Батюшка из Владимирского централа

В канун светлого праздника Пасхи Протоиерей Евгений Боровских призывает вспомнить о тех, кто находится в местах лишения свободы

- Отец Евгений, ваша официальная должность - благочинный тюремных храмов и приходов Владимирской епархии. Как вы пришли служить во Владимирский централ?

- Я пришел сюда в 1989 году по собственному желанию. Во-первых, заведение это всемирно известное. Во-вторых, через него прошли сотни священнослужителей. Святитель Афанасий, ковровский епископ Сахаров, один из последних святых исповедников и новомучеников, бывал в этом узилище неоднократно. В заточении он написал службу "Всем святым, в земле русской просиявшим". Владыко Афанасий был похоронен напротив тюремных стен. И туда народная тропинка никогда не зарастала. Я тоже попросил у него благословения на тюремное служение. Сейчас служу в Троицком храме, который начали восстанавливать в 1995 году.

Надо сказать, что в дореволюционной России народ называл человека, преступившего закон, и "татем", и "разбойником", и "душегубцем". Но только до тех пор, пока тот находился на свободе. Попадая в острог или на каторгу, он становился в глазах православно верующих "страдальцем", "несчастным", "узником" - братом, который нуждается в помощи. С этой глубоко христианской точки зрения, церковь всегда придавала присутствию священника в тюрьме исключительно большое значение.

За 15 лет служения в местах лишения свободы у меня, да и практически у всех священников сложились очень теплые дружеские отношения с администрацией пенитенциарной системы. Мы окрестили начальников колоний, а недавно - начальника Владимирского централа...

- А зачем тюрьме церковь?

- Вся история человечества - это преступление и наказание. Человеческий суд - еще не самое страшное. Самый страшный суд - Божий. К добру идут все. Вопрос, в чем они видят это добро? Одни могут человека убить. И думают, что сделали добро, потому что человек этот издевался над другими. Даже если ты соблюдаешь распорядок дня, добросовестно работаешь, исполняешь все указания администрации, это не гарантирует перемен к лучшему, потому что не всегда совпадает с Божьими заповедями. На моем опыте, стать другим можно только через Бога.

- В понимании обывателя Владимирский централ - сборище злодеев. Но ведь в советское время там сидело немало безвинных жертв. А сейчас?

- Да, можно сказать, и сейчас такие тоже бывают. Помню, сидел мужик из Химок за украденный мешок картошки. Или вот такой случай. Муж с женой живут в деревне, работают. Она в школе учительница. Он выращивает дома скотину. И стало людям завидно. Начинают к нему приставать, издеваться. Наконец приходят пьяные бить. Защищаясь, он ломает кому-то руку. На него подают в суд. Говорят: плати за руку. У него такой суммы нет. А нет, обещают, мы тебя посадим. Находят какие-то пути к следователю и сажают.

Отдав полтора десятка лет пастырскому служению в местах лишения свободы, я не понаслышке знаю обо всей сложности тюремного мира, о неоднородности его состава. Есть здесь и матерые преступники, и неудачники.

- А скольких заключенных вы окрестили?

- Сотни.

- Были среди них "яркие" уголовники?

- Мне пришлось крестить троих воров в законе. Среди них - знаменитый Саша Север. В честь него Круг, ныне покойный, написал песню "Владимирский централ". А наши отношения завязались так. В одно время прошла волна грабежей по храмам. И ко мне обратились бабушки с просьбой помочь, чтобы тюремные авторитеты повлияли на эту ситуацию. Администрация дала разрешение, и я имел с ними встречу. Мы поговорили, и на какое-то время кражи действительно прекратились.

- Жизнь изменилась, а меняется ли преступность?

- Еще 10 лет назад в воровском движении действовали строгие принципы. В свое время во Владимирском централе сидел Василий Бриллиант. Он говорил начальнику: "Если нас уничтожаете, придет другое поколение воров, которое уничтожит вас. Поколение без принципов". Так и случилось.

Сейчас тюрьма полна людьми, получившими первую судимость за жуткие преступления. Раньше в тюрьме, прежде чем кого-то наказать, собирались у авторитета и долго обсуждали, чтобы не загубить человека зря. А сейчас все эти традиции вырождаются. Ничего не стоит просто так лишить жизни. Смертную казнь отменили, и они получают пожизненные сроки.

- На ваш взгляд, это лучше или хуже?

- В каких-то случаях лучше, в каких-то - хуже. Многие люди, которым дали смертную казнь, принимают ее с радостью. Но вот за Чикатило только официально двое получили высшую меру наказания. А скольких поубивали неофициально? Лично я встречался в централе с двумя заключенными, которые сидели по его статье. Посадить у нас в России можно кого угодно. И везде можно. Из-за этого-то тюрьма простыми мужиками и забита.

- А зачем заключенные идут в церковь?

- Есть люди, которые прикрываются церковью от всяких наказаний. Для них храм - возможность раньше выйти из стен тюрьмы. К верующим относятся мягче и администрация, и свои. А попадают на свободу - снова берутся за старое. Только действуют хитрее, чтобы не попасть сюда снова. Совершенствуются во зле.

А другие искренне хотят переосмыслить и изменить свою жизнь.

Лет восемь назад крестил узбека-мусульманина. Он принял чин отречения от мусульманства. Спрашивает, как себя вести. Говорю ему: "Теперь ты христианин. Дорожи именем Божиим. Не богохульствуй, не допускай, чтобы кто-то богохульничал при тебе".

Как-то вызываю его. Говорят, в изоляторе. Спрашиваю, за что, а он рассказывает: "Батюшка, стал тут один смеяться надо мною, над верой в Бога, над Матерью Божией. Я взял его и порезал, но не убил". Вот такие бывают случаи.

