Житие преподобного Герасима, Болдинского чудотворца.
Немало истинных подвижников православия почитаемых всей Церковью и местно, подвизались в центральной России в предыдущем тысячелетии. Одному из них - преподобному Герасиму, Болдинскому чудотворцу Православная Церковь будет отмечать 350 лет со дня преставления 14 мая 2004 года. Жизнь преподобного Герасима проходила во времена, напоминающие наши дни. Как и сейчас, тогда в провинции были разрушены дороги, почти уничтожено сельскохозяйственное производство, заброшены дома. Шайки разбойников нападали на людей и грабили транспорт. Поэтому описание жизни преподобного Герасима актуально и поучительно для наших современников. Оно показывает нам как много, за отпущенный Богом короткий срок жизни, может сделать один простой человек, движимый верой, при поддержке Церкви и верховной власти.
Преподобный Герасим родился в 1489 году на Владимирской земле, в городе Переславле-Залесском (ныне Ярославской области). Его родители - отец Михаил и мать Мария, жившие скромно и благочестиво, сына своего нарекли Григорием. Еще ребенком, посещая храм со своими боголюбивыми родителями, Григорий находил для себя в нем много утехи и радости. В Переславле-Залесском в те времена процветал Горицкий в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь, отличавшийся величием богослужения и строгой жизнью братии. (1)
Среди иноков обители особо выделялся праведной жизнью старец Даниил, сподвижник великого князя Василия III Иоанновича (1479-1533), крестный отец его сына, будущего царя Иоанна IV Васильевича Грозного (1530-1584). (2) Отрок Григорий часто посещал опытного старца, который в беседах о спасительных истинах веры оказывал на него большое влияние. В тринадцать лет Григорий со слезами умолил преподобного Даниила принять его к себе на послушание. Вот как об этом сказано в житии преподобного Герасима: "Прииде Григорий и припаде к ногам святаго старца Даниила и начат молити его со слезами, дабы постриг его в иноческий образ. Преподобный же старец возбраняше ему, глаголя: Чадо, юну ти сущу, како имаше понести труды иноческого жития и подвизатися? Много бо потребно терпения во иноческом образе". Вняв неоднократным просьбам Григория, провидя, что юноша станет великим подвижником и прославит Церковь, преподобный Даниил принял его и вскоре постриг его в монашество с наречением имени Герасим. Преподобный взял его под свое руководство и за много лет воспитал в духе веры и церковных преданий. Преподобный Даниил всегда оставался для Герасима примером строгой, чистой и богоугодной жизни. (3)
В то время в полутора верстах (1,6 км.) от Переславля преподобный Даниил начал строительство храма в честь Всех Святых, положившего начало Троицкому монастырю, впоследствии получившему название Данилова. (4) Обитель строилась на "Божедомии", то есть на месте, где стояла богадельня, окормлявшая духовно и телесно увечных, слепых, хромых и не способных к работе. Новый монастырь взял на себя заботу об этих несчастных. Преподобный Даниил благословил Герасиму уход за ними. Помимо необыкновенного трудолюбия, Герасим отличался редким добронравием, кротостью и мягкостью. Всю свою жизнь он ревностно подвизался в подвигах поста и молитвы, стараясь неукоснительно соблюдать келейное правило. Под духовным началом старца Даниила преподобный Герасим прожил двадцать шесть лет. Герасима, также как и его духовного отца, лично знал великий князь Московский Василий Иоаннович. За подвижническую жизнь Герасим почитался и среди его приближенных бояр. (5)
