itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Армия и ислам

Совет муфтиев России готов активно участвовать в патриотическом воспитании военнослужащих

Религия 
0
668
Время на чтение 7 минут
По числу верующих ислам - вторая религия в России, а потому не может игнорироваться руководством нашего государства и его Вооруженных Сил. В 1997 г. было заключено соглашение о сотрудничестве между Русской православной церковью и Главным управлением воспитательной работы Министерства обороны РФ. А налажены ли контакты у российского военного ведомства с мусульманским духовенством? Этот и ряд других вопросов стали темами беседы корреспондента "ВПК" с председателем Совета муфтиев России Равилем ГАЙНУТДИНОМ.
- Равиль-хазрат, как ислам относится к воинской службе?
- Ислам считает службу в армии одной из основных обязанностей мусульманина, поскольку таким образом он защищает Родину. А в Коране записано, что защита Родины "является частью твоей веры". О том же не раз говорил и пророк Мухаммед.
Что касается современной российской действительности, то в "Основных положениях социальной программы российских мусульман" есть прямые указания, касающиеся службы в Вооруженных Силах РФ, обороноспособности и национальной безопасности России. Это - доктринальный документ Совета муфтиев России (СМР). Он разработан в 2000 году и получил положительную оценку президента Владимира Путина.
- Сколько военнослужащих-мусульман сегодня в Вооруженных Силах России и будет ли меняться их численность в результате военной реформы?
- В конце ноября прошлого года состоялась конференция, организованная Росвоенцентром при правительстве РФ. На ней начальник Главного управления воспитательной работы ВС РФ генерал-полковник Николай Резник сообщил, что согласно результатам социологического исследования в боевых частях, полностью укомплектованных и находящихся в постоянной боевой готовности, 5% мусульман. Заместитель главнокомандующего Сухопутными войсками по воспитательной работе генерал-майор Александр Чечетенко летом 2003 года сказал, что в его виде Вооруженных Сил 11-13% военнослужащих, исповедующих ислам. В аппарате заместителя министра обороны по строительству и расквартированию войск называют цифру в 25-30%. По всей видимости, в ВМФ и ВВС эти показатели значительно ниже.
В целом, при сохранении ныне существующего способа комплектования (преимущественно по призыву) и с учетом высокой рождаемости в исламских семьях тенденция к росту числа мусульман в армии будет сохраняться. Причем она не изменится и при переходе Вооруженных Сил на комплектование по контракту, если принять во внимание заявление министра обороны России о привлечении на контрактную службу граждан стран СНГ.
- Какие шаги предпринимает сейчас СМР в сфере взаимодействия с Вооруженными Силами?
- Нами было сформулировано несколько принципиальных положений о том, как организовывать сотрудничество духовных управлений мусульман с воинскими коллективами самого различного уровня, начиная от конкретной части, военного вуза и заканчивая Министерством обороны. Однако Совет муфтиев России не стремится заключать широкомасштабный договор с ним, как РПЦ. Хотя в принципе не против этого. Но пока Минобороны прямо говорит, что не готово к подобному шагу.
Исламские духовные лидеры считают, что инициатива в налаживании контактов должна исходить от военных. И там, где есть такая потребность, никаких затруднений не возникает. Подчеркну: у мусульманских организаций вовсе нет намерений "проникать" в воинские коллективы, как это иногда утверждается. Основные усилия они направляют на реализацию права военнослужащих на свободу совести и вероисповедания, на участие в патриотическом воспитании.
- Как осуществляется непосредственное взаимодействие с армейскими структурами?
- В первую очередь мы пытались систематизировать ту информацию, которая поступает из различных исламских общин. И убедились в том, что туда обращается много и офицеров, и солдат, которые хотят решить либо свои личные вопросы, либо проблемы воспитания подчиненных. СМР получает немало писем от родителей и командиров. Спрашивают в основном адреса ближайших мечетей, религиозных исламских организаций, просят выслать специальную литературу. В помощи мы никогда не отказываем. Не отправляем лишь Коран, так как неподготовленному человеку не удастся освоить эту великую книгу.
Очень часто командование приглашает имамов или муфтиев на различные торжественные мероприятия - день части, принятие присяги. Их нередко просят прийти, когда возникают сложности с воспитанием молодых бойцов. В первую очередь это касается парней из республик Северного Кавказа.
Налажены контакты с военными СМИ. Мы предложили им выступить заказчиками наших материалов по исламской проблематике. И в большинстве случаев это нашло понимание. С нами начал активно сотрудничать журнал "Армейский сборник". Мы выпустили первый номер исламского приложения "Азан" к газете МВО "Красный воин". Намереваемся далее продолжить это начинание, так как в таком издании заинтересованы войска и ввузы.
В связи с заинтересованностью Сухопутных войск мы провели несколько рабочих встреч с его Управлением по воспитательной работе. 2 июня 2003 года мы подписали с генерал-майором Александром Чечетенко протокол о намерениях. На его основе будет развернуто долговременное сотрудничество между СВ и мусульманскими организациями.
