itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

"Непревзойденный рассказчик"

Новости Москвы  Общество 
0
200
Время на чтение 5 минут
Имя Клавдия Васильевича Лебедева, художника-передвижника, мастера жанровых картин и исторических композиций, представителя русской реалистической школы живописи рубежа XIX-XX веков, сегодня мало кому известно. О нем знают в основном только те, кто хорошо знаком с творчеством архитектора Константина Тона, ибо возведенный по проекту последнего Вознесенский собор в Ельце расписывал именно Лебедев. Единственная небольшая книжечка, посвященная ему, вышла в 1948 году1.
Родился К. В. Лебедев 16 октября 1852 года в крестьянской семье. Занятия отца церковной живописью, как думается, определенным образом повлияли на выбор мальчиком жизненного пути, и это, пожалуй, все, что можно сказать достоверного о детской и юношеской поре будущего художника. В начале 1870-х годов он поступил в Строгановское училище, в 1875 году перешел в Училище живописи, ваяния и зодчества, где в то время преподавали И. М. Прянишников, А. К. Саврасов, В. Г. Перов, В. Е. Маковский. Любимым учителем Клавдия Лебедева стал Перов, а ближайшим другом и сподвижником - Маковский. Огромную роль в его творческой судьбе сыграл представитель академической школы рисования Е. С. Сорокин, уроки которого заложили основы последующей славы Лебедева как одного из лучших рисовальщиков своего времени и великолепного книжного графика.
Годы учебы совпали с началом проведения по инициативе В. Г. Перова регулярных ученических выставок. Выставка 1877 года, первая среди них, стала первой и в жизни Клавдия Васильевича.
70 - 80-е годы XIX века в русском искусстве ознаменовались всплеском интереса к отечественной истории, стремлением осмыслить ее в художественных образах. Исторический жанр становится преобладающим и в творчестве К. В. Лебедева. Его привлекает яркий колорит древнерусской жизни, красочность нарядов, архитектура наших старинных городов, эпические характеры людей далекого прошлого. Созданная в 1880 году, то есть еще в ученические годы, картина "Молодой боярин за столом" никоим образом не свидетельствует о желании молодого автора противопоставить что-либо оригинальное установкам небезызвестного В. Г. Шварца, призывавшего с буквальной точностью копировать поддающиеся изучению реалии воспроизводимой эпохи. Но уже за картину "Выход боярышни из церкви", отмеченную куда большей самостоятельностью видения, художник получил большую серебряную медаль.
Особый интерес вызывали у Лебедева XVI-XVII века. Ими навеяна "Боярская свадьба" - первое его большое историческое полотно, демонстрировавшееся в 1884 году на XII выставке передвижников. Критика оценила картину неоднозначно. "Санкт-Петербургские ведомости" писали, что представленные здесь "типы невозможны, безобразны до крайности, на них противно смотреть". В. В. Стасов, напротив, посчитал самым привлекательным в "Боярской свадьбе" именно "типы и характеры, превосходно понятые и выраженные". По мнению О. Сопоцинского, художник "предстал в этой картине как законченный мастер исторической жанровой сцены"2. Имя Лебедева приобретает известность. В 1888 году Константин Савицкий в письме В. М. Васнецову, размышляя о развитии исторического жанра, отметил, что "москвичи будто главенствуют в этом; говорят, что большие вещи можно ждать от Лебедева".
Такой "большой вещью" стало полотно "Уничтожение новгородского веча", впервые показанное публике в 1891 году на XIX выставке передвижников. Затем, в 1894 году, появилась картина "Полонянник", исполненная по мотивам рассказа Н. А. Полевого "Русский полонянник" из времен монголо-татарского ига. В этом же ряду стоят "Угощение шута" (1892), "Дурка" (1892), "В Московском приказе XVII в." (1898), "Отдохнул" (1900), "К боярину с наветом" (1903).
Среди произведений К. В. Лебедева, посвященных крупным событиям и деятелям русской истории, особо выделяется "Смерть царя Федора Алексеевича", за которое автор в 1897 году удостоился звания академика. Далее последовал живописный цикл, изображающий Петровскую эпоху: "Царевич Петр Алексеевич и дьяк Зотов" (1903), "Прощание царицы Н. К. Нарышкиной с братом Иваном перед тем, как выдать его стрельцам" (1908), "Петр I в Саардаме" (1908). В 1911 году исторические работы Клавдия Васильевича были литографированы и изданы в виде альбома.
О. Сопоцинский отмечает, что "картины К. В. Лебедева "обладают одним очень ценным качеством - возможностью быстро прочесть композицию. Зритель, даже не зная заглавия, легко улавливает нить рассказа. Малейшая деталь является в картине необходимой и не становится лишней"; Лебедев, по словам исследователя, "непревзойденный и увлекательный рассказчик"3.