В начале XVI века великий князь Василий Иоаннович овладел Смоленском (1514 г.) и окончил войну с Великим княжеством Литовским (1515 г.). Целых сто лет Смоленский край находился под властью иноземцев, и к этому времени во многих местах обезлюдел и был разорен. По благословению своего духовного наставника преподобный Герасим направился к западным границам России с намерением поселиться в пустынном месте, чтобы предаться молитвенным трудам. Он побывал во многих землях, пока не пришел 25 марта (ст. ст.) 1528 года в окрестности города Дорогобужа. Здесь преподобный Герасим поселился в дремучем лесу недалеко от Смоленской (Московской) дороги. Долгое время ему докучали праздные люди, неблаговидного поведения, покинувшие в годы иноземного правления свои дома и хозяев. Они часто нападали на проезжавшие по дороге обозы и проходивших путников. Преподобный Герасим надеялся увещеваниями и молитвой привести заблудших к покаянию. В построенной им лесной келье, рядом с разбойниками, охраняемый и питаемый Господом, он прожил около двух лет. Они несколько раз нападали на преподобного, избивали, но он мужественно переносил страдания, терпел все искушения и никуда не уходил. По преданию, после очередного разорения, у преподобного Герасима появился сторож-ворон. Громким криком и ударами крыльев эта птица отгоняла непрошеных гостей. Нападал ворон и на диких зверей, искавших у уединенного жилища, чем поживиться. (6)
По особому видению преподобный Герасим перешел к юго-востоку от первоначального места, на поляну, где у источника рос многовековой дуб и протекала речка Болдинка. И с этого места его пытались прогнать местные жители. Они схватили преподобного, и как бродягу отвели к наместнику в город Дорогобуж. Тот, не разобравшись велел посадить подвижника в темницу, но в этот момент к нему прибыл из Москвы царский посланник. Увидев преподобного Герасима, неоднократно бывавшего с преподобным Даниилом на приемах у великого князя, посланник низко поклонился ему и испросил благословение. Испуганный наместник с почетом отпустил преподобного, и с тех пор его никто уже не тревожил. Вскоре вокруг преподобного Герасима собралась братия. Они вместе поставили келии и небольшой храм (часовню) для общих молитв. Видя, что количество ревнителей благочестия увеличивается, преподобный Герасим отправился в Москву, где испросил благословение на открытие обители. Вместе с братией преподобный поставил первый деревянный храм в честь Святой Живоначальной Троицы с приделом во имя преподобного Сергия Радонежского. 9 мая (ст. ст.) 1530 года храм был освящен, положив основу Свято-Троицкому Болдину общежительному монастырю. Преподобный Герасим не гнушался никакими работами в обители. Он принимал участие в возведении трапезной и келий, молол ручным жерновом зерна, пек хлеб, заготавливал и колол дрова, ухаживал за больными и немощными. При этом преподобный Герасим питался только хлебом с водою, спал очень мало и никогда не ложился. (7)
В конце 1535 года преподобный Герасим вместе со своим учеником Симеоном поселяется в полутора верстах (1,6 км.) от города Вязьмы, на правом берегу речки Бебри, в густом ольховом лесу. Место это имело недобрую славу у вязьмичей, так как оно долгие годы было прибежищем для людей разбойных, блудных и праздных. Преподобный устроил здесь келию и несколько лет прожил с учениками в окружении убийц и любителей игр бесовских. "Внегда же благоволи Бог создатися обители и престати тому сатанинскому умышлению, множицею вопль слышан бысть бесовский: "О горе нам! Отъята бысть корысть наша! Преподобный обиде нас, несть к тому наше жилище, но место преподобное". Молва о богоугодной, благочестивой и подвижнической жизни преподобного Герасима быстро распространилась в окрестностях Вязьмы. Вскоре многие начали приходить к нему за благословением и для спасительного для души собеседования. Некоторые, желая остаться при преподобном Герасиме ради любви Божией, поста и молитв, строили по его благословению новые келии. К 1542 году количество собравшейся братии умножилось до достаточного количества для устройства обители. Преподобный "...богатый только нищетою Евангельскою, не имел ни малейших средств, ни какой возможности к тому; но утвержденный и укрепленный в этой мысли явлением ему в сонном видении, как говорит предание, Крестителя Господня Иоанна, благословлявшего его на сей подвиг и возвещавшаго ему будущую славу избраннаго им уединения, воодушевился в своем намерении и твердо положил в душе своей стараться всевозможно о приведении онаго с помощию Божиею, во исполнение". Преподобный Герасим отправился в Москву испросить благословения и разрешения на устройство монастыря, которые и получил от митрополита Макария (1482-1563) и царя Иоанна IV Васильевича.
