Возвращение Хомякова

Новости Москвы  Общество 
0
501
Время на чтение 6 минут
Книги давно и прочно вошли в наш быт, в нашу жизнь. Так было в прошлые советские годы, так стало и в нынешние времена, правда, это относится к той части людей, которые не бросились на снедь западных культурологов и не отрешились от русской литературы.
Союз писателей России целенаправленно продолжает, как и ранее, проводить в городах и весях литературные встречи, торжества, круглые столы. И как показывает практика, нашему народу такие встречи необходимы. Только нынешним властям, культурным ведомствам и разным прочим фондам они ненадобны. Вот уже второе десятилетие, за редким исключением, литературные встречи обходятся без поддержки с их стороны.
Подобное произошло и с нынешним юбилеем Алексея Степановича Хомякова - 200-летием со дня рождения. Человеком он был необычайным, такую богато одаренную фигуру на русской земле, да и во всем мире, надо поискать. В одном лице он соединил: философа и богослова, поэта и историка, публициста и математика, экономиста и медика. Он возглавил движение славянофилов, а в конце жизни - Общество любителей российской словесности. 200-летняя годовщина со дня рождения скромно промелькнула в Москве и широко, и достойно отмечена в Туле (с 11 по 14 мая с. г.)
В 170 километрах от Москвы и в 15 километрах от Тулы расположилось старинное село Богучарово (ныне поселок Октябрьский Ленинского района). В нем находилось с 18-го века родовое поместье Хомяковых. Слава Богу здесь сохранился дом, правда в грустном состоянии, парк, пруды и прекрасной архитектуры церковь Сретения Господня.
Поместья Хомякова имелись еще в Смоленской и в Рязанской губерниях, но писатель более всего почитал бывать на Тульщине. Неслучайно туляки называют Алексея Степановича земляком, хотя и родился он в Москве. Нравилось ему здесь в тиши вековых деревьев творить, читать, молиться в храме или на дому, заниматься сельским хозяйством, огородничеством, решать на сходках крестьянские проблемы, отдыхать, охотиться.
По воле Божией, начиная с конца 70-х годов прошлого века, стал и я наведываться в неизвестный для меня ранее поселок. В этой усадьбе поселился родной брат моей жены. Дом был неприметный, видавший виды: первый этаж каменный, второй - деревянный. Хорошо помнится комнатка-келия с двумя маленькими окнами и толстыми стенами, образующий удлиненный подоконник.
В те далекие годы 19-го столетия в этом доме и еще двух подобных проживали служивые люди. Тогда ни я, никто другой из местных не знал, кто являлся владельцем этого имения. Все прояснилось значительно позже.
На моих глазах возрождался храм. И мне приятно осознавать, что за годы его восстановления и я стал прихожанином. От села Богучарово проявился мой интерес к многогранной деятельной жизни Алексея Степановича. Хотелось узнать большее, не только его труды, но и его быт, обстановку, какие растения выращивал в саду, в парке, в теплице, как постился и молился.
О надувных звездах эстрады часто пишут журналисты всякую ересь, ибо умного от них нечего ожидать. Потому что у этих эстрадников блеклые номера, блеклая жизнь.
Об истинно талантливых людях есть что рассказать: они неординарны в своих поступках, в своих действиях. О своих многочисленных дарованиях Хомяков знал, потому усердней возносил молитвы ко Всевышнему. "Искренне верующий христианин, он постоянно стремился осуществить на земле высокое назначение человека в тех границах, какие определены ему Провидением; он был преисполнен теплого чаяния жизни иной, для которой земное существование служит только приготовлением" (М. Лонгинов).
Не знаменательно ли, что в день отъезда на Тульскую землю на юбилейные Хомяковские чтения Патриарх Московский и всея Руси Алексий 2 принял русских писателей и в конце встречи благословил поездку и проведение празднества.
Вечером мы прибыли на место и разместились в пансионате "Слободка", что в трех километрах от Богучарова, в имении родственника Хомякова, с хорошо сохранившемся старым парком, прудами и домом.
Утром следующего дня автобус доставил нас в Богучарово в Сретенский храм. Службу провел благочинный Тульской епархии протоиерей Геннадий, ему помогал хор, состоящий из студентов Тульской духовной семинарии. В конце службы состоялась панихида по рабам Божиим Алексее и его родне.
Из храма перешли в родовой дом Алексея Степановича. До сих пор в нем в одной части живут селяне, в другой расположилась администрация поселка. Можно себе представить, как за столетия он обветшал, местами перестроен, а для такого маленького поселка и для такого выдающегося имени средства на отселение жильцов и приведения дома в надлежащий вид для создания в нем мемориального комплекса не выделяются. В конце концов удалось получить небольшую сумму на реставрацию.
В усадьбе выполнен громадный объем работ. Порушенный каминный зал, где владелец часто собирал друзей и беседовал с ними на разные темы, предстал пред нами свежевыкрашенными стенами, с лепниной на потолке, солидной подборкой старых книг Хомякова и о нем, картинами из эпохи первой трети 19-го века, бронзой и мебелью. Эти временные экспонаты представили Тульские областная библиотека и картинная галерея.
Особое внимание присутствовавших привлекло "Евангелие", изданное Петром Могилой во Львове в 1636 году, принадлежащей, судя по автографу на титульном листе Дмитрию Хомякову. Скорее всего перешедшего в собрание от именитого отца.
