Россияне в этом не одиноки - в США лет двести назад существовала даже Антимасонская партия, пользовавшаяся значительной популярностью во многих штатах. А во Франции в 1904 году разразилось знаменитое скандальное "дело фишек" - выяснилось, что в масонских ложах составлялась картотека, каждая карточка ("фишка") которой была посвящена конкретному офицеру французской армии и содержала информацию о его политических и религиозных взглядах. Эта информация использовалась политиками для продвижения или замедления карьеры того или иного военного. Однако не стоит забывать, что "дело фишек" возникло в обстановке жестокой борьбы за контроль над армией между республиканцами и клерикалами после "дела Дрейфуса", в котором первые прибегли к услугам масонов. Позднее подобные вещи не повторялись.
Такими же наивными выглядят теории заговора масонов, свергнувших царя в 1917 году. Некоторые российские политики действительно входили в ложи, и их тесные контакты между собой повлияли на состав Временного правительства, куда вошли масоны Керенский, Терещенко, Коновалов, Некрасов. Но в своей деятельности они руководствовались прежде всего принципами политической целесообразности и клановой выгоды - например, когда оттесняли от власти своих конкурентов Милюкова и Гучкова.
Если же посмотреть на современное масонство в России, то бросается в глаза его периферийность. Среди известных масонов нет ни видных государственных деятелей, ни ведущих бизнесменов. "А как же Горбачев и Ельцин?" - может спросить читатель. Ведь в левой и черносотенной прессе "разоблачения" их принадлежности к масонству стали общим местом. Что касается Горбачева, то никаких доказательств его принадлежности к какой-либо из масонских организаций нет вовсе. А все аргументы о масонстве Ельцина сводятся к фотографии, где первый президент России изображен с атрибутами Мальтийского ордена. При этом возникает целая комедия ошибок. Во-первых, как было сказано выше, эта рыцарская организация, поддерживающая с Россией официальные отношения, не имеет к масонству никакого отношения. Во-вторых, эти знаки Борису Николаевичу вручила личность весьма экстравагантная - Джуна Давиташвили, именующая себя также генерал-полковником астральных войск. Разумеется, в состав Суверенного военного ордена св. Иоанна Иерусалимского Родоса и Мальты (официальное название Мальтийского ордена) она не входит хотя бы потому, что женщин в него не принимают. Джуна - член некоей общественной организации, к которой настоящий орден относится весьма отрицательно.
То же самое можно сказать о российских политиках и предпринимателях, ставших членами "самого древнего в мире" ордена Константина Великого. И об их украинских коллегах, принятых в орден св. Станислава, - сие событие привело в свое время к грандиозному скандалу в Киеве. Элиты государств, возникших на обломках СССР, стремятся к тому, чтобы в мире их воспринимали как солидных и уважаемых людей, а не парвеню, и поэтому очень падки на всякого рода ордена и регалии.
Что же касается настоящего масонства, то его новейшая история в России просто скучна. Собираются люди, которые участвуют в совместных церемониях, трапезах и конференциях. Преимущественно это интеллигенты-гуманитарии (первый "главный масон" России Георгий Дергачев - кандидат философии), деятели искусств. Есть бизнесмены, но их имена широкой аудитории мало что скажут - не олигархи и не "вершители судеб". На конференциях обсуждают доклады о моральном совершенствовании и истории масонства. Особо современные российские масоны чтят одного из самых знаменитых русских просветителей, масона Николая Новикова, брошенного в тюрьму Екатериной II.
Многие россияне, имевшие в прошлом отношение к масонству, испытывают вполне объяснимое чувство разочарования. "Мировое масонство" не считает деятельность в России своим приоритетом (то же самое, кстати, относится и к руководству "настоящего" Мальтийского ордена). Российское направление мирового масонства в значительной степени держится на энтузиастах, часто имеющих русские корни. Так, у истоков масонства в современной России стоял ныне покойный Михаил Васильевич Гардер - выходец из эмигрантской семьи, бывший полковник французской разведки, а затем профессиональный советолог. Сейчас именем Гардера названа одна из московских лож. Многие его коллеги по французскому масонству особого интереса к нашей стране не проявляли, занимаясь собственными делами. От активного "миссионерства" их удерживало и слабое понимание российских реалий, когда неясно, кто из возможных партнеров действительно респектабельный человек, а кто бандит. Сообщения о колоссальной российской коррупции тоже не способствовали интересу высокопоставленных масонов к России - им своих скандалов и инсинуаций хватает. Потому и крупных инвестиций в нашу страну со стороны масонов или, к примеру, мальтийских рыцарей пока что не замечено.
