itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Но ты, художник, твердо веруй

Религия 
0
124
Время на чтение 7 минут
Началась эта история 14 января прошлого года. В выставочном зале московского Музея и Общественного центра имени Андрея Сахарова открылась экспозиция "Осторожно, религия!". Если выставка и была авангардной, то в меру: шокирующая обывателей вольность в обращении с церковными и прочими хрестоматийными темами и образцами давно привычна для западного искусства. За последние годы и мы стали думать, что подтрунивание над символами "совка", идолами казенного соцреализма и "духовной" гламурностью (купола, березки, образки и т.п.) суть естественное проявление художественной жизни. Но просвещенное сословие не учло глубины той реакционной ямы, в которую постепенно скатилась духовная жизнь страны.


Православные интегристы, пытающиеся лечить фанатизмом социально-психологические болезни измученного российского общества, до этого терпели непрерывные поражения: патриархия осудила их атаки на ИНН, церковноначалие конфузливо уговаривало наиболее радикальную часть паствы не считать рутинную перепись признаком наступающего светопреставления, а узнав о планах православного всеобуча, интеллектуалы буквально стали на дыбы. Последним ударом стало поражение прокуратуры на первом процессе по "Основам православной культуры" 30 декабря 2002 года. И тогда "Третий Рим" нанес ответный удар - 18 января 2003 года выставка была разгромлена группой "алтарников" из радикальной православной общественной организации "За нравственное возрождение Отечества", возглавляемой священником Александром Шаргуновым.


Шестеро погромщиков были повязаны милицией на месте. Но следствие вели стандартно нескладно, а суд, проявив удивительную заботу о процессуальных тонкостях оформления обвинения, признал возбуждение уголовного дела незаконным. Прокуратура столь же удивительно кротко согласилась с судебным вердиктом. Московский патриархат фактически поддержал погромщиков, приверженцы "путинского консерватизма" из числа публицистов полили организаторов выставки бурлящими помоями. А правозащитники, выступая в привычной роли вопиющих в пустыне, выступили с естественными для демократического общества утверждениями: у нас светское государство, искусство свободно, художники выставились не у церковных дверей, не нравится - не ешь...


Казалось, в борьбе сторонников светского государства и политизированной национально-религиозной идентичности произошел размен: не будет закона божьего в школах - не будет антиклерикальных выставок. Но затем началась эскалация конфликта. В феврале 2003 года Госдума чуть ли не конституционным большинством приняла обращение к Генпрокуратуре - не собирается ли она возбуждать в отношении организаторов выставки дело по обвинению в разжигании национальной и религиозной вражды. 28 февраля Генпрокуратура поручила прокуратуре Москвы заняться этим вопросом. А в конце декабря 2003 года свидетели: директор Музея имени Сахарова, известный правозащитник Юрий Самодуров, его сотрудница, искусствовед Людмила Василовская, и трое художников - Арутюн Зулумян, Наринэ Золян и Анна Альчук (Михальчук) - стали обвиняемыми по пункту (б) части 2 статьи 282 УК РФ. Им грозит суровое наказание - огромный штраф, запрет на профессию, а то и до 5 лет лишения свободы. В обвинительном заключении устроители выставки "Осторожно, религия!" именуются "организованной преступной группой с распределением ролей".


В качестве экспертов следствие привлекло к делу религиозных фанатиков, не скрывающих своей неприязни к художественному авангарду, не приемлющих ни малейшей вольности с сусальными эталонами национально-религиозных мифов, а также, разумеется, и обнаженной натуры. Попытки защиты приложить к делу заключения специалистов, более объективно относящихся к современному искусству, были отклонены. Более того: альтернативных экспертов из Государственного центра современного искусства стали вызывать к следователю и угрожать ответственностью за "заведомо ложную" экспертизу.


Не мудрствуя лукаво, следователь лишь прикрыл казенными формулировками построения предубежденных экспертов. Обвинительное заключение (например, в отношении Юрия Самодурова) получилось настолько выразительным, что его стоит привести полностью:


Цель выставки достигнута путем использования в представленных на нее экспонатах специальных языковых (вербальных), визуальных, звуковых средств, методов скрытого психологического манипулирования сознанием и других психотехнических методов для передачи оскорбительных и унизительных характеристик, отрицательных эмоциональных оценок, негативных установок и побуждений к действиям против христианства вообще и русского православия в частности: десакрализация сакральных образов посредством создания ассоциативных связей между сакральным и низким, отвратительным, комическим, ужасным; обусловливание изображений половыми стимулами и стимулами отвращения; создание депрессивных ассоциативных связей при помощи изобразительных и вербальных средств в видеофильмах, с помощью чего были оскорблены и унижены религиозные чувства верующих и неверующих лиц, имеющих представление о святости (сакральности) основных символов христианской религии.


Предвзятость экспертов проявилась в игнорировании того общеизвестного факта, что человеческая культура с древних времен включает в себя элементы насмешки над социальным бытованием признанных святынь. В антропологии и искусствоведении изучен феномен "трикстера" - ритуального шута и насмешника. Издевка над опошлением официального культа и символами государственности является составной частью любой высокой традиции. Между прочим, характерный пример такого санкционированного "кощунства" - поведение юродивых и ветхозаветных пророков. Даже евангельский сюжет про изгнание торгующих из Храма можно рассматривать как описание трикстеровской акции.


Восприятие свободного отношения к религиозным объектам как кощунственного оскорбления веры, государства и народа - это далекое прошлое современного западного общества. Тяжелый и кровавый опыт религиозных войн и преследований инквизиции заставил европейские народы перейти к веротерпимости и общей толерантности. И вот теперь возникла реальная угроза показательного осуждения известного российского общественного деятеля по религиозным причинам - с целью раздувания националистического психоза.