- А как с этим обстоят дела на Северном Кавказе?
- Там есть надрегиональная организация - Координационный центр мусульман Северного Кавказа. Его возглавляет муфтий Кабардино-Балкарии. Практически все муфтии и имамы взаимодействуют с органами власти, а значит, с военными. Примером в этом отношении может служить сотрудничество Духовного управления мусульман Дагестана и Пограничной службы ФСБ.
В прошлом году заместитель министра обороны - начальник Главного управления кадров генерал-полковник Николай Панков высказал просьбу, чтобы исламские духовные лица занимались психологической поддержкой раненых военнослужащих, которые находятся в госпиталях. И там, где необходимо, это делается. Оказывается и гуманитарная помощь.
- Не пора ли знакомить с основами ислама слушателей военных академий, курсантов ввузов?
- Это трудно сделать. И главным образом в силу причин ментального характера. У многих россиян вообще отсутствует интерес к религии. Поэтому маловероятно, что наши офицеры будут изучать ислам. Хотя, например, в армии США каждый военнослужащий от рядового до генерала проходит курс в объеме 18 часов, посвященный основным национальным и религиозным проблемам. Среди российских командиров, как выяснили в СМР, более всего затребованы практические советы, как действовать в той или иной ситуации. Например, военнослужащий с Северного Кавказа отказывается мыть полы, ссылаясь на положения Корана. Офицер открывает наши рекомендации и видит, что такого положения в Коране нет.
Это же касается употребления алкоголя и наркотических средств.
- Имеют ли место контакты исламских религиозных организаций с представителями других конфессий в сфере взаимоотношений с Вооруженными Силами? Может ли быть создан единый орган по взаимодействию с армейскими структурами?
- Взаимоотношения с ВС РФ осуществляются как бы параллельно. Русская православная церковь раньше начала сотрудничать с армией, создала синодальный отдел по связям с ней. У Совета муфтиев России есть понимание того, что необходима координация этой деятельности. Возможно, надконфессиональной организации и не требуется, так как не возникает проблем, когда дело касается вопросов свободы совести и патриотического воспитания. Положение изменится после введения института военного духовенства. Но пока это только сфера отвлеченных теоретических рассуждений.
- Специалисты отмечают противоречия между законодательной базой и реальной практикой взаимоотношений армии и религиозных организаций. Каким образом они будут решаться?
- Подобные противоречия объясняются вот чем. Принцип светскости не означает, что религиозные и государственные структуры знать не хотят друг друга. Он предполагает равноудаленность государства от всех конфессий, независимо от исторических традиций и менталитета. Это же касается и армии. Но на практике соблюсти этот принцип не удается. И в первую очередь из-за большой активности РПЦ. Хорошо известны примеры, когда на территориях воинских частей Минобороны, МВД, МЧС, погранслужбы открываются православные храмы. Но если так, то с увеличением количества мусульман в ВС необходимо будет открывать мечети.
Ситуация сейчас в военно-религиозных отношениях имеет тенденцию к повторению дореволюционной, начала XX века. Тогда в полках имелись православные священники, получавшие жалование от государства. Духовное окормление военнослужащих-мусульман производилось теми священнослужителями, которые находились ближе к воинской части. В крупных военных гарнизонах, например, в Кронштадте, Казани, именным указом царя назначался имам. Жалование он получал от царя, но в штате не состоял, в отличие от своих православных коллег.
Позиция мусульманских лидеров в настоящее время такова: не надо строить храмов в военных городках, не надо вводить у нас в армии капелланов, как, допустим, в США. Такое сближение религиозных организаций и государства пока никому не идет на пользу.
Зато СМР хочет внести ряд предложений в новую программу патриотического воспитания россиян, которую Росвоенцентр при правительстве РФ готовит на 2006-2010 годы. Сейчас мы намереваемся подготовить серию патриотических плакатов, посвященных подвигам российских мусульман, которые были совершены при защите Родины. Эти плакаты будут использованы в качестве наглядной агитации. Данное начинание одобрено Минобороны. Намереваемся также издать пособие для офицерского состава с рекомендациями.
Одна из приоритетных задач для СМР - поощрение военнослужащих-мусульман, которые добросовестно выполняют свой конституционный долг. Таких абсолютное большинство. Это также относится к тем военнослужащим-мусульманам, кто отличился в ходе боевых действий в Чечне. Таких офицеров и солдат будут награждать орденами и медалями, которые учреждены Советом муфтиев.
Еще одной задачей, которую поставил для себя СМР, это активная работа с военкоматами, то есть теми организациями, которые готовят ребят к службе. Но это дело будущего.
- Таким образом, можно говорить о положительной динамике, которая складывается в отношениях с ВС РФ?
- Совершенно верно.




ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Равиль ГАЙНУТДИН (ГАЙНУТДИНОВ Равиль Исмагилович)

Родился 25 августа 1959 г. в Татарстане. В 1979 г. поступил в медресе "Мир-Араб" в Бухаре, по окончании которого получил назначение первым имам-хатыбом Казанской Соборной мечети "Нур Ислам". В 1985 г. был избран ответственным секретарем Духовного управления мусульман Европейской части СССР и Сибири в Уфе. В 1987 г. был утвержден на должность имама-хатыба Московской соборной мечети, в 1988 г. становится ее главным имам-хатыбом (настоятелем). В 1994 г. на учредительном меджлисе мусульманских религиозных объединений и общин Европейской части России избирается муфтием, а также председателем Духовного управления мусульман Центрально-Европейского региона, преобразованного в 1998 г. в Духовное управление мусульман Европейской части России. В 1996 г. на 1-м меджлисе руководителей духовных управлений мусульман России избран председателем Совета муфтиев России. Кандидат философских наук, автор многих научных трудов по мусульманскому богословию, мусульманской догматике и праву. Он является профессором Московского высшего духовного исламского колледжа, академиком Международной Академии наук Евразии, Международной Славянской Академии по науке, образованию, культуре и религии, Международной Академии информатизации. Член Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте Российской Федерации. В 1997 г. награжден орденом Дружбы, а в 2004 г. - орденом Почета.

2 июня 2004 г.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Муфтий Равиль Гайнутдин
Театральное образование на службе ислама
Равиль Гайнутдин об актерском мастерстве, учебе в Бухарском медресе и единстве мусульман России
21.02.2007
Казахстан под духовным управлением
Равиль ГАЙНУТДИН: Нурсултан Назарбаев помогает строить диалог между религиями
11.08.2006
Не приемлет ислам крайностей
Российские мусульмане о вопросах мира и веры
04.07.2006
Национализм - гибельный путь для России
О российской культуре и государственности размышляет Равиль Гайнутдин, Председатель Совета муфтиев России
16.06.2006
Совет муфтиев категорически не советует
вводить в армии институт военных священников
13.03.2006
Все статьи Муфтий Равиль Гайнутдин
Религия
Русский народ стал астрологическим народом
Размышления в свете опроса ВЦИОМ о вере россиян в сверхъестественное и необъяснимое
22.03.2024
«В Вашингтоне всё никак не угомонятся»
США снова обвинили Россию в нарушении свободы вероисповедования и религиозных гонениях
19.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
О красных и белых
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 10:28
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 07:07
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Александр Волков
29.03.2024 06:47
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09