Кроме того, для многих российских искателей "тайной власти" и "тайного знания" масоны оказались действительно обыденны и скучны. Обыкновенные люди со своими слабостями и мелкими пороками. Кто-то борется за власть, кто-то злословит о ближних своих, кто-то ищет свою корысть. Случаются и свои громкие семейные конфликты и скандалы, когда даже высокопоставленные масоны с громким шумом покидают ложу. Не так давно бывшая супруга одного из масонских лидеров разразилась обширной публикацией, в которой достаточно занудно повествовала о несовместимости масонства и православия и куда более эмоционально - о разлучнице, к которой ушел ее муж. При этом - никаких обсуждений крупных политических проблем, принятия кадровых решений, перспектив карьерного роста. Никаких гималайских высот духа, о которых читано в эзотерических книжках. Трудно и рассчитывать на материальную выгоду - напротив, масоны подчеркивают, что принимают в свои ряды людей самостоятельных и обеспеченных, которые могут заниматься благотворительностью, а не клянчить деньги у своей организации.
Значительная часть аудитории, стремящейся попасть в масоны, похожа на участников многочисленных партий-однодневок, расплодившихся в 90-е годы. Или на поклонников православия, мечущихся в поисках идеального старца от одного батюшки к другому, а потом вдруг, неожиданно для окружающих, ударяющихся в кришнаизм. Разумеется, в настоящем масонстве им делать нечего - скучно и неинтересно рассуждать о вопросах морали или выискивать подробности злоключений масонов при матушке Екатерине.
К тому же современное мировое масонство далеко от единства - и это тоже разочаровывает российских поклонников "вертикали власти" с жесткой и общепризнанной иерархией. В мире нет "главного масона" - различные ложи "вольных каменщиков" конкурируют между собой. В их среде есть свои либералы (нерегулярное масонство) и традиционалисты (регулярное масонство). В конце 80-х годов "российским" направлением занялся "Великий Восток Франции" - структура либеральная, весьма политизированная, проникнутая республиканским духом и принимающая в свои ряды не только верующих, но и атеистов. Однако затем большинство российских масонов сблизились с традиционалистами - Великой национальной ложей Франции, к которой принадлежал и упомянутый выше полковник Гардер.
Генерал-полковник астральных войск Джуна Давиташвили, "посвятившая" Бориса Ельцина... в члены Мальтийского ордена
В настоящее время наиболее влиятельное российское масонское объединение - Великая ложа России, которая получила легитимность как раз от французских традиционалистов и признана более чем восьмьюдесятью Великими ложами мира. Она включает в себя 23 филиала ("мастерские"), в том числе англоязычную мастерскую "Аврора", в которой состоят преимущественно иностранцы, работающие в Москве. Атеистов и женщин в Великую ложу не принимают, хотя последним можно посещать отдельные мероприятия. Что же до верующих, то от них требуется вера в единого Бога, все равно какого. Больший успех традиционалистов в российских условиях неудивителен - многие тяготеют к освященным веками правилам: так солиднее и респектабельнее. К тому же некоторые всерьез надеются, что можно совместить православие и консервативное масонство. Впрочем, иерархи РПЦ это мнение не разделяют.
Что же до "Великого Востока", то после создания первых структур на территории России в его деятельности наступил определенный кризис. Один из ее представителей, активно работавший с россиянами, Жак Орефис, был обвинен в финансовых нарушениях и исключен из масонства. В 1996 году все филиалы "Великого Востока Франции" на территории России были закрыты. Впрочем, вскоре ситуация улучшилась. Спустя полгода была открыта ложа "Москва", а затем ложа "Северная звезда".
Так что, рассуждая о масонстве в современной России, стоит говорить о своеобразных "клубах по интересам", модных междусобойчиках, не играющих, впрочем, сколько-нибудь существенной роли в политике, экономике или культуре. Любители экзотики, правда, могут рассчитывать на то, что им удастся прикоснуться к своеобразной многовековой традиции, связанной в России с именами Кутузова (что привлекательно для любителей военной истории), Чайковского (для эстетов и меломанов) или Пестеля (для поклонников революций). А также удовлетворить свое самолюбие с помощью масонских регалий.