрямую соединяя между собой колониальную и постколониальную эпохи.

Примечательно, что США долгое время не ассоциировались у арабов с европейским колониализмом. В соответствии с так называемой "доктриной Вильсона" Америка выступала после Первой мировой войны под лозунгом предоставления нациям "права на самоопределение". Тем самым Вашингтон пытался расшатать англо-французскую колониальную систему, дабы в дальнейшем открыть собственному капиталу дорогу на рынки новых стран. Характерный пример: когда в Саудовской Аравии были найдены огромные запасы нефти и встал вопрос о том, кому предоставить концессии на их разработку, британские и американские корпорации предложили одинаково выгодные условия. Но саудовская королевская семья отдала предпочтение американцам именно в силу политических соображений: весь Аравийский полуостров в то время (в конце 30-х годов XX века) был окружен британскими колониями и протекторатами, в то время как США критиковали британский колониализм и не воспринимались в качестве потенциального агрессора.

Ситуация начала меняться кардинальным образом с конца 50-х годов по мере усиления американской помощи Израилю. А когда в 1982 году американские войска были введены в Бейрут и вступили в прямую конфронтацию с дислоцированными там сирийскими войсками и формированиями местных мусульманских "милиций", арабское общественное мнение сразу же восприняло происходящее как акт агрессии со стороны США в духе "неоколониализма". События 1991 -1992 годов вокруг Ирака (операция "Буря в пустыне") лишь усугубили это впечатление. Ну а вторжение американцев в Ирак в 2003 году сделало Америку в глазах арабо-мусульманского мира лидером нового "Крестового похода" Запада против ислама. Любые попытки США оправдать свои действия заботами о распространении демократии и благе иракского народа с пропагандистской точки зрения были заранее обречены на провал подобно тому, как в свое время были обречены на провал попытки СССР оправдать ввод войск в Афганистан стремлением построить социализм в этой мусульманской стране.

Отношения между Западом и арабо-мусульманским миром усугубляются также в силу ряда других причин: экономической стагнации на Ближнем Востоке на фоне бурного роста населения и сохранения приверженности к авторитаризму в политической жизни. Сочетание этих причин порождает в арабских странах, а также в Иране и Афганистане недоверие к намерениям Запада. А критика в адрес собственных режимов (погрязших в коррупции и заботящихся лишь о сохранении собственной власти) звучит отнюдь не с либеральных, а наоборот, традиционных исламских позиций: то есть народ склонен обвинять своих правителей в чрезмерном угодничестве перед Западом. Зато попытки правящего режима сопротивляться западному диктату сразу же повышают его авторитет в глазах народа (яркий пример: Ирак в 90-е годы и сегодняшний Иран). Рост так называемого "исламского радикализма" в последние десятилетия - лишь крайняя форма выражения протеста против своих режимов и политики Запада.

ВСЕ НЕ ТАК ПЛОХО

Резюмировать сегодняшнее восприятие политики Запада с точки зрения массового мусульманского сознания можно следующим образом: Запад использует свою военную и дипломатическую мощь с целью оккупации арабских земель, устранения от власти антизападных и насаждения прозападных режимов, сохранения контроля над нефтью и поддержания военного превосходства Израиля над соседними арабскими странами. Характерно, что оппозиционные силы в арабо-мусульманском мире на протяжении последних десятилетий рвались к власти прежде всего под антизападными лозунгами, вне зависимости от того, были ли они сами исламистами, националистами и социалистами. Чувство собственной слабости и униженности перед лицом могущественного Запада побуждало мусульманские народы поддерживать харизматических популистских лидеров тем больше, чем сильнее они критиковали Запад и прежние "прозападные" режимы. Именно этим объясняется та массовая поддержка, которой пользовались Насер и Хомейни, Арафат и Саддам, афганские талибы и ливанская "Хезболла". Страх перед перспективой утраты собственной религиозной и культурной идентичности в эпоху "глобализации" лишь усиливает консервативные настроения.

И все же в этой мрачной картине конфронтации есть нечто, позволяющее с надеждой смотреть в будущее. Согласно глобальным и региональным опросам общественного мнения, арабо-мусульманский мир и Запад сегодня объединяет немало общих ценностей: например, общественная безопасность и неприятие терроризма, уважение к частной собственности и рыночным отношениям, стремление видеть над собой ответственную и неагрессивную власть и справедливый суд, то есть такую политическую систему, которая способна обеспечить экономический рост и социальные гарантии, а также сократить разрыв между богатыми и бедными.

Если считать события вокруг Ирака "низшей точкой" в американо-арабских отношениях, есть надежда на то, что "теперь ситуация может только улучшиться". Для того чтобы упомянутые общие ценности наконец восторжествовали, необходимо в сущности не так много: прекратить практику вооруженной интервенции в мусульманских странах. Уже имеются позитивные примеры политического диалога, которые позволяют решать сложные вопросы и не давать при этом повода для силовых действий.

Это относится, в частности, к резолюции ООН N1559, в которой звучит призыв к выводу "всех иностранных войск" с территории Ливана и невмешательству в парламентские выборы в этой арабской стране. Резолюция направлена фактически против сирийского военного присутствия в Ливане. Реакция Дамаска была довольно примирительной: сирийские войска были выведены из Бейрута и передислоцированы поближе к сирийско-ливанской границе. Тем самым Дамаск дает понять Вашингтону, что готов к дальнейшему мирному диалогу и не желает военной конфронтации. Разумеется, при том условии, если США также откажутся в диалоге с Сирией от прямых военных угроз.

27.10.2004
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Алексей Строгин
Террор становится культом
В мусульманском мире растет самокритика
16.09.2004
Все статьи Алексей Строгин
Генассамблея ООН по Украине
Постпред России на заседании СовБеза
ООН об использовании западного оружия для ударов по России
14.06.2024
Гремучая смесь безволия и апатии
Россия отмахивается от обвинений, вместо того, чтобы предъявлять свои требования
10.01.2023
Победа любой ценой
Поражение обойдётся дороже
17.11.2022
Распад НАТО был бы идеальным вариантом
Есть большая опасность эскалации и расширения конфликта на Украине, но если будет окончательно решен вопрос с Киевом, в структуре блока произойдут изменения
15.11.2022
Дмитрий Медведев: «Это похоже на начало агонии ООН»
Генассамблея всемирной организации приняла проект резолюции о создании механизма, призванного выплатить ущерб Украине
15.11.2022
Все статьи темы
Последние комментарии
Убрать мавзолей?
Новый комментарий от С. Югов
17.06.2024 20:17
Исторический контекст отрицания «екатеринбургских останков»
Новый комментарий от Фиалковский
17.06.2024 20:11
Вновь о «екатеринбургских останках» и о роли личности
Новый комментарий от Фиалковский
17.06.2024 20:07
Александр Дворкин против о.Андрея Ткачева
Новый комментарий от Агафон
17.06.2024 19:55
Американские новые «Старые правые» о «еврейском вопросе»
Новый комментарий от Павел Тихомиров
17.06.2024 19:20
Здравый смысл
Новый комментарий от Владимир С.М.
17.06.2024 18:42