Террор становится культом

В мусульманском мире растет самокритика

Общество 
0
145
Время на чтение 5 минут
Президент России Владимир Путин неоднократно подчеркивал нашу принципиальную позицию об отсутствии у террористов национальности и религиозной принадлежности. Однако вопреки всем официальным заявлениям о том, что у террористов нет ни религии, ни национальности, сегодня именно ислам и арабский мир продолжают преподноситься общественному мнению как почва для роста радикализма и терроризма.
Искаженные понятия
Повод для этого дают как СМИ, так и многие политики. Причем зачастую это делается не специально, а от элементарного незнания темы. Взять хотя бы те два слова, произнеся которые можно одновременно запугать и вызвать бурю негодования: "джихад" и "шахид". Сегодня любой прохожий на улице ответит, что "джихад" - это война мусульман против представителей других религий, а "шахид" - это террорист-смертник. Подобная в корне ошибочная трактовка - не более чем вырванная из контекста фраза, выдаваемая за непреложную истину.
Дело в том, что дословно "шахид" означает воин, пожертвовавший собой в ходе справедливой войны, погибший мученической смертью на поле битвы от рук врагов. Но террорист-самоубийца таковым в принципе считаться не может, коль скоро самоубийство в исламе - это страшный неискупаемый грех. И традиции использования смертников-"камикадзе" в исламском мире исторически не существовало.
Не менее ошибочные представления бытуют и о джихаде (букв. "усердие"). Этот арабский термин означает приложение всех усилий прежде всего к борьбе человека со своими греховным побуждениями (Великий джихад), а вооруженная борьба (Малый джихад) - это крайняя вынужденная мера, и объявить такой джихад имеет право лишь духовный руководитель мусульманской общины (имам или муфтий), а отнюдь не любой, кому это заблагорассудится. Пророк Магомет говорил в этой связи: "Вы не должны убивать ни ребенка, ни женщину, ни дряхлого старика, ни поклоняющегося, который находится в своей келье". Таким образом, в ходе военных действий ислам категорически запрещает убивать тех, кто сам не убивает, не сражается и не нападает на мусульман.
Исходя из этого теракты, жертвами которых становится мирное население, являются величайшим преступлением и прегрешением против основ ислама и мусульманского права - шариата. По сути террористы-смертники (с точки зрения ислама) являются обычными убийцами и самоубийцами, обреченными на вечные мучения в аду.
Проблема, однако, состоит в том, что в сегодняшнем мире некоторые радикально настроенные мусульмане (подобные Усаме бен Ладену и его соратникам), вероятно, в самом деле считают себя вправе пересматривать традиционную мусульманскую доктрину и по-новому трактовать понятие "джихад". Искажая и подменяя сущность данного понятия, они ищут в религиозных текстах оправдания своим амбициозным политическим действиям. Характерно, что среди лидеров той же пресловутой "Аль-Каиды" нет мусульманских богословов-улемов. Ни бен Ладен, ни другие лидеры международных террористов даже с формальной точки зрения не имеют права издавать фетву - религиозно-правовое суждение по конкретному вопросу, являющееся для мусульман руководством к действию.
Идея или деньги?
Террористы сегодня (будь то в Ираке, на Северном Кавказе или где бы то ни было еще) стоят на распутье: они отчаянно ищут новые лозунги и модели действия, способные вызывать мобилизацию масс. Именно в этом контексте произошли и трагедия в Беслане, и похищение французских журналистов в Ираке. Деятели этого "псевдоджихада" хотели заставить Москву пойти на уступки, но подобная тактика вызвала лишь гнев и негодование со стороны мусульманского общественного мнения.
Похищение французских журналистов некой организацией, именующей себя "Исламской армией Ирака", которая пыталась шантажировать президента Франции Жака Ширака с целью отмены закона, запрещающего религиозные символы во французских школах, также вызвало единодушное осуждение в исламском мире. Даже радикальная палестинская группировка "ХАМАС" и ливанская "Хезболла" сурово осудили захват заложников. Не из симпатий к Франции и французам, а потому, что эти похищения могут спровоцировать, по их мнению, смуту и раскол (фитна) в рядах мусульман.
