Воспитание ужасом

Историю инквизиции не отделить от истории Церкви

Число жертв инквизиции значительно преувеличено. К такому выводу пришла группа ученых, которым Папа Римский Иоанн Павел II заказал подготовку историко-статистического обзора деятельности священной инквизиции за весь период ее существования, с XIII по XIX век. Что это, еще одна попытка если не совсем оправдать, то уж по крайней мере приукрасить образ, и поныне чудовищный? Хотя сквозь мрак ХХ столетия костры инквизиции и кажутся порой всего лишь болотными огоньками...

Об авторе: Сергей Алексеевич Колесанов - историк и журналист.


Дело не в числе жертв. Для своего времени оно в любом случае было достаточно впечатляющим. Инквизиция - это не застенок и не костер. Это атмосфера жизни.

Понятие инквизиция включает в себя систему противоеретического расследования, изощренного (а зачастую извращенного) дознания, суда и театрализованной расправы.

Поначалу борьба с еретиками шла несколько примитивно. Их в основном "жгли глаголом", в крайнем случае сходились в открытом бою, как, например, с альбигойцами (французскими последователями манихейской ереси. - "НГР"). Но вот в середине ХIII века Папа Иннокентий IV разрешил в процессе дознания применять к еретикам пытки. Тут-то инквизиция и приобретает хорошо знакомые нам черты классически организованного аппарата индивидуального и массового насилия. С этого времени и до конца XVI века количество еретиков возрастает лавинообразно. Равно как и усердие инквизиторов.

Задачей инквизиции было найти и истребить носителей ереси - активных, пассивных и потенциальных. Остальных воспитать ужасом. Обвиняемый, отказавшийся дать под пыткой нужные показания, считался изобличенным, но еще более опасным еретиком. Его ждали отлучение от Церкви и костер. Чтобы спастись, подсудимый должен был признать себя виновным в предъявленном ему обвинении, затем выдать подлинных или воображаемых сообщников, и только тогда ему разрешали отречься от ереси и примириться с Церковью. Но и раскаяние не спасало от костра, если у суда был повод заподозрить раскаявшегося в неискренности.

Любопытна эволюция взглядов Блаженного Августина. Вначале он сам был еретиком - манихеем. Затем перешел на ортодоксальные позиции Церкви и повел полемическую борьбу с еретиками. Именно он стал приверженцем мер ограниченной строгости, то есть рекомендовал репрессии, исключавшие, однако, пытки и казни. Затем признал, что без пыток и казней не обойтись.

Органы инквизиции, так называемые священные трибуналы Католической Церкви, просуществовали с ХIII по ХIХ век. В ХIХ веке светская власть окончательно указала Католической Церкви ее место. Картина деятельности инквизиции в полной мере не будет восстановлена никогда, потому что огромное количество ее архивов пропало или было уничтожено еще в начале ХIХ века.

Молот ведьм

Одной из самых опасных ересей считалось не только колдовство, но даже неверие в существование ведьм и в их колдовские возможности. По данному обвинению законом допускались показания любых свидетелей, поскольку колдовство рассматривалось как высшая форма измены христианской вере. Вследствие этого показания о колдовстве разрешалось давать свидетелям, обычно не допускавшимся в суд: преступникам, отлученным от Церкви, уличенным в лжесвидетельстве, причем их имена могли оставаться в секрете.

В XV веке появился "Молот ведьм" ("Malleus maleficarum") - трактат монаха-доминиканца Якова Шпренгера и декана Кельнского университета Генриха Инститориуса. Это было практическое и теоретическое руководство по обнаружению и искоренению колдовства. Оно снабдило как духовных, так и гражданских судей готовыми приемами пыток, ведения суда и вынесения приговора. В нем рассматривались все типы злодейств, совершаемых ведьмами: договор с дьяволом, сексуальные отношения с демонами, перемещения, превращения, порча урожая, скота - самый широкий круг чародейств и противодействие каждому из них.

Авторы "Молота ведьм" стремились любыми средствами добиться обязательного сожжения ведьм. Особенно примечательно то, что протестанты, повсюду противостоявшие инквизиции, считали "Молот ведьм" авторитетом и законом во всем, что касалось нечистой силы. В течение XV-XVII веков книга выдержала десятки изданий.

Православная инквизиция

Никто так не умел превратить массовую расправу над жертвами в мистериальное зрелище, как католики. Но инквизиция действовала почти во всех христианских странах. Своих противников преследовали также протестанты и православные. Правда, со значительно меньшим размахом и отнюдь не с такой изощренностью.

В середине XIV в Новгороде и Пскове, где среди мирян издавна были в обычае религиозные споры, появились так называемые стригольники, которые отказывались от общения с официальным духовенством, ибо оно все "во зле лежит". Насколько можно судить по документам того времени, гневно обличающим эту ересь, стригольники отрицали церковную иерархию, таинство причастия, исповедь, почитание икон и святых. Главное отличие ереси от учения Церкви в том, что содержание ереси, как правило, исчерпывается пафосом отрицания.

