itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Геополитические уроки Пушкина

Слово о геополитических уроках А.С. Пушкина, прозвучавшее в 1999 году в Каире на Пушкинской конференции

Общество 
0
213
Время на чтение 7 минут
Слово Эдуарда Федоровича Володина о геополитических уроках А.С. Пушкина прозвучало в 1999 году в Каире на Юбилейной конференции, посвященной памяти гения русской и мировой поэзии. Точность и выразительность политических оценок, прозорливость в определении настоящих и будущих проблем взаимоотношений Православия и Ислама, высказанных Э.Ф. Володиным, ныне, как нам видится, воспринимается особенно своевременно. События в России и на Арабском Востоке заставляют нас пристально вглядываться в смысл исторического взаимоотношения православного и исламского миров, столь ярко выраженный в поэзии великого поэта и талантливо истолкованный выдающимся политиком и философом современной России.

Сергей Лыкошин

Если исходить из формулы "Пушкин - это наша все", если согласиться с утверждением, что Пушкин - это энциклопедия русской жизни, то гений России должен был сказать кое-что и весьма существенное: до геополитической проблематика, пусть даже такой науки в первой трети ИХ века и не существовало. Мы ведь не сомневаемся в том, что полит экономические законы действовали до Адама Смита, как нет сомнения в наличии системных взаимодействий между элементами, даже если до Д"И, Менделеева они не были выявлены и зафиксированы в Периодической таблице. Вот и Пушкин, обращаясь к тем или иным историко-географическим пространствам, создавая поэтические образы стран и народов, художественно воспроизводил, как нам представляется, некие геополитические константы и векторы, определяющие политические действия России, их неустранимость и жизненную важность для всех этно-конфессиональных субъектов исторического процесса.

Понятно, что художественная система не предполагает создания всеобщей, объективной геополитической картины мира. Более того, поэт и художник не обязательно воссоздают всю систему геополитических и этно-конфессиональных взаимодействий России с окружающим миром. Но и сами пробелы и умолчания могут быть многозначительными для понимания политических реалий времени жизни художника и значимости геополитических взаимодействий для настоящего и будущего любой этно-политической целостности. Так, например, почти полное молчание поэта о Японии и редкие высказывания о Китае, свидетельствуют, конечно, о непроясненности в то время для России восточного геополитического вектора, но, вместе с тем, мы и сейчас понимаем, что слова "от потрясенного Кремля до стен недвижного Китая" не только поэтический образ, но и указатель пределов действия русской политической активности, что должны были понимать политики XX века, но из-за ложной идеологизированности политической доктрины необходимых выводов не сделали ни в начале 60-х годов, ни в конце 80-х годов.

Если же вести речь о тех геополитических векторах, актуальность которых была прояснена уже при жизни Пушкина, то в творческом наследии русского гения они представлены мощно, политически точно и исторически определенно. Мы имеем в виду южный, юго-западный и западный векторы, значение которых всегда было важно для российской государственности - будь это Древняя Русь времен Святослава и Владимира, великое княжество Московское до Ивана III, Российская империя XVIII-XIX веков. Советский Союз и даже нынешняя политико-экономическая непроясненная Россия. Начнем с западного векторам.

Пушкин прекрасно знал Западную Европу, ее историю и культуру, Использование французского языка, естественное для дворянства первой половины XIX века, свидетельствовало о мощном вторжении западных ценностей в стихию русской национальной культуры. Значительный массив произведений Пушкина, созданных на европейском материале, как раз и подтверждает интенсивность западного российского геополитического вектора, его историческую наполненность и этно-политическую емкость. Однако это только констатация западного вектора, У Пушкина есть своя точка зрения на качество этого вектора, которая, как нам кажется, может быть описана следующим образом.

"Маленькие трагедии" воспроизводят западно-европейское средневековье, когда рыцарская доблесть, духовность (особо выделим здесь испанскую тематику "Жил на свете рыцарь бедный" в "Сценах из рыцарских времен"), самопожертвование и честь были сущностным содержанием жизни и приемлемыми нормами поведения для русского национального самосознания.

