Съезд церковных иерархов проходил под председательством Святейшего Патриарха Алексия II в храме Христа Спасителя. Собор начался с совершения Литургии, которую возглавил Святейший патриарх Алексий, и завершился также богослужением в Троице-Сергиевой Лавре. В обители было совершено молебное пение преподобному Сергию Радонежскому, потому что 8 октября был днем его памяти.
В программу Собора входила и встреча с Президентом РФ Владимиром Путиным, на которой обсуждались общегосударственные вопросы. Общение с Президентом носило дружественный и взаимозаинтересованный характер, ведь многие государственные проблемы и события не обходят стороной и Церковь.
По итогам этого значимого события в Архангельске была организована пресс-конференция, на которой присутствовали журналисты телевидения и радио, печатных и виртуальных СМИ Архангельсккой области.
Владыка рассказал об итоге встречи иерархов Церкви, а потом предложил журналистам задавать вопросы.
- В течение работы Собора рассматривались разные вопросы как внешней, так и внутренней жизни РПЦ. География епархий и приходов нашей Церкви весьма обширна, от Америки до Камчатки, есть епархии нашей Церкви в Европе, на Американском континенте - в США, Канаде, и Южной Америке. А приходы существую практически во всех странах мира - там, где живут русские люди разных поколений эмиграции.
Собор принял несколько положений. В частности, определение о развитии диалога РПЦ с Русской Православной Церковью Заграницей, о развитии диалога со Старообрядческой Церковью, о внешней деятельности РПЦ, о наградах Церкви, о последних событиях, происходящих в нашей стране: осуждение террористических актов и других негативных моментов в жизни нашего общества.
- Что говорилось о церковном суде, и есть ли такой в нашей епархии?
- Церковный суд призван к урегулированию вопросов между духовенством и мирянами, духовенством между собой, духовенством и какими-то вопросами, связанными с жизнью приходов (имущественными, касающимися взаимоотношений светского и церковного законодательства, и церковных канонов). За основу был взят проект церковного суда, принятый решением Собора на двухгодичное рассмотрение епископатом. В этом проекте учтены разные моменты.
В каждой епархии члены церковного суда определяются правящим епископом, суд должен быть в каждой епархии под председательством епископа. Если нет четко определенного состава со специалистами, обладающими юридическим образованием и знающими церковные каноны, то обязанность суда исполняет епархиальный совет. Он имеется в каждой епархии - совещательный орган при епископе, который собирается в перерывах между заседаниями епархиальных собраний. Функции суда исполняет епархиальный совет. Вот и у нас есть епархиальный совет.
- Говорилось ли о передаче государством церковных земель?
- Собор принял обращение к руководству страны о том, чтобы ускорить возврат и церковного имущества, и церковных земель, которые были изъяты у РПЦ. Кроме того, этот вопрос мы поднимали на встрече с президентом РФ, на что получили благожелательный ответ и обещание постепенного рассмотрения этого вопроса. Мы понимаем, что сразу вернуть все храмы невозможно, требуются немалые финансовые затраты, поэтому предложение нашего епископата было такое: постепенное рассмотрение имущественного вопроса - в течение пяти-десяти лет.
- Какие региональные вопросы рассматривались на Архиерейском Соборе?
- В документе о внутренней жизни Церкви практически каждый пункт относится к регионам, епархиям. Сюда можно включить вопросы о внешней жизни Церкви, о восстановлении порушенных церковных зданий, храмов. Но самое главное, чему уделялось внимание, это организация при каждой епархии отделов по делам молодежи, по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными органами, по социальному служению и другим вопросам, касающимся духовного воспитания людей, начиная с младенчества. Ведь главная задача Церкви миссионерство - церковное просвещение людей. В этой связи была отмечена наша епархия. Когда был зачитан доклад председателя миссионерского отдела Патриархии, наша епархия упоминалась как благоприятное поле для миссионеров.
