В общем, слово "Бадр" вызывает ассоциации самые героические и отчасти воинственные. Оно таит в себе и некоторый намек, непонятный рядовому христианину и более чем прозрачный для просвещенного мусульманина. Слово "Бадр" начертало на своих знаменах элитное подразделение иранской армии - особая бригада спецназа. Так же называется и крупнейший исламский банк, работающий на Западе. Наконец, так именуется и самое скандальное мусульманское издательство России, которое в условиях антиваххабитской истерии умудрилось трижды переиздать в Москве фундаментальный труд того самого "великого и ужасного" Аль-Ваххаба - "Книгу Единобожия". Это манифест раннего (XVIII в.) ваххабизма; автор клеймит все разновидности язычества, проникшие в ислам более чем за тысячу лет, и призывает вернуться к первоначальной чистоте веры, когда поклонения не воздавались никому, кроме Единого Бога.
Исламская реформация Аль-Ваххаба стала идейной базой борьбы арабов против турецкого владычества. Опираясь на "Книгу Единобожия" и политическую поддержку англичан, один из аравийских шейхов - ибн Сауд - поднял восстание против "погрязших в полуязычестве и морально разложившихся" турок и создал независимое арабское королевство, ныне известное как Саудовская Аравия. Королевство это небедное, и распространение по всему миру идей чистого, не замусоренного фольклором ислама осуществляется в основном за счет саудовских благотворительных фондов. На их средства существовало в Москве и издательство "Бадр", которое в 1999 году Савеловская межрайонная прокуратура "выявила и разоблачила" как рассадник опасной для государства российского экстремистской идеологии.
Как водится, следствие по делу, связанному с религией, тянулось долго. Савеловский суд, куда дело передала одноименная прокуратура, назначал пять экспертиз "Книги Единобожия", но они давали противоположные результаты. Одни эксперты читали средневековый трактат как автореферат сорвавшейся диссертации чеченского боевика, а другие - как "символическую книгу", наподобие Библии или Корана, не заслуживающую слишком буквального и прямолинейного понимания. Наконец, на днях Савеловский суд решил: запретить распространение и издание на территории России "Книги Единобожия" как "призывающей к нетерпимости и разжиганию межрелигиозной вражды".
СРЕДНЕВЕКОВЬЕ ПРОТИВ РОССИИ
На время следствия и суда, естественно, работа "Бадра" была приостановлена. Его главный учредитель и генеральный директор Н.И. Нажмудинов подался в бега. Любое соприкосновение с российским правосудием было для него нежелательно: в среде оперативников бытовала версия, будто Нажмудинов является братом знаменитого дагестанского эмира Багауддина, создавшего в 1990-е годы салафитский (читай: ваххабитский) джамаат в Дагестане и активно участвовавшего в "дагестанской войне" 1999 года. Руководство "Бадра" взял на себя Тахир Абдурахманов, которого прокуратура и привлекла к "делу о Единобожии" в качестве подозреваемого по части 1 статьи 282 УК РФ - в том, что он сознательно, "по предварительному умыслу", издал русский перевод средневековой арабской книжки, чтобы насадить в России вражду, нетерпимость, ненависть и т.п. В деле, впрочем, умалчивается, чем именно г-ну Абдурахманову было выгодно насаждение этих настроений в стране, в которой он проживает и гражданином которой является. В конце концов преследование Абдурахманова прекратили.
Рассказывает Тахир Абдурахманов, который был вынужден покинуть Москву и проживает в Ульяновске:
"После того как 21 февраля 2001 года меня привлекли в качестве подозреваемого, сменилось пять следователей. Наше дело курировал один из заместителей генерального прокурора, сотрудники ФСБ, РУБОП, ОБЭП...".
Едва ли все эти товарищи настолько хорошо разбираются в исламской литературе, что, увидев имя "Мухаммад ибн Сулейман ат-Тамими" на обложке "Книги Единобожия", сразу поняли, что за ним скрывается тот самый Аль-Ваххаб. Не секрет, что в ФСБ, РУБОП и ОБЭП некоторые еще путают Ваххаба с иорданцем Хаттабом, воевавшим в горах Ичкерии. "Расшифровать" официальное имя родоначальника ваххабизма мог кто-то из "своих", кто и "сдал" "Бадр" правоохранителям. Имена "осведомителей" увековечены в уголовном деле: это муфтий Чувашии А. Крганов и М. Таджуддин - сын Верховного муфтия всея Руси Талгата Таджуддина.