На пожертвования боголюбивых поселян, трудами братии был устроен деревянный храм в честь Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. По имени главного храма монастырь получил название Иоанно-Предтечева. Устроив новую обитель, преподобный Герасим поставил над ней настоятелем своего ученика Симеона и возвратился в Болдин монастырь. Игумен Симеон, следуя примеру преподобного, управлял Предтечевым монастырем тридцать четыре года, построил второй деревянный храм в честь Вознесения Господня, снискал доверие и уважение не только братии, но и окрестных жителей. (8)
В 1545 году в 36 верстах (38,4 км.) от Дорогобужа преподобный восстановил небольшой монастырь, существовавший с конца XV века, в волостном селе Свирковы (Сверковы) Луки на левом берегу реки Днепр. Преподобный Герасим, получив в столице благословение на устройство обители, защитил собравшуюся братию от притеснений боярина Иакова Андреевича Салтыкова, владевшего землями в окрестностях монастыря. Построив храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы (по другим данным Введенский и Никольский храмы), келии для братии, преподобный оставил настоятелем строителя Сергия. (9)
В 1547 году в Брянских лесах преподобный основал четвертый монастырь - Троице-Введенский. Он поселился на правом берегу реки Жиздры при впадении в нее речки Бродны. На возвышенном полуострове, образованном этими реками, преподобный срубил первую келью и начал строительство деревянного храма в честь Святой Живоначальной Троицы с приделами во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы и преподобного Сергия Радонежского. За короткий срок в обители собралось сорок два человека братии, и преподобный поставив настоятелем строителя Петра (Коростелева) вернулся в Болдино. (10)
Преставился преподобный Герасим 1 (14) мая 1554 года, на 66 году жизни. Перед кончиной призвал он к себе настоятелей и насельников, основанных им монастырей, рассказал им о своей жизни и дал последние наставления. По преданию, он так говорил им: "Се аз раб Божий Герасим...вскоре чаю свое отхождение к Богу,- сохраните моя глаголы, да в мире и любви духовной по отшествии моем поживете; помните свое обещание, еже прияхом ангельский образ и еже отрекохомся мира и всех сует мирских, обещахомся последовати преподобных житию, егда бо сожительствовах с вами, по Бозе правлях обитель сию Живоначальныя Троицы, и вам чадом моим во всем образ бых; ныне же Богу изволившу отшествие мое от здешних, приближися, вас же предаю в руце Божии, той да сохранит вас, и аще угоден буду Господу Богу нудитель буду о вас, братии своей, да и вас сохранит Господь от наветов вражиих; сего ради созвах вы, братию, со всех монастырей своих, да не безизвестно будет вам мое отхождение, да не будет в вас распря многая по моем исшествии. Се же приказываю вам, кому где пребывати наставникам, священникам, диаконам, чтецам, певцам и всем, пребывающим в монастырях....Молю убо вас, братия и чада, соблюдайте глаголы моя устав иноческий преподобных и Богоносных древних Святых Отец, и сие вам сказую: поставляйте во игумена своих монастырей из своей братии, а не чужих монастырей; понеже ведают общее житие и уставы общежительные, якоже аз по Бозе жительствовах с вами, да по моем исшествии бейте челом Государю Царю и Великому Князю Иоанну Васильевичу и Преосвященному Митрополиту Макарию, чтобы в обитель Болдинскую иных постриженников не насылали такоже и во иные монастыри моего строения не бывало бы; а соборных братов было бы двенадцать, все было бы общее, любовь между собою имейте; всякое дело монастырское безропотно творите, а ходите на монастырское послушание с благословением настоятеля; одежду носить всей братии из казны, какову аз уставих; аще же игумену дать на год два рубля, священнику два рубля, диакону два рубля моего строения в монастырях сице бо было. Братия моя и чада, еще вы молю и покланяюся, известно вам есть, еже при моем житии не было пития хмельнаго