Все резко меняется, когда Пушкин подходит к современности и наблюдает Запад, уже опускающийся в пучину буржуазной бездуховности и меркантильности. Интерес поэта к Андре Шенье - не только личная симпатия к французскому стихотворцу. Это еще и своего рода манифестация неприятия буржуазной западной цивилизации, протест против нее и предостережение русскому обществу. И как всегда гениально Пушкин свое видение тупика западного общества излагает на материале, провиденциально находимом в Северо-Американских Соединенных Штатах, которые тогда начали бурное экономическое развитие и продолжили традиционную для янки тактику уничтожения коренного населения по ныне хорошо известной Востоку схеме "земля без народа - народ без земли". Что это за цивилизация, каковы нравственные императивы и с какой этно-политической реальностью столкнется Россия, Пушкин описал в очерке "Джон Тернер", отрывок из которого здесь будет уместно воспроизвести:

"С изумлением увидели демократию в ее отвратительном цинизме, в ее жестоких предрассудках, в ее нетерпимом тиранстве. Все благородное, бескорыстное, все возвышающее душу человеческую - подавленное неумолимым эгоизмом и страстью к довольству; большинство нагло притесняющее общество; рабство негров посреди образованности и свободы; родословные гонения в народе, не имеющем дворянства; со стороны избирателей алчность и зависть; со стороны управляющих робость и подобострастие; талант, из уважения к равенству, принужденный к добровольному остракизму; богач, надевающий оборванный кафтан, дабы на улице не оскорбить надменной нищеты, им втайне презираемой: такова картина Американских Штатов".

Это предостережение Пушкина сейчас актуально, как никогда. Но поскольку в нашу задачу не входит описание современности, то остается обратить внимание на ответ, который может быть дан Россией на вызов западной буржуазной цивилизации. Мы находим его в стихотворениях "Клеветникам России" и "Бородинская годовщина". В свете опыта двух мировых войн и нынешнего продвижения НАТО на восток, затрагивающего зону политической ответственности России у Пушкина:



"Оставьте: это спор славян между собою,

Домашний, старый спор, уж взвешенный судьбою,

Вопрос, которого не разрешите вы." -



ответ Пушкина однозначен:



"Так высылайте ж нам, витии,

Своих озлобленных сынов:

Есть место на полях России,

Среди нечуждых им гробов".



Не менее активно разрабатывался Пушкиным юго-западный геополитический вектор. И, как всегда, художественно гениально и стратегически безукоризненно. Пребывание Пушкина в южной ссылке результатом имело создание множества стихотворений, воспевающих красоту южной природы и романтическую приподнятость, запечатленную в "Бахчисарайском фонтане" и "Цыганах". Но куда более важно, что в этот период Пушкин внимательно следит за событиями на Балканах, рвется участвовать в греческом освободительном движении, полон сочувствия к Ипсиланти (позднее это отразится в "Выстреле" в "Повестях Белкина"). Пройдет почти десять лет и в 1834 год? Пушкин создаст бессмертный цикл "Песни западных славян", в котором, помимо и даже вопреки мистификации Проспера Мериме, воспроизведена мощная славянская поэтическая стихия, найдено внутреннее духовное единство восточных и южных славян и нерасторжимое этно-конфессиональное единство наших народов. Слова "майка Русия", - матушка Россия, - употребляемые на Балканах от средневековья до наших дней, не только поэтическая метафора. Это для южных славян непререкаемая истина, а для России - формула геополитической ответственности за вез, происходящее на Балканах. Обратим внимание, что пушкинское прозрение многое объясняет в действиях России на Балканах в XIX веке, в том числе и во время войны 1877-78 годов, оно принципиально важно для понимания событий июля-августа 1914 года. Наконец, в том, что сейчас происходит на Балканах, проявляется вся сложность юго-западного геополитического вектора и полное игнорирование Западом неустранимости русского присутствия и влияние там, где заканчивается католический мир и начинается православная ойкумена.

