Открывает ли дверь православная церковь?

Новости Москвы  Религия 
0
192
Время на чтение 4 минуты
Диалог между православными и католиками, а также христианами других конфессий идет не всегда ровно, но постоянно.

Заметными показались два события в ноябре: вторая встреча президента Владимира Путина с Папой Иоанном-Павлом II и начавшийся 18 ноября визит в Россию делегации Русской православной церкви За рубежом (РПЦЗ), которая размежевалась с Русской православной церковью (РПЦ) в 20-е годы минувшего века, когда революционные атеисты пришли к власти в стране "всерьез и надолго".

Однако эти события на самом деле не являются тем жестом, которым широко распахивают двери. Смысл визита Путина - скорее, проявление политического этикета. Напомним, что и первый президент Советского Союза Михаил Горбачев, и первый президент России Борис Ельцин посещали Иоанна-Павла II, что свидетельствовало о налаживании государственных, а не религиозных отношений. Хотя и это хорошо в нашем безумном мире.

Событие второе - гипотетическое объединение двух русских православных церквей, на которое указывает само появление их контактов, может привести, напротив, к усилению их изоляции от остального христианского мира. Русская православная церковь За рубежом занимает консервативную позицию. Она объявила экуменизм ересью и подвергла его анафеме.

По мнению некоторых наблюдателей, более широкий диалог с римско-католической, протестантской церквами - вот путь сближения русского православия с реалиями нынешнего дня.

Отчего же Русская православная церковь предпочитает изоляционизм и сближение с РПЦЗ широкому диалогу с другими христианскими конфессиями? Священник храма Св. Козьмы и Дамиана (в Столешниковом переулке), настоятель храма Покрова Богородицы в Детской республиканской клинической больнице, член правления Российского библейского общества, ректор Общедоступного православного университета, известный историк, богослов и общественный деятель Георгий Чистяков считает, что одна из главных причин связана с многочисленными русскими фобиями. И прежде всего с той, что Римско-католическая церковь стремится к поглощению православия.

По его мнению, высшие иерархи русского православия все же склонны вести диалог, хотя и настойчиво защищают свои интересы. Вот свежий пример: 10 ноября в Москве представитель Ватикана в России Антонио Меннини встречался с председателем Отдела внешних церковных связей РПЦ митрополитом Кириллом. Результатом стала договоренность продолжить переговорный процесс по улучшению ситуации в отношениях между двумя церквами и намечены перспективы сотрудничества в социальных проектах. Напомним, что всего полгода назад тот же митрополит Кирилл обвинил Римско-католическую церковь в нарушении этики, когда она изменила свою структуру в России. Причина лежит на поверхности: борьба за сферы влияния.

Неудивительно, что речь идет о крайней сложности и неоднозначности отношений двух церквей. С одной стороны, члены Священного Синода и сам патриарх Алексий II - дети той эпохи, когда религия в России выжила во многом благодаря массированной поддержке Римско-католической церкви. Картина дополняется тем, что в дореволюционном государстве было гораздо больше католических приходов и паствы, чем сегодня, но острых разногласий между церквами не существовало.

С другой стороны, на уровне обывательском трудно надеяться на резкое улучшение отношений между православными россиянами и католиками. Можно привести многочисленные примеры, когда местные органы власти, пресса и провинциальная общественность позволяют себе грубые нападки на людей разных исповеданий. "Сильное неприятие католицизма со стороны воцерковленных прихожан существует именно на психологическом уровне", - утверждает Георгий Чистяков.

Есть и третья сторона, как ни странно, не входящая в противоречие с первой и второй. А именно: согласно социологическим данным, 75 % россиян считают, что католики и россияне могут мирно уживаться, а 60% опрошенных положительно расценивают перспективу визита в Россию Папы Иоанна Павла II.

Рассматривая проблему с психологической точки зрения, священник Георгий Чистяков полагает, что по своему укладу и своим ориентирам православие обращено к прошлому. Оно воспринимает сегодняшний день как эпоху умаления веры, когда мир уходит от Бога. В этой религии важны личная аскеза, личные посты, личная молитва. Поэтому, по мнению священника, активные верующие люди, пытающиеся внедрить основы христианства в жизнь, волей-неволей будут обращаться к католическому опыту, потому что в православии подобного почти нет.

В России появляются первые группы молодых семей, которые называют себя движением Каны Галилейской и опираются на опыт аналогичного католического объединения во Франции. Появилось также движение "Матери в молитве", тоже подобное католическому. Монашество в миру в православии практически не практикуется, и здесь опять же неоценим опыт других конфессий. "Контакты между православными и католиками налаживаются именно там, где кипит живая жизнь, где в гуще сегодняшнего дня человек остается верующим христианином", - утверждает Георгий Чистяков. В светской жизни страна выбирает западные ориентиры, врастает в международные организации, а в религии превалируют антизападные настроения. В этом кроется серьезное противоречие с самой современностью.

Среди религиоведов крепнет мнение, что православной церкви придется переориентироваться, иначе она потеряет доверие общества.

Русская православная церковь влилась в Экуменическое движение в 1961 году. Активно поддерживает миротворческие акции Всемирного совета церквей, ведет диалог с ее участниками и по другим вопросам. "В России существует понимание, что христиане разных исповеданий находятся в оппозиции современному безрелигиозному миру", - указывает Георгий Чистяков. При выработке Европейской Конституции католики, православные и протестанты совместно настаивали на упоминании христианства как духовного истока европейской цивилизации. В эпоху современного секуляризированного сознания, считает священник, необходимо поддерживать друг друга, поскольку "все мы выступаем за крепкие семьи, против абортов, наркотиков, против массовой культуры, делающей человека рабом цивилизации потребления".

"Жизнь христианина не в том, чтобы в пост не есть мясного, а в том, чтобы нести христианские идеалы, чтобы эти идеалы торжествовали не только в личной, но и в общественной жизни, - говорит Георгий Чистяков. - Когда православный русский человек поймет это, тогда для него станет ясным, что экуменизм и сотрудничество верующих разных исповеданий - единственная дорога, по которой должны идти христиане".

Так открывает ли двери Русская православная церковь? Пожалуй, да. Однако в силу как внутриконфессиональных, так и национальных особенностей процесс этот идет сложно и очень медленно. Торопить его бессмысленно.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Елена Шахова
Все статьи Елена Шахова
Новости Москвы
Все статьи темы
Религия
Есть ли конфликт между Церковью и наукой?
Не стоит преувеличивать жестокость инквизиции по сравнению с репрессиями в Советском Союзе
19.10.2024
Русский народ стал астрологическим народом
Размышления в свете опроса ВЦИОМ о вере россиян в сверхъестественное и необъяснимое
22.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Ладушки – нескладушки
Новый комментарий от Агафон
26.12.2024 23:49
Мне стыдно за моего Президента
Новый комментарий от Vladislav
26.12.2024 23:10
Об образе нашей Победы и образе будущего России
Новый комментарий от Elenaelena
26.12.2024 20:49
Почему «Орешник» никогда не победит Левиафана?
Новый комментарий от Агафон
26.12.2024 18:55
«Борьба идёт за души людей, а не за деньги!»
Новый комментарий от РОНОЛ
26.12.2024 18:39
«Почему не бьём?»
Новый комментарий от Калужанин
26.12.2024 18:02
Сторонники взятия Киева и наше нелёгкое будущее
Новый комментарий от АБС
26.12.2024 17:12