в обители сей, тако и по моем преставлении отнюдь не было бы, разве квас дрожденник братский, и для гостя той же и мирским людям; по кельям не жить и ни какого сокровища по кельям не держать, кроме одежды, и та б была общая. Такоже и пищи по кельям не держать; питаться же обще всем в трапезе со безмолвием, что Бог подает; сидеть и читать жития Святых Отец и поучительныя слова, а пища чтобы была всем равная - игумену и братии, и гостя кормить тою же трапезою или по разсуждению настоятеля; женскому же полу в обители не входить, точию трижды в год на праздники: Святыя Живоначальныя Троицы, на Введение Богородицы и на память Преподобнаго Сергия, или кто во ин день оброк творите, служить молебен таковому не возбранно. А кто от мирских людей будет присылать пищу, то все нести в трапезу на братию; а который из братии обители сея, коим деянием в прегрешения впадет, таковаго смиряйте, по разсуждению монастырским смирением, а из монастыря не изгоняйте....Аще же странный брат во обитель приидет и начнет не иночески жити, таковаго выслать из монастыря не безчестя; аще который работник в какую вину впадет, и таковаго смирять монастырским смирением; такоже и расколы творящих наказывать в кротости, а не послушающим наказания и таких от обители отгонять, да и прочии страх имут; а который от мирских трудится во обители сей, и отшедши инде поживет, паки приидет во обитель на терпение, и вам бы таковаго приимать, аще же восхощет пострищися, и таковых постригать во иноческий образ без отклада; странных и нищих не оскорбляйте, кормите их и на путь подавайте, что Бог в обители умножил. Игуменов своих почитайте о Господе во всем; аще же игумен начнет не по Бозе жити и не по чину монастырскому, и вам из братии послать к нему в келью и беседовать с ним со смирением духовным; а в духовных делах и во всяких монастырских потребах, без совета соборных старцев, не творите ни что же, а соборным без игумена, но всем сошедшимся соборовати, разве который старец соборный в отъезде будет. Игумен своих постриженников во иные монастыри не отпускал бы, понеже на постризе всяк обещается от обители, в ней же пострижен, не исходит до кончины жизни своея. Сице во всех монастырех моего строения приказываю, а кто по кончине моей в пустыне сей Святыя Живоначальныя Троицы завещания моя поперет, игумен или братия, которыя по мне будут, судятся со мною пред Богом. Аще же братия моя, сохраните заповеданная мною, сохранит вы Господь от всяких находящих на вы бед и обитель сия святая ни чем не оскудеет, но во всем изобиловати будет и незабвени пред Богом будете. Помните обещание свое, еже отрекохомся мира и иже в мире вся красная, за малое терпение вечную жизнь получим; наше бо обещание Ангели Божии написавше имеют на небеси. Се же конец моего жития приближися, вас же братию и чада своя вручаю в Троице славимому Богу и предстательству и Споручнице нашего спасения Пречистой Богородице, и проповеднику покаяния Иоанну Предтече, и Преподобному Сергию Чудотворцу, и в руце Благовернаго Государя Царя и Великаго Князя Иоанна Васильевича Самодержавца всея России, и Преосвященному Макарию Митрополиту Московскому и всея России. Да будет вам известно, отцы и братия, яко бил есмь челом Государю Царю и Преосвященному Митрополиту Макарию, о брежении монастырском и обидах посторонних, да по преставлении моем не дадут в обиду; и буде, братия моя, постигнут вас каковыя скорби, и вы бы уповали есте на Господа Бога и Пречистую Богородицу, и призывали в помощь Сергия Чудотворца и били бы челом обо всем Государю, кого в то время Господь на царство подаст, и Преосвященному Митрополиту, в то время престол правящю; да будет известна сия обитель им, и в деле неповинном защитят вас, и помощию Божию не вредимы пребудете. И сия глаголя не престаю: имейте между собою любовь, еже сам Господь заповеда, любите друг друга. И Апостол поучая глаголет: аще языки человеческими глаголю и ангельскими, любве же не