И, наконец, южный геополитический вектор. Разноплановое изображение Кавказа, горцев, перипетий кавказской войны, личное участие Пушкина в боевых действиях под Арзрумом неоднократно были предметом литературоведческих исследований. Не один раз все и сводилась к эстетическим штудиям или рассуждениям о враждебности России и Турции. Это справедливо, но, думаем, проблема гораздо сложнее. Если бы южный геополитический вектор ограничивался Турцией, то можно было бы говорить о неустранимости конфликта православной и исламской цивилизаций, в чем и пытаются убедить нас специфические политологи, указывая на дугу нестабильности от Адриатики до Каспия и далее до Памира. Помимо того, что дуга эта реально существует, а идеи пантюркизма стали своего рода катализатором этно-конфессиональной напряженности, надо, вероятно, ввести какие-то дополнительные составляющие, чтобы понять смысл и значение южного геополитического вектора для России и стран этого региона. Снова обращаемся к Пушкину и находим ответ на интересующую нас проблему.

Турецкая империя во времена Пушкина уже была в состоянии надлома, хотя еще сохраняла громадные колонии и жестоко подавляла любые попытки арабов освободиться от турецкого владычества. Надлом, тем не менее произошел и Пушкин его точно охарактеризовал:

Стамбул отрекся от пророка;

В нем правду древнего Востока

Лукавый Запад омрачил -

Стамбул для сладостей порока

Мольбе и сабле изменил.

Стамбул отвык от поту битвы

И пьет вино в часы молитвы.



Там веры чистый луч потух:

Там жены по базару ходят,

На перекрестки шлют старух,

А те мужчин в харемы вводят,

И спит подкупленный евнух.

Речь идет о конфессиональной доминанте, составляющей основу национального бытия, без которой сама нация теряет исторические ориентиры. В сущности, общество без духовности, каковым для Пушкина была современная ему Турция, не может реальностью, в которой геополитический вектор перестает быть действенным. Нужно действие встречного вектора, чтобы возникло взаимодействие этно-политических систем и конфессиональных миров. Как это понимал Пушки н, видно из его цикла "Подражание Корану", созданному в 1824 году в Михайловском сразу после возвращения из южной ссылки. Основываясь на переводе М. Веревкина 1790 года, Пушкин поэтически переложил содержание следующих сур Корана: "Солнце", "Сонмы", "Нахмурился", "Корова", "Пророки", "Свет", "Трапеза", "Лукман", "Завернувшийся". Практически, это конспективное изложение теологии, нравственности, идеалов, воинского духа и жизнеустроения арабов-мусульман с той степенью уважения и восхищения, которые возможны и естественны для православного человека. Конечно, это русское прочтение Корана, но именно поэтому мы можем говорить о понимании, взаимопонимании мусульманского и православного миров, их безусловной неслиянности, но и естественной взаимозависимости. Тогда получается, что южный геополитический вектор понимался Пушкиным на основе конфессиональной доминанты, которая связывала арабский мир и православную Россию. Тем самым, Пушкин в очередной раз гениально определил арабский и, шире, исламский мир как естественного союзника России и подтвердил непротиворечивость православно-мусульманского взаимодействия. Теперь понятно, что дуга нестабильности от Адриатики до Памира возникла не из-за конфессиональных противоречий, а в силу интересов тех, кто находится вне Православия и ислама, но делает все возможное, чтобы на исламско-православном противостоянии заработать свой политико-экономический процент. Там более важно восстановить всю полноту связей православной России и мусульманского мира и решать свои проблемы самостоятельно и без посредников и ростовщиков.

Эти краткие заметки не исчерпывают всего богатства геополитических прозрений нашего национального гения. Но и сказанного достаточно для понимания величия Пушкина как мыслителя и гражданина России. Как патриота, в любви к родному пепелищу, в любви к отеческим гробам находящего основания для понимания и уважения других народов. И это тоже урок для всех нас.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Эдуард Володин
Православная культура сегодня: "за" и "против"
Судьба музея Андрея Рублева
09.12.2011
Национальная идеология
Очерк седьмой из книги «Русский мир»
01.11.2008
Смута
Век XVIII
12.09.2008
Охлос-Демос-Народ
Очерк второй
14.04.2008
Все статьи Эдуард Володин
Общество
Все статьи темы
Последние комментарии
Нож в спину воюющей России
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 15:51
К 25-летию смерти Ф. Чуева
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 15:44
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 15:41
«Уйти от этих вопросов не получится»
Новый комментарий от Александр Уфаев
28.03.2024 15:40
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.03.2024 14:21
Хатынь двадцать первого века
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 13:17