Будучи членом Товарищества передвижных выставок, Клавдий Васильевич не остался в стороне от известного пристрастия художников этого круга к жанровой живописи, ограничившись здесь, правда, весьма скромными по замыслу и формальным приемам работами, что, однако, не помешало ему достичь в них весьма широкого социально-бытового обобщения. Таковы полотна "К сыну" (1894), "На родине" (1897), "Что-то случилось", "В церкви", "Иконописец" и другие.
Главным событием в творческой биографии К. В. Лебедева стала роспись Вознесенского собора в городе Ельце (совместно с товарищем по передвижническому цеху академиком Алексеем Ивановичем Корзухиным). Над реализацией елецкого проекта Константина Тона, известного авторством храма Христа Спасителя в Москве, трудился с 1845 года архитектор Александр Каминский. В 1877 году начались штукатурные работы, а потом за дело взялись художники. Поистине титаническая работа длилась шесть лет.
Своеобразным продолжением этой работы можно назвать создание К. В. Лебедевым иллюстраций к библейским книгам. В итоге появился целый цикл произведений, отлитографированных и изданных в начале XX века4.
Со временем иллюстрирование книг начинает занимать все более заметное место в творчестве художника. Среди первых известных его опытов в данной области - иллюстрации к ряду рассказов из "Записок охотника" И. С. Тургенева, датированные 1883-1884 годами. Выполненные с большим мастерством и глубоким пониманием поэтичности тургеневской прозы, они вызвали столь широкий интерес у читающей публики, что почти сразу же были изданы в виде отдельного альбома, обложку которого весьма оригинально оформил сам Клавдий Васильевич. До сих пор иллюстрации Лебедева к "Запискам охотника" признаются непревзойденными.
В оформлении знаменитого многотомного издания Н. И. Кутепова "Великокняжеская, Царская и Императорская охота на Руси" наряду с такими прославленными мастерами, как И. Е. Репин, В. А. Серов, А. П. Рябушкин, принимал достойное участие и К. В. Лебедев.. Второй том открывался выполненным им фронтисписом "Выезд Царя Алексея Михайловича (...) из Спасских ворот г. Москвы". Замечательны и другие его произведения, помещенные в "Царской охоте": "Отведывание" соколов под селом Коломенским стольником и московским ловчим А. И. Матюшкиным послу Римского императора Леопольда барону Маейербергу", "Пожалование из рядовых сокольников в начальные в присутствии Царя Алексея Михайловича", "Вечер на Измайловском потешном дворе г. Москвы в начале XVIII столетия", "Привоз и сдача подсокольничему соколов на Семеновском потешном дворе г. Москвы холмогорскими помытчиками в конце XVII столетия", "Обучение соколов. "Выноска и справка" на Семеновском потешном дворе г. Москвы кречетниками и сокольниками".
Глубокое знание отечественной старины и книжных традиций Древней Руси позволило К. В. Лебедеву талантливо проиллюстрировать ряд произведений известного русского писателя Н. А. Полевого. В конце 1890-х годов Клавдий Васильевич иллюстрирует и оформляет исторические произведения Общедоступной библиотеки А. Д. Ступина. Тогда же он становится преподавателем Московского училища живописи, ваяния и зодчества, а затем профессором натурного класса Высшего художественного училища при Санкт-петербургской академии художеств, действительным членом которой был избран в 1906 года5.
Умер Клавдий Васильевич Лебедев 21 сентября 1916 года. Последняя его работа - картина "Иван Грозный" - осталась неоконченной.
1. Сопоцинский О. Клавдий Васильевич Лебедев. М.- Л., 1948.
2. Сопоцинский О. Указ. соч. С. 10.
3. Там же. С. 20-21.
4. Лебедев К. В. Картины по Священной истории Ветхого Завета. М., 1911-1912. Вып. I-V. Лебедев К. В. Альбом картин, посвященных истории Нового Завета. М., 1916.
5. Кондаков С. Н. Юбилейный справочник Императорской Академии художеств: 1764-1914. СПб., 1914. Ч. I. С. 282.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Галина Аксенова
Все статьи Галина Аксенова
Новости Москвы
Все статьи темы
Общество
«Россия должна жить по своим правилам»
Согласно опросу ВЦИОМ, более половины граждан отметили, что специальная военная операция России на Украине скорее сплотила российское общество
06.05.2022
К истории церкви Иоанна Воина
Легенды и были в жизни храма..
11.08.2016
Ангельский прием
Патриарх принял гостей в трапезных палатах
03.03.2008
Все статьи темы
Последние комментарии
День памяти святителя Иова - первого русского Патриарха
Новый комментарий от Русский Сталинист
04.07.2022 23:16
Восстановление монархии в России Мечта или
Новый комментарий от Vladislav
04.07.2022 22:35
Чехарда с переименованиями
Новый комментарий от Vladislav
04.07.2022 22:06
За что мы воюем?
Новый комментарий от С. Югов
04.07.2022 21:33
Как решить проблемы российского станкостроения?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
04.07.2022 20:21
Тайны разгрома конвоя «PQ-17»
Новый комментарий от учитель
04.07.2022 19:29
Почему госпожа Вуйнович ещё в России?
Новый комментарий от allan
04.07.2022 18:33