А есть такие, которые полностью все отрицают и ни во что не верят. Чтобы привести их к Богу, требуются колоссальные усилия.

- Такие безнадежны?

- Нет. Спасти можно всех. Ибо Благодать Божия созидает и пути ее неисповедимы, то есть неожиданны и непредсказуемы для нас. Складывается ситуация, требующая непрестанного присутствия в тюрьме, дабы понимать и просвещать и самих заключенных, и тех, кто держит их в заключении. А у нас в тюрьмах нет штатных священников. Одни идут туда по своей инициативе, других направляет Владыко. У каждого из них есть свои приходы. Я тоже куратор "на общественных началах".

В тюрьму идти - это не магазин или банк освящать, где что-нибудь дадут. Туда нужно самому нести: кому письменные принадлежности, кому чайку, кому лекарства. Потом, это отстойник, где сконцентрированное зло. Если у нас в городе зло на 100 метров, то там - на квадратный сантиметр. Работать здесь очень тяжело.

Нужны священники, которые бы служили в тюрьме и получали там зарплату, как за рубежом. Например, в бывшей социалистической Румынии священники, работающие в тюрьме, получают зарплату от государства и церкви. Широко развито волонтерское движение мирян, помогающих таким священнослужителям. После Пасхи мы вместе с журналистами НТВ едем туда снимать фильм о взаимодействии между православной церковью и государством.

- А тюрьмы сегодня боятся?

- А чего бояться? В тюрьме сейчас хорошо. Она разительно отличается от тюрьмы десятилетней давности. С окон сняли жалюзи-реснички, сделали евроремонт, нет ограничений в питании. По закону свидание разрешается с родственниками и другими лицами. А кто такие другие лица? Взяли какую-нибудь девчонку ребята, купили ее - вот и "другое лицо". Каждый месяц можно такую свиданку делать...

В камерах есть телевизоры. У всех, кому надо, мобильные телефоны: разговаривай сколько хочешь. Единственный минус - время проходит не на воле.

Я был в европейских тюрьмах. Там порядки более жесткие. А в Америке тюрьма - это что-то страшное. Там во всем, кроме питания, очень жесткие ограничения. Не так слово сказал, посмотрел, тебя изобьют дубинкой или еще куда-нибудь посадят. А у нас сегодня можно плюнуть на милиционера, и это пройдет безнаказанно.

Четыре года назад к нам приезжал католический священник отец Джон, который служит в одной из центральных тюрем Америки. Я его хотел чем-то удивить и показал наш знаменитый Владимирский централ. А он посмотрел все и говорит: "У вас детский сад".

- А как церковь относится к тюрьме?

- Считает, что тюрьма необходима. Люди порочны. Как их еще прибрать от общества, чтобы больше не делали зла? Пенитенциарная система переводится как покаянная система. Покаяние - основа спасения. Сейчас есть возможность для всех проповедовать покаяние. И практически во всех местах лишения свободы есть храмы, куда заключенные могут прийти и помолиться.

Многие, отбывающие здесь срок, говорят: меня привела к Богу тюрьма. И даже благодарят за это. Здесь они по-новому посмотрели на свою жизнь, осознали, что благодаря заключению избежали многих ошибок. В тюрьме есть время подумать.

- Слышала, что вы собирались уходить из тюрьмы. Почему?

- Я уже 15 лет на этом посту. С нуля построил четыре тюремных храма, начал строительство еще двух. Все это требует немало времени и сил. А силы уходят.

Потом у строительства тюремного храма своя специфика. Сюда в любое время не придешь - пропускной режим. Да и стройматериалы крадут и сваливают все на зэков. А зачем зэку 5 тысяч штук кирпича? Словом, ты строишь храм, а на этом еще кто-то строит.

Зэки верят в Николая Чудотворца

- Отец Евгений, а есть ли святой, который покровительствует заключенным?

- Заключенные особенно чтут Николая Чудотворца. Известны случаи, когда к нему за помощью обращались обреченные на смертную казнь и получали спасение. В молитве, обращенной к святому, они просят избавить от уз темницы.
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Светлана Биткина:
"Страшный суд" над фреской
Творения Андрея Рублева могут не дожить до следующего столетия
07.08.2008
Жили счастливо и умерли в один день
В шестнадцатый раз в Муроме праздновали православный День влюбленных
10.07.2007
Дорогая старина
В Суздале после реконструкции открылась "Золотая кладовая"
12.05.2006
Дом, который построил Джон
Ну не парадокс ли? Россиянин Абрамович содержит английскую футбольную команду "Челси", а англичанин Кописки строит на русской земле церкви и коровники
14.03.2005
Батюшка из Владимирского централа
В канун светлого праздника Пасхи Протоиерей Евгений Боровских призывает вспомнить о тех, кто находится в местах лишения свободы
09.04.2004
Все статьи автора
"общество"
К истории церкви Иоанна Воина
Легенды и были в жизни храма..
11.08.2016
Ангельский прием
Патриарх принял гостей в трапезных палатах
03.03.2008
Педагогические секты
Деятельность деструктивных групп в Новосибирске
08.02.2006
Все статьи темы
Последние комментарии
Героический переход и бесславный конец!
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
30.03.2019
Карантин или пост?
Новый комментарий от Сант
30.03.2019
Путин объявил войну офшорной аристократии
Новый комментарий от Юрий Светлов
30.03.2019
Форум ещё лучше и быстрее
Новый комментарий от Юрий Светлов
30.03.2019
«Внезапный вирус». Актуальное стихотворение
Новый комментарий от влдмр
30.03.2019
«Если вы не станете частью потока, будете частью дороги»
Новый комментарий от наталья чистякова
30.03.2019