Это замечание - хороший ответ на попытки некоторых наблюдателей сравнить открывшийся в Москве в минувшее воскресенье Архиерейский Собор то ли с партийным съездом, то ли еще с каким-либо светским мероприятием. Да, торжественно, представительно, но по сути - совсем иное. Впрочем, и по форме тоже. Начинаются заседания не с гимна, а с молитвы. И главный доклад прерывался не "бурными и продолжительными", а общим пением "Вечная память", когда речь зашла об архиереях, скончавшихся со времени предыдущего Собора 2000 года.
Согласно Уставу Русской православной церкви ее Архиерейские Соборы созываются каждые четыре года, чтобы подвести итоги и наметить дальнейшие пути церковного служения. Это высшая церковная власть в период между Поместными Соборами, которые наделены еще и правом избирать Патриарха, толковать учение Церкви.
Какие ожидания в самой Церкви и в обществе связаны с нынешним Собором? Каковы главные вопросы, на которые он ответит?
Конечно, центральное его событие - прозвучавший в первый же день доклад Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Кроме того, с докладами выступят председатель Синодальной комиссии по канонизации святых митрополит Ювеналий и председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Кирилл. Будут обсуждены вопросы внутренней церковной жизни, "Положение о наградах Русской православной церкви", организация церковного суда в Русской православной церкви, приняты итоговые документы Собора.
Особый интерес вызывают взаимоотношения с Русской зарубежной церковью. Собор должен стать серьезным шагом к сближению двух Церквей. После того как в мае этого года в России побывала с первым официальным визитом делегация Русской зарубежной церкви во главе с митрополитом Лавром, были образованы совместные комиссии для выработки ряда принципиальных документов. Они напряженно работали все это время и уже подготовили несколько согласованных проектов. Теперь на Архиерейском Соборе их предстоит рассмотреть и одобрить, после чего станет возможным, например, евхаристическое общение, то есть совместные богослужения. Должен быть положен конец и имущественным спорам двух частей Русской Церкви. А в перспективе и организационное объединение - одна из комиссий работает над вопросом о статусе Русской зарубежной церкви как самоуправляющейся части Русской православной церкви.
Всегда популярна у верующих тема канонизации святых. И на нынешнем Соборе список молитвенников и заступников, к которым обращаются православные в своих молитвах, будет увеличен. При этом Патриарх в своем докладе предостерег от поспешности в этом деле, а особенно - от попыток церковного прославления неканонизированных лиц, которым посвящают молитвы и иконы. Речь идет, например, о Григории Распутине и Иване Грозном.
И все-таки основное внимание в докладе Патриарха уделялось не столько вопросам внутрицерковной жизни, сколько проблемам, которые сегодня одинаково остры для Церкви, общества, да и всего человечества.
- Мы стоим перед новыми, неизвестными и непривычными для нас мировыми процессами, - сказал он в своем вступительном слове. - Если ХХ век был ознаменован гибельным распространением атеизма и материализма, приведшим к разрушительным последствиям в нашем Отечестве, то век нынешний заставляет нас выносить на повестку дня обсуждение таких явлений, как необратимое искажение духовного сознания во всем мире, влекущее за собой всеобщее падение нравственности, распространение неоязычества, терроризма и других губительных явлений современности.
Говоря об этих непростых проблемах, Патриарх подчеркивал, что у Церкви есть ключ к их преодолению, и вовсе не случайно, что светская власть нередко обращается к опыту русского Православия при анализе и решении многих вопросов национального и международного масштаба.
- Общим местом стало утверждение, что основная задача террористов - посеять страх среди населения, - сказал Алексий II. - Безусловно, это так, однако не следует забывать, что при этом некоторыми маргинальными религиозными группами предлагается богословское обоснование террористических актов. В связи с этим высшую степень актуальности приобретает вопрос выработки идеологии, которая помогла бы дать адекватный ответ человеконенавистническому мировоззрению терроризма. И нам, православным, есть что предложить здесь государству и обществу. Поскольку насилие прежде всего питается чувством злобы и ненависти, то, очевидно, что наиболее успешным средством противодействия ему будет распространение мировоззрения, основанного на христианской любви и милосердии.
Еще одна острейшая проблема, о которой говорилось в докладе и которая будет широко обсуждаться на Соборе, это нравственное состояние общества.
- Под влиянием пороков человеческая личность деградирует, - сказал Патриарх. - То же самое можно сказать и в отношении всего общества: широкое распространение нравственных болезней постепенно приводит к его духовному регрессу, подтверждением чего является и тяжелая демографическая ситуация, сложившаяся на сегодня.
Возможности Церкви в "уврачевании этих недугов", в улучшении нравственного состояния общества, по мнению Патриарха, весьма велики. Для того чтобы реализовать их, нужно, считает Предстоятель Русской православной церкви, "направить свои усилия не только на строительство храмов, но и на преображение внутренней жизни христиан, что невозможно без созидания духовно здоровых православных общин, без устроения взаимоотношений между всеми членами Церкви на началах братской любви и взаимной заботы".
Работа Собора продолжается. Его заседания будут проходить в московском храме Христа Спасителя, а в конце недели участники переедут в подмосковный Сергиев Посад. Там, в Троице-Сергиевой лавре, после совместных богослужений в честь преподобного Сергия Радонежского, память которого отмечается 8 октября, будет оглашено Послание Архиерейского Собора и состоится его закрытие.
О решениях и итогах Собора мы расскажем читателям на страницах нашей газеты.
5 октября 2004 г.