Столетие спустя последователи другого еретического учения, жидовствующие, тоже все отрицали: Святую Троицу, иконы, монашество... Некий монах Самсонка показал, что еретики изрекали хулу на Христа и на всех святых, расщепляли иконы, показывали иконам кукиш, спали или мылись на них, поливали "скверной водой" и кидали иконы в лохань... - чего только не наговоришь под пыткой. В отличие от стригольников ересь жидовствующих имела солидную теоретическую базу. С ними на территорию нашего отечества проникло множество книг по астрологии, алхимии и тому подобным наукам, с которыми нашему духовенству волей-неволей пришлось ознакомиться, чтобы не ударить в грязь лицом в процессе полемики.

Масштабы нашей местной специфически "инквизиторской" деятельности с западноевропейскими лучше не сравнивать. Во избежание конфуза. Стригольников без особой торжественности убивали, сажали в темницы. Троих наиболее популярных утопили в Волхове.

Некоторые "культурные заимствования" видны в расправе над наиболее активно жидовствующими. На них надели вывороченную одежду, шлемы из бересты с мочальными кистями, соломенные венцы с надписью "се есть сатанино воинство", посадили на лошадей лицом к хвосту. А народу велено было плевать на них и кричать: "Вот враги Божии, хулители Христа!" Затем на их головах зажгли шлемы из бересты, от чего некоторые из осужденных лишились рассудка и погибли.

Все это было не собственным почином или изобретением архиепископа Новгородского Геннадия и других православных иерархов. Инициаторы казни еретиков действовали по примеру "шпанских королей", т.е. испанской инквизиции.

В начале XVI века в Москве и в Новгороде наиболее видные еретики были всенародно сожжены в деревянных клетках. Позднее подобным образом пытались вразумлять и старообрядцев, на которых это не произвело ни малейшего впечатления. Во-первых, потому что они и сами нередко прибегали к самосожжению, а во-вторых, слава Богу, было куда бежать. Вот он, основной фактор нашего исторического развития - пространство.

Подавляющее большинство репрессий проводила светская власть. По сугубо политическим или уголовным мотивам, к которым иногда, впрочем, примешивались и до некоторой степени религиозные: некто в пьяном виде учинил то-то и то-то и изрек хулу и т.п.

Государство в России очень рано сумело полностью подчинить себе Церковь, отведя ей роль послушного воспитателя с некоторыми цензурными функциями.

Итак, инквизиция в России, безусловно, была, но в масштабах, не сравнимых с западноевропейскими (тем более испанскими). Здесь мы безнадежно отставали по исторической фазе, до тех пор пока Сталин не взвалил на себя бремя создания новой - государственной квазирелигии. Опыт преследования еретиков очень пригодился всем тоталитарным режимам. Тут снова понадобилось и чудовищное инквизиторское "следствие", и воспитание ужасом. И при этом тоже нередко рассуждают о преувеличении количества пострадавших.

Православная Церковь окончательно урегулировала отношения со своими "еретиками" - старообрядцами - в начале XX века. Тут как раз нахлынули другие, новые еретики, оказавшиеся российскому православию не по зубам.

Время извиняться

Повлиять инквизиторскими методами на исторический процесс невозможно. Но и удержаться от их локального применения оказалось не в человеческих силах.

В 2000 г. Папа Иоанн Павел II принес публичные извинения за деятельность инквизиции. Как он выразился, "за нехристианские поступки, совершенные во имя веры". Только не во имя веры. На пытки и на костер посылают во имя власти. Во имя веры спасают других и жертвуют собой. Бывает, конечно, что, жертвуя собой, уничтожают других, но и это тоже во имя власти.

После того как в течение нескольких столетий Земля с полной очевидностью вращалась вокруг Солнца, извинились за процесс над Галилеем. Пришла очередь извиниться и за инквизицию в целом. Ватикан постоянно идет в ногу со временем. Только нога у него какая-то уж очень длинная. Инквизицию отвергли отнюдь не за жестокость. За бессилие.

Сегодня ничто не мешает Папе Римскому без малейшего лицемерия проповедовать истинно христианскую кротость. И тем не менее историю инквизиции не отделить от истории Церкви. Остается смиренно извиниться. И все же Церковь (если она действительно Церковь, а не секта) была и остается безусловным носителем нравственного императива. В противном случае она бы не выжила, не стала Церковью.

Церковь стоит, скорбно отмывая пятна крови и копоти пятисотлетней давности. Справедливости ради надо заметить, что не только Церковь, но и все население средневековой Европы не знало других практически действенных методов борьбы с хаосом.

Сегодня споры о необходимости и неизбежности инквизиции пятьсот лет назад безосновательны. Дай нам Бог разобраться, в чем она может воплотиться сегодня.

7 июля 2004 г.
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Сергей Колесанов:
Воспитание ужасом
Историю инквизиции не отделить от истории Церкви
09.07.2004
Все статьи автора
"религия"
Все статьи темы
Последние комментарии
Для депутатки Пушкиной нет ничего святого
Новый комментарий от Русский Сталинист
27.03.2019
Верните памятник Г.К.Жукову на Манежную площадь!
Новый комментарий от Русский Сталинист
27.03.2019
Вино или Кровь
Новый комментарий от Иерей Геннадий Метелкин
27.03.2019
Угроза государственного переворота
Новый комментарий от Сант
27.03.2019
Форум ещё лучше и быстрее
Новый комментарий от Разработчик РНЛ
27.03.2019
Трансгендер с 5 лет
Новый комментарий от NNNN
27.03.2019
День памяти отрока-мученика Андрея Ющинского
Новый комментарий от Наталья Скиф
27.03.2019