Группа компаний "Ист Лайн" управляет аэропортом "Домодедово", в 2003 г. обслужившим 9,4 млн пассажиров. В 2003 г. выручка группы "Ист Лайн", по ее данным, составила $650 млн. Авиакомпания "Ист Лайн", до сих пор входившая в состав группы, эксплуатирует 13 "грузовиков" Ил-76ТД (четыре из них арендованы у "Домодедовских авиалиний"), три пассажирских Ил-86, два Ту-154М и три машины деловой авиации - самолеты Ту-134 и Ил-62М и бизнес-вертолет Ми-8. Выручка авиакомпании "Ист Лайн", по данным Алексея Куимова, составляет около 4 млрд руб. Авиапредприятие "Тесис" эксплуатирует 10 "грузовиков" Ил-76ТД, два пассажирских Ту-154М. Выручка компании в 2003 г. составила около 2,5 млрд руб. В группу "Тесис" входят одноименное турагентство и ряд транспортных компаний. По данным Московской регистрационной палаты, учредителями "Тесиса" являются ряд физлиц, в том числе бывший министр гражданской авиации СССР Борис Панюков и председатель совета директоров компании Алексей Куимов, а также Судостроительный банк, авиакомпания "Самара" и др. Куимов известен также как основатель партии "За Русь Святую".
Еще в марте председатель совета директоров "Ист Лайна" Дмитрий Каменщик заявил в интервью "Ведомостям", что группа решила сконцентрироваться на аэропортовом бизнесе. Авиакомпанию и производство электропоездов "Ист Лайн" признал непрофильными видами бизнеса и решил продать. Как выяснилось, в начале июня авиакомпания "Ист Лайн" сменила собственника.
Председатель совета директоров "Тесиса" Алексей Куимов рассказал "Ведомостям", что он и его партнеры выкупили авиакомпанию "Ист Лайн" у структур Дмитрия Каменщика. По его словам, сделка началась в апреле, а завершилась 7 июня, когда бизнес "Тесиса" и "Ист Лайна" был объединен в рамках управляющей компании "Авиационная группа "Русское небо", гендиректором которой является сам Куимов. Факт продажи авиакомпании подтверждают и в пресс-службе "Ист Лайна": "Эта сделка находится в завершающей стадии. При этом агентство воздушных сообщений "Ист Лайн"и грузовое агентство (продажа авиабилетов и фрахта, соответственно) остаются в составе группы".
По словам одного из бывших сотрудников Куимова, он, как и Каменщик, родом из Свердловской области. По словам собеседника "Ведомостей", с начала 1990-х Куимов вместе с рядом свердловских предпринимателей занялся в Москве бизнесом на авиаперевозках. Бизнес Куимова идет в гору: он сам указывает, что 23 Ил-76 в собственности объединенной компании - это примерно 40% рабочего парка грузовых "Илов" в стране. Объединенная компания намерена брать в лизинг новую отечественную технику, а также модернизировать Ил-76, которым из-за ограничений по шумам двигателя запрещено летать в Европу.
Чиновник Федерального агентства воздушного транспорта говорит, что юридически авиакомпании пока не объединились, каждая из них остается отдельным эксплуатантом со своими лицензиями. При этом он отмечает, что "Тесис" и "Ист Лайн" - единственные авиакомпании, имеющие коммерческие права на регулярные грузовые рейсы между Россией и Китаем. По данным авиакомпании "Атлант-Союз", объем рынка грузоперевозок в этом направлении достигает $200 млн в год.
Конкурентов объединение двух компаний не радует. "С начала июня авиационные власти опять запретили выполнение чартерных грузовых рейсов между Россией и Китаем. Поэтому "Тесис" и "Ист Лайн", которые единственные имеют права на регулярные рейсы, вдвоем, что называется, собирают урожай", - констатирует гендиректор авиакомпании "Атлант-Союз" Станислав Лейченко. Он оценивает стоимость сделки по покупке "Тесисом" "Ист Лайна" примерно в $30 млн. Сами компании ее не комментируют.
Аналитик ОФГ Елена Сахнова отмечает, что первый капитал "Ист Лайн" заработал как раз на авиаперевозках грузов из Китая в середине 1990-х. Однако сейчас аэропортовый бизнес приносит больший доход, и деньги, вырученные от продажи авиакомпании, можно вложить в аэропорт и получить большую отдачу, считает она, так что решение продать авиакомпанию представляется вполне оправданным.
11 июня 2004 г.