МУФТИЮ НЕ ВЕЗЕТ
Высокий сан не удерживает Верховного от весьма экстравагантных поступков, которыми он пытается доказать свою лояльность "партии и правительству". Прошлой весной он выступил сразу с двумя инициативами - переименовать свое уфимское Духовное управление в "Центральное духовное управление мусульман Святой Руси" (в этом ему отказал Минюст) и объявить джихад Америке за нападение на Ирак (этот призыв, сделанный на митинге "Единой России", обошелся Таджуддину в прокурорское предупреждение).
Талгату Таджуддину хронически не везет. Еще 15 лет назад он был полновластным правителем всех мусульманских общин России и европейских республик СССР. В конце "перестройки" от него отделились региональные Духовные управления, и сейчас, по некоторым данным, Таджуддин контролирует лишь 15 процентов своей бывшей империи. Однако, как и в былые времена, он активнее всех своих конкурентов поддерживает любые начинания власти, не устает воспевать "осанны" Ельцину и Путину, демонстративно берет благословение у Патриарха Алексия II. Конкурентов, объединяющих, напомним, до 85 процентов российских мусульман, Таджуддин огульно называет "ваххабитами", чем окончательно подрывает всякое доверие к этому термину. Но власть не ценит потуги муфтия: как показывает дело "Бадра", услугами Таджуддина (или его сына) она пользуется лишь "по мелочи" - когда жертва уже выбрана и нужно только подобрать "свидетелей".
КТО ЗАПРЕТИТ БИБЛИЮ?
Тахир Абдурахманов вспоминает о судебном процессе против "Бадра": "Аргумент в нашу пользу был тот, что "Книга Единобожия" была написана более 200 лет назад и является классическим трудом, исследуемым учеными, эта книга издана большими тиражами во всем мире, на разных языках, и нигде не было таких проблем. Адвокат "Бадра" Анатолий Пчелинцев на одном из заседаний сказал следователю: "Сейчас я спущусь в метро, подойду к православному ларьку и принесу с десяток книг, содержащих гораздо более резкие высказывания. А если мы откроем Ветхий Завет, то и там увидим много призывов к убийству. Я убежден, что надо учитывать, в какой исторической ситуации эти книги писались две тысячи или тысячу четыреста лет назад".
Проблема всех "религиозных процессов" в России (свежий пример - суд над Свидетелями Иеговы в Москве, см. "МН", N 9) - невозможность "искусство формулой проверить". Следователи и судьи пытаются разобраться с описывающими иную - невидимую - реальность богословскими текстами, или - того хуже - пророчествами, чуть ли не с помощью почерковедческой экспертизы. Овладевшие компьютером бывшие "научные атеисты", а ныне - эксперты-религиоведы, "забивают" в машину тот или иной "символический текст" - и машина высчитывает "процент негативной лексики" в нем. На основании выявленного процента (особенно высок он для пророческих текстов, ибо вечно пророки чем-то недовольны) суд принимает решение: текст разжигает рознь. Ну и, соответственно, закрыть, запретить, приостановить...
Есть, правда, всеми уважаемая "каста" книг: например, Библия, Коран, Талмуд. Их пока в компьютер на предмет "процента" не загружают. Так почему же такой кощунственной и нелепой процедуре подвергают другие "символические тексты"? Средневековые "споры о вере" в российских судах не прекратятся до тех пор, пока законодатель официально не запретит суду подвергать всяческим "экспертизам" источники вероучения официально признанных, зарегистрированных в России религиозных организаций. Иначе у суда есть все формальные основания признать "разжигающими рознь" Библию, Коран и Талмуд и ликвидировать все религиозные организации страны вообще.
Что делать российским властям с "ваххабитами"? Последовать ли примеру президента ЧРИ Масхадова, который в 1997 году (еще до Дагестана и Ингушетии) принял юридически неграмотный, а потому и неэффективный закон о запрете ваххабизма? Или согласиться с учеными-позитивистами, утверждающими, что никаких "ваххабитов" нет вообще, а есть экстремистски настроенные деятели в самых разных религиозных традициях?
N18, 21.05.2004, с 20