- Во время взятия Казани Царем Иоанном Васильевичем Грозным 4 октября (по ст. ст.) 1552 года погибли тысячи русских ратников, - рассказывает Иван Ситкин. - Их было решено захоронить в том месте на берегу реки Казанки, где стоял шатер Русского Царя. В этой палатке он молился, и после Херувимской песни ему сообщили о взятии города. На месте захоронения погибших русских воинов по указу Ивана Грозного возвели Успенский монастырь. Но Казанка в этом месте постоянно меняла русло, и монастырь все время затапливало. Поэтому решили монастырь перенести на Зилантову гору, а на месте, где остались в земле кости русских воинов, построить храм-часовню. Сначала часовня эта была приписана к Зилантову монастырю, а потом перешла в подчинение военного ведомства. Это стал воинский храм - некрополь на месте захоронения погибших воинов. Храм этот имеет необычный вид, он построен похожим на пирамиду, - наверное, потому, что в своих чертах он копирует царскую палатку, стоявшую здесь во время штурма. Даже в лучшие годы церковь эта по убранству была очень скромная, здесь было мало икон, украшений. Это был скорбный храм, построенный в память о погибших русских ратниках. Со всех сторон храма были изображены Георгиевские кресты и венки воинской славы.
После революции храм не действовал, но не был и разрушен. Были планы сделать из храма "Памятник дружбы народов", где на крыше бывшей часовни стояли бы скульптуры взявшихся за руки русского и татарина. А надпись "Дружба народов" хотели высечь на месте прежней надписи "В память победы над татарами, 1552 год". Но после поднятия водохранилища храм оказался на острове, со всех сторон окруженный водой. Это чудо, что его не затопило. Тогда власти оставили храм-часовню в покое. Сейчас к храму-памятнику ведет дамба.
- Храм этот вернули Церкви?
- Пока не вернули. Он считается памятником архитектуры, и о его сохранности должны
заботиться местные власти. Но по благословению Архиепископа Казанского и Свияжского Анастасия уже создан приход церкви Нерукотворного Образа. По договоренности с администрацией мы имеем ключи от храма. Отец Феодор служит там молебны и панихиды по погибшим воинам. Мы делаем все для того, чтобы храм скорее вернули Церкви, но пока не встречаем понимания. У храма до сих пор даже просто адреса нет, говорим так: на реке Казанке, у Кировской дамбы... В последнее время участились случаи вандализма. Хулиганы сбивают замки, врываются в наш храм, крушат там все, выкапывают кости русских воинов из земли... А мы даже не можем нанять сторожей в храм.
- Эти случаи вандализма - не "работа" ли татарских националистов-экстремистов?
- Скорее действуют просто хулиганы. Есть предание, ни на каких фактах не основанное, что из храма был прорыт подземный ход в Казанский кремль. Вот молодежь и хочет этот несуществующий ход отыскать. Натыкаются на захоронения, разбрасывают хорошо сохранившиеся останки воинов... Совсем недавно, в октябре, накануне празднования особо чтимой в Казани субботы перед праздником Покрова (день памяти убиенных при штурме Казани русских воинов) хулиганы вновь забрались в храм. Часть икон унесли, другие порвали. Вновь пробили пол и достали оттуда кости. Утром мы увидели, что кости и черепа были разбросаны по всему храму. Больно на все это смотреть. Мы сразу провели субботник. Все кости вновь аккуратно сложили под пол храма.
- Как местные власти относятся к перспективе открытия храма?
- Наш храм внесен в список объектов, подлежащих реставрации, и Москва выделяет на
реставрацию храма большие деньги. Все это делается к празднованию тысячелетия Казани, которое будет отмечаться в 2005 году. И наш храм в плане финансирования прописан отдельной строкой. Часть денег уже выделена, но работы еще не начались. И даже план реставрации до сих пор не утвержден. Москва выделила средства также на укрепление дамбы, связывающей наш остров с городом. Но и дамбу не начали укреплять. А ведь когда храм был на острове и нужно было к нему плыть на лодке, в церкви молилось мало верующих. Сейчас же к нам люди пошли...
Не желают местные руководители помогать храму. Кому-то из них этот храм не по сердцу. Ведь он построен в память о воинах, покоривших Казанское ханство "под руку Белого Царя". Но мы убеждаем руководителей, что не нужно воевать с историей, какой бы она ни была. Мы этот храм рассматриваем не как памятник победы русского оружия над татарами, а как храм, построенный в память о погибших воинах. С нами соглашаются, но помощи не оказывают. Власти все еще рассматривают храм как символ победы русских воинов над татарами. Даже рассматривался вариант "в пику" нашему храму возле Казанского кремля построить памятник защитникам Казани. И строительство уже было началось, но несколько Православных архитекторов и историков пожаловались в ЮНЕСКО, и оттуда пришло письмо с запретом "вплетать" новые сооружения в памятники древней архитектуры...