Открытие Хомяковских чтений состоялось в Государственной педагогическом университете с напутственно краткой речью архиепископа Тульского и Белевского Алексия и губернатора Тульской области В. А. Стародубцева. Следует заметить, что привычного для юбилейных встреч торжественного собрания не было. Выступающие выходили после концертных номеров, и проходило на одном дыхании, в одном ритме, интересно, вдохновенно, неутомительно.
Лед тронулся. Весна в разгаре. О некогда запрещенном Хомякове заговорили в полный голос. Вместе с газетно-журнальными статьями, пошел поток тиражей солидных книг и монографий. На презентации книг в Педагогическом университете Союз писателей России в лице заместителя председателя правления Сергея Артамоновича Лыкошина представил прекрасно изданный том двух значительных работ Хомякова "Церковь одна и Семирамида" в одном твердом переплете. Забегая вперед, хочется порадоваться и за туляков. Администрация области при поддержке губернатора выпустила к юбилею писателя двухтомник. В первый том вошли проза и поэзия, во второй - воспоминания современников. Это достойный вклад тульских патриотов в сокровищницу русской литературы.
Вечером - вновь встреча с владыкой Алексием и служителями Тульской епархии в православной классической гимназии, а также с ее ректором протоиереем Львом и преподавателями. Здравицы, выступления, ужин. Это был один из насыщенных теплых и светлых дней первого дня Хомяковских чтений. Пошли трудовые будни. Государственный педагогический университет в последующие два дня представил свои аудитории для заседаний секций. С докладами выступали ученые, чей вклад в исследовании творчества Хомякова отмечен глубокими и серьезными философскими и биографическими трудами.
Пребывание наше на Тульской земле было весьма насыщенно не только учеными докладами, но и встречами. Во второй половине дня (четверг), посетили еще одно из поместий Хомякова - село Обидимо.
В местной школе было открыта выставка, посвященная Алексею Степановичу. Ее ученики показали нам трогательный спектакль, составленный по трудам Хомякова.
На высоком холме около дачных построек осмотрели восстанавливающуюся церковь Рождества Пресвятой Богородицы (17-й век). Господи, помоги селянам восстановить этот древний храм!
В Богучарове в школе нас встретили оригинальным спектаклем, где исполнителями ролей стали в основном старшеклассники. Богучаровская школа давно уже имеет свой музей, где проводятся занятия с учениками об их именитом земляке. Удручает другое: что их знания о Хомякове ограничиваются биографическими сведениями, а его богословские труды проходят мимо школьников, как и они проходят мимо находящегося недалеко от школы великолепного храма, сооруженного в 1836 году матерью писателя Марией Алексеевной Хомяковой, урожденной Киреевской. Без храма нельзя понять и осознать значимость этой выдающейся личности.
Не только друзья относились к Хомякову с пониманием и радушием, ценя его многостороннее познание в науках, но и новое поколение, которое воспитывалось и росло после ухода из жизни Алексея Степановича, прониклись его идеями.
Ярким примером тому служит композитор Н. Н. Неплюев (1851-1908). О нем рассказал правнук Хомякова Игорь Георгиевич Челищев. В селе Воздвиженске Черниговской области, ныне Сумской на Украине Неплюев основал православное крестовоздвиженское первое Трудовое братство и сельскохозяйственную школу (предтеча колхозов) в своем поместье. Вместе со своими единомышленниками и воспитанниками школы они возвели высокую земляную горку, у подножья которой был поставлен памятник. На гранитном пьедестале стоял ангел с высоко поднятым крестом. В постамент вмонтирована металлическая плита с бронзовым горельефом писателя. Надпись гласила: "Христианину-поэту и глубокому мыслителю Алексею Степановичу Хомякову". Сооружена хомяковская горка 4 августа 1887 года.
В мае 1904 года многие города отметили 100-летний юбилей Хомякова. В селе Воздвиженске чествование писателя прошло ярко и самобытно. Об этом сообщил Неплюев, будучи на торжестве в Туле. "В день юбилейного праздника Трудовое братство почтит память его заупокойною обеднею и панихидой в братском храме, собранием, на котором будут прочитаны очерк его жизни и трудов, прочитаны и пропеты многие из его стихотворений, вечером - гулянье у иллюминированной хомяковской горки". Кстати, вершину этой горки заключала ажурная беседа, к которой вели аккуратные ступеньки.
Единственный памятник на Руси выдающемуся писателю-христианину был уничтожен в первые годы советской власти. Но память о нем не стерлась, не канула в лету, тому подтверждение - Хомяковские чтения.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Валерий Алексеев
Все статьи Валерий Алексеев
Новости Москвы
Все статьи темы
Общество
«Крокус» – проверка на вшивость
Об инициативе возвести храм на месте теракта и необходимости предотвратить роковую ошибку, которая может быть допущена обществом и государством
02.04.2024
Народное единство начинается с народного объединения
Находкинцы провели «воскресник»
14.08.2023
Деревни: время дожития
Фильм Сергея Герасимова
18.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Павел Тихомиров
17.11.2024 23:30
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Бузина Олесь
17.11.2024 23:10
Самодержавие и Самоуправление
Новый комментарий от Алекс
17.11.2024 19:53
Зачем?
Новый комментарий от Человек
17.11.2024 19:46
Святые или нет?
Новый комментарий от Алекс
17.11.2024 19:37
Негостеприимная третья столица России
Новый комментарий от Анатолий Степанов
17.11.2024 19:12
«Мигранты в законе»
Новый комментарий от Калужанин
17.11.2024 17:58