имам, бых яко медь звенящи, или кимвал звяцаяй; и аще имам пророчество и вем тайны вся, и весь разум; и аще всю веру, яко и горы преставляти, любве же не имам, ничтоже есмь; и аще раздам вся имения моя, и аще предам тело мое, во еже сжещи е: любве же не имам, никая польза ми есть. Да и сим не умолкну я, благовествует возлюбленник Христов, Иоанн Богослов, сице глаголя: аще кто себе во свете мнит быти, а брата своего ненавидит, во тме есть доселе; любяй брата своего, во свете пребывает, и соблазна в нем несть: а ненавидяй брата своего, во тме есть, и во тме ходит, и не весть камо идет, яко тма ослепи очи ему. То же и мы вемы, яко преидохом от смерти в живот, яко любим братию: не любяй бо брата, пребывает в смерти. Всяк ненавидяй брата своего, человекоубийца есть: и весте, яко всяк человекоубийца не имать живота вечнаго в себе пребывающа. Тоже аще речет, яко любяй Бога, а брата своего ненавидит, ложь есть: ибо не любяй брата своего, егоже виде, Бога, его же не виде, како может любити; и сию заповедь имамы от него, да любяй Бога, любит и брата своего. Сие вам от Божественнаго Писания предложих яже вся в том созидаются, о сем весь закон и пророцы висят. При сем глаголании, душу мою полагаю и печатлею, и по мне в обители Живоначальныя Троицы, зовомой Болдино, да пребудет до всеобщаго воскресения. Аминь". (11)
Настоятелем Болдиной обители преподобный оставил своего ученика игумена Иосифа Краснописца. По преставлении преподобного Герасима, игумен и соборные старцы Симеон, Макарий, Киприан, Евфимий, иеродиакон Феоктист и прочие "имеяше в память преподобного Герасима наказания и поучения, соблюдаше вся заповеди его, из его устнаго завещания преписавше многия хартии, да не землею память Преподобнаго засыпана будет".
Прослеживая духовную связь преподобного Герасима Болдинского, мы видим, какая мощная духовная сила стоит за ним, каких выдающихся учителей и духовных предшественников он имел. Ученику преподобного Сергия Радонежского священноиноку Никите Боровскому после пострига был поручен на семь лет преподобный Пафнутий Боровский. При пострижении в Пафнутьевом монастыре преподобный Даниил Переславский дан в ученики преподобному Левкию Волоколамскому, ученику преподобного Пафнутия Боровского. Прожив с преподобным Левкием около двенадцати лет, преподобный Даниил поселился в городе Переславле-Залесском, где в Успенском Горицком монастыре постриг в монашество преподобного Герасима Болдинского.
Под духовным наставничеством преподобного Герасима воспитались строгие подвижники: игумен Антоний, впоследствии святитель, епископ Вологодский (скончался в 1588 г.), написавший не позднее 1586 года житие преподобного Герасима; Аркадий, ученик преподобного, подвизавшийся в затворе в Болдино.
Память преподобного Герасима празднуется 1 (14) мая. По "Иконописному подлиннику": "Преподобный Герасим подобием сед, в схиме, брада аки Иоанна Богослова, ризы преподобническия,...брада космачками".
Мощи преподобного Герасима находились под спудом в приделе во имя апостола и Евангелиста Иоанна Богослова Троицкого собора в Болдино. Над гробом преподобного стояла резная вызолоченная, местами посеребренная сень. Братией обители ежедневно служился молебен с чтением особой молитвы преподобному Герасиму. Мощи преподобного Герасима обретены 17 июля (н. ст.) 2001 года в Богословском приделе разрушенного Троицкого собора. Официально днем обретения мощей считается 20 июля. Рака с мощами преподобного установлена у южной стены Введенского храма Троицкого Болдина монастыря. (12)
Примечания
1. Горицкий Успенский монастырь сохранился без значительных разрушений до наших дней. Сейчас в нем размещается экспозиция краеведческого музея и в трапезном храме возобновлено богослужение.
2. В 1652 году преподобный Даниил Переславский причислен к лику святых Русской Православной Церкви, память - 7 (20 н. ст.) апреля. Мощи преподобного хранятся в Троицком монастыре в городе Переславле-Залесском.