Фактически Юрий Самодуров, Людмила Василовская и Анна Альчук (Залумян и Золян скрылись из России - от греха подальше) оказались на положении заложников в борьбе российских властей с принципиальными правозащитниками - Музей и Общественный центр имени Андрея Сахарова уже восемь лет является одним из основных в стране центров правозащитной деятельности.

Дело о выставке "Осторожно, религия!" имеет большое значение и с сугубо правовой точки зрения, поскольку в нем впервые в практике демократической российской юстиции поставлен вопрос о законодательной защите религиозного и национального достоинства безусловно преобладающего большинства. Заменателен ответ, который был дан 12 марта Московским патриархатом на февральское обращение правозащитников к Алексию II, в котором указывалось, что уголовное преследование устроителей выставки дискредитирует Русскую православную церковь. В своем ответе служба коммуникации Отдела внешних церковных связей МП, подчеркнув, что выражает официальную позицию РПЦ, отметила, что "кощунство", под которым понималось и помещение религиозной символики в недолжный контекст, должно наказываться по закону. При этом церковь пошла даже на правовую оценку действий организаторов выставки, найдя, что в данном случае применима статья 26 главы 5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.


К сожалению, Московский патриархат продемонстрировал недостаточное знание закона - соответствующая норма КоАП определяет преследуемое по закону кощунство как "оскорбление религиозных чувств граждан либо осквернение почитаемых ими предметов, знаков и эмблем мировоззренческой символики". Однако российское законодательство точно определяет, что такое оскорбление религиозных чувств граждан. Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" гласит: "Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания, в том числе сопряженное с насилием над личностью, с умышленным оскорблением чувств граждан в связи с их отношением к религии, с пропагандой религиозного превосходства, с уничтожением или с повреждением имущества либо с угрозой совершения таких действий, запрещается и преследуется в соответствии с федеральным законом. Проведение публичных мероприятий, размещение текстов и изображений, оскорбляющих религиозные чувства граждан, вблизи объектов религиозного почитания запрещаются". Очевидно, что проведение закрытой камерной выставки, не расположенной вблизи от объектов религиозного почитания и, разумеется, не сопровождающейся насилием, угрозами и умышленным оскорблением граждан, не подпадает под эту норму закона.


Впрочем, необходимо отметить умеренность позиции патриархии. В отличие от православных радикалов, большинства депутатов Госдумы прошлого созыва, экспертов и следователей прокуратуры, руководство РПЦ увидело в проведении выставки не преступление, описанное в статье 282 УК РФ, но лишь административное наказуемое деяние. Возможно, церковь не прочь свернуть готовящийся процесс, при этом все-таки хоть как-то наказав "святотатцев", а заодно постараться юридически приравнять религиозную эмблематику к государственной.


В демократических правовых государствах те, кто считает себя оскорбленным произведением искусства (например, из-за спорных интерпретаций священных текстов либо исторических событий, как это было с фильмами "Последнее искушение Христа" Мартина Скорсезе и "Страсти" Мела Гибсона, а также с биографической картиной о Гитлере), то используются законные формы публичного протеста или частные иски в суд. Даже там, где, как, например, в Израиле, есть правовая санкция за оскорбление религиозных символов (разумеется, не в произведениях искусства), решение принимает только суд и инициатива контроля возложена на правоохранительные органы. При этом в Израиле юстиция защитила ислам (на единственном прецедентном процессе), но никогда не защищала символы основной религии - иудаизма. Понимание отношений между художниками и обществом, продемонстрированное следствием по делу о выставке в Сахаровском центре, свидетельствует о представлениях, свойственных теократическим (как нынешний Иран или Афганистан времен талибов) либо тоталитарным государствам.


Исторически в демократических государствах законодательная защита этнического или религиозного достоинства применяется в пользу меньшинств, несмотря на то, что нормы закона формально не избирательны. В этом главное отличие демократических государств от традиционалистских, тоталитарных или теократических, в которых закон защищает идеологию "большинства", государственную религию и символику. Эксперты единогласно заявили, что они выступают в защиту ценностей, разделяемых огромным большинством народа и, очевидно, поддерживаемых государством. Следствие повторило позицию экспертов, даже не определив реальность угрозы обществу, представляемой "антицерковной выставкой".


Пока самый известный в современном мире пример уголовного преследования художника за "кощунственное произведение искусства" - это смертный приговор, вынесенный иранским религиозным лидером аятоллой Хомейни британскому писателю Салману Рушди. Неужели российская юстиция догонит иранскую быстрее, чем российская экономика - португальскую?
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Евгений Ихлов
РПЦ хочет стать идеологическим отделом ЦК
На вопросы "МН" отвечает руководитель Информационно-аналитической службы Общероссийского общественного движения "За права человека" Евгений Ихлов, последовательный оппонент "православных правозащитников"
15.07.2005
Все статьи Евгений Ихлов
Религия
Русский народ стал астрологическим народом
Размышления в свете опроса ВЦИОМ о вере россиян в сверхъестественное и необъяснимое
22.03.2024
«В Вашингтоне всё никак не угомонятся»
США снова обвинили Россию в нарушении свободы вероисповедования и религиозных гонениях
19.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
«Зеленский начинает проговариваться»
Новый комментарий от учитель
29.03.2024 13:34
Мы русские. Но с нами ли Бог?
Новый комментарий от Егоров
29.03.2024 13:06
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 12:15
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
29.03.2024 11:52
Альенде vs Пиночет
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 11:49
На месте «Крокуса» должен быть православный храм!
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 11:37
О красных и белых
Новый комментарий от Олег В.
29.03.2024 11:31