Деятели "Исламской армии Ирака" рассчитывали на то, что их стратегия приведет хотя бы к моральной победе. Однако эта стратегия обернулась против себя. Политика Франции на Ближнем Востоке (критика войны, ведущейся под руководством США, а также критика в отношении позиции правительства Израиля в палестино-израильском конфликте) значат больше для арабо-мусульманского общественного мнения. И поэтому действия похитителей вызвали эффект, обратный ожидаемому: на арабском телевидении выступили десятки французских мусульман и решительно отвергли притязания "Исламской армии" на то, чтобы выступать от их имени. Похитителям пришлось пойти на попятную, и теперь они требуют банального выкупа, а не внесения изменений во французское законодательство, дезавуируя тем самым религиозную подоплеку своих действий. Еще более компрометирующим для похитителей стало то обстоятельство, что суннитские богословы-улемы Ирака издали фетву с резким осуждением практики похищения людей.
Сегодня арабские и другие мусульманские страны страдают от террора не меньше, чем другие государства. Может быть, даже больше, потому что проявляется тенденция ассоциировать терроризм с исламом и с арабской нацией. Надо сказать, что теракты в мусульманских странах происходят сейчас гораздо чаще, чем в России. Недавний взрыв в Индонезии, вылазки террористов в Саудовской Аравии, Турции, Пакистане, Афганистане, Йемене, Алжире. Список можно продолжать.
Что же касается трагических событий в Северной Осетии, то они произвели небывалый ранее эффект на мусульманскую общественность во всем мире, в том числе и на мусульманских духовных деятелей. Великий имам шейх Мухаммад Сейид Тантави, главный духовный лидер Египта, во время молитвы в пятницу сказал: "Те, кто совершает похищения людей, являются преступниками, а не мусульманами".
Волна раскаяния
Мусульманские мыслители с трудом могут поверить в то, что люди, совершившие это чудовищное злодеяние, считали себя мусульманами. На страницах ведущих арабских изданий убийства детей террористами сравниваются с ритуальными человеческими жертвоприношениями, практиковавшимися в древности некоторыми языческими народами.
"Достоверным фактом является то, что не все мусульмане являются террористами, но равным образом справедливо - и исключительно болезненно - также то, что почти все террористы являются мусульманами", - заявил в одном из самых поразительных комментариев такого рода Абдель Рахман Аль-Рашед, генеральный директор имеющей обширную зрительскую аудиторию спутниковой телевещательной станции "Аль-Арабия". По его словам, "позорно и унизительно сознавать", что мусульманами были не только захватчики школы в Беслане, но также убийцы непальских рабочих в Ираке, люди, атаковавшие жилые дома в Эр-Рияде и Хобаре (Саудовская Аравия), и женщины, которые, как полагают, взорвали два российских самолета. Да и сам Усама бен Ладен - мусульманин.
Журналист ежедневной саудовской газеты "Оказ" Халед Хамед аль-Сулейман отметил: "Пропагандистам джихада за несколько лет удалось исказить образ ислама. Они превратили сегодняшний ислам в нечто, имеющее отношение к обезглавливанию, перерезанию глоток, похищению невинных гражданских людей и подрыву людей взрывчаткой. Они навсегда закрепили в глазах всего мира образ мусульман как варваров и дикарей, которые ни на что другое, кроме убийства людей, не годны".
Мусульманские религиозные деятели и влиятельные журналисты сегодня спрашивают себя: что они могут сделать для того, чтобы искоренить зло терроризма? Очевидно, что с помощью одних лишь запретов это зло не остановить. Террор сам по себе уже превратился в своего рода культ для тех, кто его вдохновляет и осуществляет, а для террористов не существует иных авторитетов, кроме их собственных главарей. Но реакция мусульманской общественности тем не менее здесь крайне важна. Для того чтобы ряды террористов не пополнялись, в мусульманском мире необходимо создать общественную атмосферу нетерпимости к террору. И государственные структуры как в самих мусульманских странах, так и в России, Америке или Европе обязаны всемерно этому содействовать.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Алексей Строгин
Все статьи Алексей Строгин
Общество
«Крокус» – проверка на вшивость
Об инициативе возвести храм на месте теракта и необходимости предотвратить роковую ошибку, которая может быть допущена обществом и государством
02.04.2024
Народное единство начинается с народного объединения
Находкинцы провели «воскресник»
14.08.2023
Деревни: время дожития
Фильм Сергея Герасимова
18.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Катастрофа высшего образования на Западе
Новый комментарий от Павел Тихомиров
19.04.2024 09:55
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 07:12
В сострадании и помощи простым людям ей не было равных
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:40
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:11