На протяжении уже нескольких лет мы принимаем миссионеров из Свято-Тихоновского Богословского института, из Дмитриевского училища сестер милосердия и из других учреждений миссионерского отдела. По глубинке нашей области путешествуют православные миссионеры по нескольку раз в летний период, а бывает, что и зимой. В частности, по таким обширным районам, как Мезенский и Лешуконский, Шенкурский, Плесецкий, Каргопольский. В помощь настоятелям приходов приезжает группа миссионеров, которая посещает самые дальние уголки этих районов и достигает таких мест, откуда людям трудно выехать. Совершают Таинства, которые люди испрашивают: крещение, венчание, совершают даже литургии в приспособленных помещениях.
- Поднимались ли вопросы, связанные с падением нравственности в нашем обществе?
- Выражалась обеспокоенность, что творится в нашем обществе на сегодняшний день. Это общеизвестные пороки наркомании, алкоголизма, потребленческого настроения, за которым не стоит ничего, обмирщение общества, когда забывается главное - духовность, и дальше материального ничего больше не просматривается. Собор поднимал эти вопросы, потому что они волнуют людей, членов нашей Церкви. Священноначалие Церкви постоянно взаимодействует с правительством России, с Госдумой, госучреждениями по этим проблемам. Сейчас уже принято решение о том, что вписывание личных кодов в паспорта не обязательно, и в новом документе эту строку решено изъять.
- Что говорилось об отношениях со Старообрядческой Церковью?
- На Архиерейском соборе был поднят вопрос о взаимоотношениях со Старообрядческой Церковью. Старообрядцы - это жители России, наши люди, члены нашего общества. Собор рассматривал вопросы взаимодействия и диалога со старообрядцами как конструктивной частью нашего общества, как правило, настроенной патриотически, любящую свою землю, старающуюся для нее. Поэтому нет смысла разобщаться, наоборот, все здоровое должно сейчас концентрироваться в противовес нездоровому. Поэтому сближение уже началось.
На Межконфессиональном совете, который недавно собирался у Президента, присутствовал и представитель Старообрядческой Церкви. Кстати, первый шаг был сделан еще в 1971 году, когда на Поместном Соборе были сняты клятвы со старообрядцев и старые обряды были признаны равнозначными с новыми обрядами. То есть и здесь причины для разделения нет. Остается вопрос об иерархии. Поэтому мы не можем вместе совершать Таинство Евхаристии, но в качестве сближения Собором признана организация единоверческих приходов. То есть богослужения будут совершаться по старым обрядам, но канонически правильно рукоположенным священником. Иными словами,священнослужитель Русской Православной Церкви, а прихожане - старообрядцы.
Подобные примеры уже имеются, а до революции существовала такая система - все епархии и приходы со старообрядцами подчинялись единоверческому епископу, который отвечал за приходы. Была высказана мысль, чтобы этот опыт возродить, но дело в том, что среди священнослужителей мало специалистов, знающих богослужения по старым обрядам, поэтому было предложено обучать ряд священнослужителей, чтобы старообрядцы могли создавать свои приходы, но в юрисдикции РПЦ. Это реальный шаг к сближению. Кстати, в Москве и некоторых епархиях есть единоверческие приходы.
- Рассматривался ли вопрос о канонизации Ивана Грозного и Григория Распутина?
- Рассматривался. Собор однозначно определил на сегодняшний день невозможность рассмотрения вопросов канонизации этих людей, поскольку имеются в их жизни моменты, не соответствующие христианским нормам нравственности. Я думаю, это известно. А вот что касается канонизации вновь прославленных святых, то Собор определил благословить для общецерковного почитания нескольких святых, которые общеизвестны в нашей Церкви. В том числе и праведного Феодора Ушакова, и Дивеевских святых, блаженной Матроны Московской. Было вынесено и определение по канонизации: рекомендовано всем епархиям исследовать и подготавливать материалы по прославлению и новомучеников, и праведных людей, почитаемых народом той или иной епархии.
Записала Валентина Музыкина
октябрь 2004 г.