- За эти годы мое отношение к фильму "Андрей Рублев" не изменилось Я
считал и считаю этот фильм лучшим из всего, что я видел, - рассказывает Алексей Алексеевич Солоницын. - Конечно, у меня личное отношение к этой картине. Дважды я приезжал на съемки в 1965 году. Для меня это был внутренний духовный переворот, это было открытие Руси Православной. Брат мне показал храм Покрова-на-Нерли, который для меня стал символом родины. Символом красоты и мощи, которые слиты воедино... Фрески Рублева, Успенский собор - это все перевернуло мое сознание.
- Когда снимался этот фильм, была совсем другая эпоха. И главное - в то
время Андрей Рублев еще не был канонизирован Русской Церковью. Как вы считаете, канонизация преподобного Андрея Рублева что-то добавила к фильму или, наоборот, отняла?
- Добавила! Мы в те годы воспринимали Рублева как гениального художника,
иконописца. Но не воспринимали его как святого. Я не знаю, как его воспринимал Тарковский. Но во время наших бесед с режиссером он высказывался о нем лишь как о выразителе величия русского искусства...
- Сложный вопрос вам задам... Брат ваш отошел ко Господу. Там, в Вечности, быть может произошла его встреча с НАСТОЯЩИМ Андреем Рублевым. Ведь у Бога все живы! И образ взглянул в глаза первообразу... Как вы думаете, если была эта встреча, то была ли она для Анатолия Солоницын радостной? Как оценил его актерскую работу реальный иконописец и монах Андрей Рублев?
- Слишком трудный вопрос... Я затрудняюсь на него ответить. Но я знаю только одно: изо всех своих духовных и физических сил мой брат старался выложиться полностью и достичь того, чтобы этот великий образ Андрея Рублева воплотился на экране как можно лучше. Он вложил в эту роль все лучшее в себе...
- Причастными к работе над фильмом оказались люди очень известные в
нашем искусстве: Тарковский, ваш брат Анатолий Солоницын, Ролан Быков, Николай Бурляев, оператор Вадим Юсов, искусствовед Савелий Ямщиков... Как повлияла картина на их дальнейшие судьбы?
- Самая показательная в этом отношении судьба Николая Бурляева. Он стал
верующим художником, глубоко Православным человеком. Этот фильм стал великим и главным событием в жизни моего брата. А ведь он потом играл Гамлета, Достоевского... Но все равно считал главной роль Андрея Рублева.
Этот фильм перевернул и жизнь Тарковского, повлиял в огромной степени на дальнейшую его судьбу. Хотя он говорил, что главный его фильм все же не "Андрей Рублев", а "Зеркало", но весь мир всегда воспринимал Тарковского в первую очередь как автора "Андрея Рублева". И он это понимал...
Воцерковились впоследствии несколько человек из операторской группы. Интересно, что вся съемочная группа, которая была на "Рублеве", впоследствии продолжала встречаться... Тарковский из актеров более всего был недоволен Быковым, - он видел в нем актера представления, который именно "играет", переигрывает даже. Он был актер внешней маски, "мейерхольдовец", а Тарковский любил людей духа. Он, по слову Пастернака. "не читки требует с актера, а полной гибели всерьез". Таким актером был мой брат. Искусствовед и консультант картины Савелий Ямщиков настоятельно рекомендовал режиссеру взять на главную роль Анатолия. По фотографии они увидели его погруженность в самого себя, страдание. И еще поняли, что земная жизнь его будет недолгой...
- Об Андрее Рублеве очень мало достоверно известно. Остались только его
работы, и то не все. Авторский вымысел невольно должен был присутствовать в фильме. Это пошло не в ущерб целостности и достоверности образа главного героя? Удалось ли сохранить внутреннюю достоверность картины?
- Думаю, да. Хотя, например, все что касается монашеской жизни в картине и
изображения Древней Руси писатель Александр Солженицын назвал обидным словом - "вампукой". То есть, этакой смесью французского с нижегородским...
- А как прозвучал этот фильм в судьбах России?
- Прозвучал очень сильно. Несмотря на жесткое отношение к картине
верховной власти, - ведь фильм вышел на экраны только спустя несколько лет, - "Андрей Рублев" стал общероссийским и даже мировым явлением в кинематографе. Вначале фильм был показан вне конкурса на фестивале в Каннах. И потом через Запад он пришел в Россию. Чиновники Госкино дали ленте последнюю - третью категорию (и соответственно самую низкую оплату, самый низкий тираж и показ лишь в самых захудалых кинотеатрах). И тем не менее этим фильмом были потрясены все "мэтры" нашего кино - даже те из них, кто заявлял вслух о неприятии картины. Герасимов сразу пригласил Анатолия сниматься в картине "Любить человека", ему была поставлена задача в советском герое, архитекторе Калмыкове, показать ту же духовность, ту же напряженную внутреннюю работу, что и в "Рублеве". Ромм также высоко оценил фильм, хотя вначале был категорически против назначения Анатолия на главную роль. Все понимали, что это великий фильм, который останется навечно в истории кино.
- Почему ваш брат просил вас приехать к нему на съемки "Рублева"?
- Он был первый раз на съемках в кино, к тому же у знаменитого на весь мир
режиссера. Ему нужен был на съемах рядом человек, с которым бы он мог доверительно говорить, всеми сомнениями делиться. Вот я и был для него таким близким человеком. Всю жизнь у меня не было человека ближе, чем Анатолий. Вот такое было и мое скромное участие в картине. Я как мог поддерживал брата. Вечерами в кинотеатре был просмотр отснятого материала. Мы смотрели эти кадры вместе, потом обменивались впечатлениями от работы.
- Андрей Тарковский после "Андрея Рублева" пошел в сторону Церкви, в
сторону Бога - или же в противоположной направлении?
- Конечно, в сторону Бога. Он всю жизнь искал Бога. К сожалению, на него
влияло западное понимание Христа, это оставалось, это было. Но я знаю, что Андрей Тарковский уже умирая, понимая, что он серьезно болен, все же искал пути спасения своей души. Я, конечно, поминаю в молитвах своего брата Анатолия. Вписан в мой помянник и Андрей Тарковский.
2 апреля 2004 г.