3. "Смоленские епархиальные ведомости" - (СЕВ), N 3, 1871, с. 77-78. Житие преподобного Герасима Болдинского.
4. Троицкий Данилов монастырь, основанный в 1508 году, в советский период использовался в хозяйственных целях и пришел в сильное запустение. В 1994 году монастырь был вновь возобновлен.
5. СЕВ, N 3, 1871, с. 77-78. Житие преподобного Герасима Болдинского.
6. Еще при жизни преподобного Герасима у его лесной кельи забил источник, почитаемый как чудотворный до сих пор. Над ним в конце XIX века была устроена деревянная часовня (не сохранилась), а в 1990 году в память о духовных подвигах преподобного установлен поклонный крест.
7. Герасимо-Болдинский Троицкий монастырь имел наибольший расцвет в конце XVI века. С 1611 по 1654 годы монастырь был занят католическими монахами. В 1655 году восстановлено православное богослужение. В 1812 году большое разорение постигло обитель от французов. Закрытый в 1929 году монастырь был взорван в 1943 году немецко-фашисткими захватчиками. Реставрационные работы проводились с 1960 года. Монастырь вновь открыт в январе 1991 года.
8. РГИА. Ф. 834, оп. 2, д. 1797, лл. 39об., 43, 44. Историко-статистическое описание Смоленской епархии. Рукопись. Середина XIX в. Вяземский Предтечев монастырь. // Адрес-календарь Смоленской епархии. Смоленск. 1897, с. 144-146. // Вяземский Предтечев монастырь получил развитие в XVII веке, когда были построены сохранившиеся до нашего времени каменные Одигитриевский и Вознесенский храмы. Монастырь закрыт в 1920 годы и сильно пострадал в ходе боев за Вязьму в 1941-1943 годах. Реставрационные работы проводились с начала 1970 годов. Монастырь восстановлен как мужской в 1990 году, в 1995 году преобразован в женский.
9. В 1656 году Свирколуцкий монастырь был приписан к Бизюкову Крестовоздвиженскому монастырю, а в 1774 году упразднен и обращен в приход. В конце XIX века существовал деревянный Рождественский храм перевезенный прихожанами из села Волкова-Егорья в 1820 годы. Каменный Рождественский храм, построенный в 1904 году, не сохранился. Сейчас на месте бывшего монастыря и села только урочище на территории Соловьевского сельского округа Кардымовского района. // Зверинский В.В. Материал для историко-топографического изследования о православных монастырях в Российской империи. Т. 1. СПб, 1890, с. 220. // Прохоров В.А., Шорин Ю.Н. "Дорогобужская старина". Выпуск 2. Из истории Дорогобужского края. Сборник статей. Смоленск, 2001, с. 170-171. // Адрес-календарь Смоленской епархии. Смоленск. 1897, с. 253-254.
10. Жиздринский Троице-Введенский монастырь упоминается в писцовых книгах за 1614-1616 годы. В 1683 году его опись составлена подьячим Константином Ушаковым. Во второй половине XVII века вокруг монастыря образовалось село Жиздра, в 1777 году преобразованное в город Калужской губернии. В конце XVII века Жиздринский монастырь был приписан к Московскому Донскому монастырю. До революции 1917 года в городе существовали Троицкий и Сергиевский приходы, проводились ежегодные одноименные ярмарки. В настоящее время храмы не сохранились. // Архимандрит Андрей. Житие Преподобного Герасима Болдинского чудотворца. М., 1893, С. 36-37. // Проскурин А.И. Край Жиздринский. М., 1998, с. 17-18. // Полное собрание исторических сведений обо всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России. М., 2000, с. 390.
11. РГИА. Ф. 834, оп. 2, д. 1797, лл. 43-48 об. Болдин Свято-Троицкий монастырь. // СЕВ, N 3, 1871, с. 80-87. Житие преподобного Герасима Болдинского.
12. Официально днем обретения мощей преподобного Герасима считается 20 июля. // СЕВ, N 3, 2001, с. 2-5.
1 июня 2004 г.