- Однако это не помешало на территории кремля построить высокую мечеть Кул-Шариф. Она ведь совсем не вписывается в окружающую Православную средневековую архитектурную среду...
- Эта мечеть и задумывалась как архитектурная доминанта. С исторической, эстетической
точки зрения ее строительство не было оправданно, но победили идеологические доводы.
К сожалению, местные власти медлят с передачей Церкви не только нашего храма, но и многих других зданий бывших Православных церквей. В центре Казани, на улице Баумана, в помещении бывшей колокольни Богоявленского храма до сих пор находится камерный зал филармонии. Настоятель Богоявленского храма священник Олег Соколов уже много лет тщетно добивается возвращения колокольни храму. Это тоже одна из "знаковых" построек, и потому так трудно добиться ее возвращения епархии.
- Известно, что в храме Нерукотворного Образа Спасителя до революции находился большой живописный портрет Царя Иоанна Грозного. А как сейчас Православные казанцы относятся к этому Русскому Царю?
- Мнения высказываются разные. Есть люди, которые относятся к Иоанну Васильевичу как к
подвижнику, святому. В некоторых монастырях Казанской епархии есть его иконописные изображения. Но пока нет его прославления на соборе, это остается лишь их личным почитанием царя. Но все же очевидно, что с именем Иоанна Грозного связан такой неоспоримый факт: после его победы на казанской земле стало возможно открытое, свободное исповедание Православия. К тому же Царем Иоанном были освобождены из татарского плена тысячи обращенных в рабов Православных русских людей.
- Как сейчас складываются отношения Православных и мусульман на этой земле?
- К сожалению, властями иногда предпринимаются такие действия, которые ущемляют Православных. В центре Казани в тридцати метрах от Православного старообрядческого храма решено строить католический костел. Этот костел будет одним из самых больших в России, хотя католическая община города невелика. По-прежнему активно обсуждается идея возвращения в наш город из Ватикана Казанской иконы Божией Матери. Но ведь эксперты однозначно установили, что это не подлинная чудотворная икона, а лишь ее копия, к тому же не повторяющая в точности изображенное на оригинале. А вот само место в Казани, где была явлена чудотворная икона, по-прежнему в запустении. Там сейчас находится табачная фабрика. И даже до сих пор не отмечено памятным знаком место, где явила себя святыня... А в Набережных Челнах в прошлом году националистами были сожжены две Православные часовни и разобрана строящаяся церковь. Причем виновники так и не понесли наказания.
Но, конечно, неполитизированные казанцы нормально относятся к Православным верующим. Многие татары считают, что Церкви надо вернуть и наш храм, и другие ранее принадлежавшие епархии здания.
- Расскажите о своем пути к вере.
- Мы со священником Феодором Ситкиным родные братья, двойняшки. Родители у нас верующие, с детства нас в церковь водили. Брат получил высшее экономическое образование, но вот уже пять лет служит священником. Я учился в Петербургском финансовом институте, сейчас работаю на фондовой бирже специалистом по акционерному праву и брокерским операциям. По мере сил помогаю брату в восстановлении храма.
- Чувствуете ли вы молитвенную связь с почившими воинами, которые похоронены на месте храма?
- Да. И, наверное, не случайно приход при храме у нас сейчас в основном мужской. Многие
прихожане - потомки волжских казаков, а также кадровые военные. Это по-прежнему воинский храм.
Когда верстался номер.
И все же Казанские власти не отказались от планов "увековечить" память защитников города от русских ратей. Газета "Казанские ведомости" сообщает, что в скором времени у северной стороны Казанского кремля напротив Воскресенской башни появится памятник павшим в 1552 году защитникам Казани. По замыслу авторов проекта, три стелы из цельных гранитных блоков памятника будут символизировать прошлое, настоящее и будущее. Купол над опорами - небо, объединяющее время. Силуэт воина, который просматривается сквозь памятник, - "символ мира и чистоты". Как выразилась одна из авторов памятника Светлана Мамлеева, "это мирный воин - душа памятника, мы его видим, но его нет - он из прошлого, он наша память о храбрых воинах". Памятник напоминает булгарские постройки Казанского ханства. Высота монумента от основания 10 метров и 15 метров от уровня воды. Площадь памятника около одной тысячи квадратных метров, он может вместить в себя большое количество людей во время торжественных мероприятий. Предполагается, что строительство памятника будет завершено к 2005 году. Таким образом, вместо памятника "дружбы народов" в этом городе будут два памятника павшим в 1552 году - русским и казанцам. Таковы современные реалии этого города с тысячелетней историей.
12 декабря 2003 г.