Он был нам как отец...

Новости Москвы  Религия 
0
265
Время на чтение 5 минут
4 ноября с.г. на семьдесят восьмом году жизни скончался старейший и известнейший иерарх Русской Церкви - Митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим. В первые годы перестройки он был, пожалуй, одним из самых публичных деятелей нашей Церкви давал многочисленные интервью, был депутатом Верховного Совета, выступал с официальными заявлениями от имени Церкви... В последние годы он отошел в тень, и широкой общественности было мало известно о его деятельности. Супруга корреспондента "Благовеста" в Москве Владимира Мельника - кандидат филологических наук, доцент кафедры теологии Московского государственного университета путей сообщения (в прошлом МИИТ - Московский институт инженеров транспорта) Татьяна Викторовна Мельник больше года проработала под непосредственным руководством Владыки Питирима, который возглавлял эту кафедру. Татьяна Викторовна согласилась рассказать о своих впечатлениях от работы с этим мудрым иерархом и высокообразованным человеком.

- В последний раз мы видели на нашей кафедре Митрополита Питирима 1 сентября, - рассказывает Татьяна Мельник. - У нас при институте есть храм во имя Святителя Николая. Этот храм был освящен еще до революции, по распоряжению Императора Николая II. Храм был назван в честь Небесного покровителя последнего Русского Царя. И вот Владыка приехал в храм отслужить молебен. Когда он открыл алтарь и начал служить почти шепотом, у многих из нас защемило сердце - он очень изменился из-за болезни с того времени, что мы его не видели (мы не виделись с мая). Стало понятно, что скоро нам придется с ним прощаться...
В эту последнюю встречу, уже на кафедре, Владыка Питирим рассказал нам удивительную историю. Он является наместником известного Волоколамского монастыря. В этом монастыре под спудом почивают мощи его основателя - Преподобного Иосифа Волоцкого. И вот этим летом, уже очень больной, Митрополит Питирим вдруг сказал своим помощникам, что надо святые мощи найти, обрести. Но ведь место захоронения Иосифа Волоцкого было давно утрачено! Владыку стали отговаривать, утверждали, что найти мощи уже невозможно, но он был непреклонен. Помолился и... указал место, где надо копать. Один из наших преподавателей был в это время вместе с Владыкой в монастыре. Он видел, как Митрополит указал чуть ли не наугад место поисков, и каково же было его удивление, когда именно на этом месте вскоре было обретены мощи великого русского святого!
По правилам, обретенные фрагменты останков кладутся на медный поднос, залитый расплавленным воском. Владыка Питирим распорядился для этих целей взять со склада 54 килограмма воска. Часть этого воска была залита на медный поднос. В них положили частицы обретенных мощей, в том виде, как они лежали бы в случае, если мощи были бы нетленными. Часть воска при этом осталась, и Митрополит велел отнести оставшийся воск обратно на склад. Когда этот не пригодившийся воск на складе взвесили, то пришли в изумление - там было ровно... 54 килограмма! Как такое могло произойти - это тайна Божия. "Вот такое было маленькое чудо!" - сказал нам Митрополит Питирим и заплакал...

- Расскажите, как вы работали под началом Митрополита Питирима.

- Он был нам как отец... Сейчас вся наша кафедра в трауре. Звоним друг другу, плачем... Сегодня первый день прощания с дорогим Владыкой! Еще утром на Патриаршем богослужении в Богоявленском соборе молились о здравии болящего Митрополита Питирима, а к вечеру нам позвонили и сказали, что он умер.
Работать с ним было легко и приятно. Сдавать ему наши отчеты по кафедре всегда было праздником! Мы рассказывали ему, как мы работали. И какое удовольствие он при этом испытывал! Вслушивался в каждый отчет. О каждом студенте хотел все знать. Настолько сердечно подходил к нашей работе, что сразу чувствовалось - каждый студент, каждый преподаватель в его сердце. Когда он шел по университетскому коридору - высокий, красивый, благородный, в своей фиолетовой шапочке, многие студенты просто любовались им. И радовались, что у них преподает такой уважаемый иерарх... Когда кто-то из студентов поздоровается с нами, он считал, что это уже наша победа. "Вот, они нас уже узнают, даже после зачета!" - с радостью говорил он.
Студенты очень любили его лекции. Хотя лекции он читал очень своеобразно. Никогда не знаешь, о чем он будет на этот раз говорить. Тут было много спонтанного. Но слушали его, как говорится, "раскрыв рот". Он, например, мог прийти на лекцию и начать вслух, по памяти, читать сонеты Шекспира. Он очень любил поэзию... Мне однажды пришлось вести после его лекций практические занятия со студентами, и вдруг я поняла, что студенты во многом прониклись настроением Владыки, стали какие-то "наши"...

- Вы преподаете теологию в светском вузе. Наверное, среди студентов есть и неверующие, и некрещеные...

- Конечно, есть. Бывают разные ситуации. Например, не так давно был просто ужасный случай: один студент хотел за сто рублей "скупать" души своих однокурсников. Заключается договор, платятся деньги... Ситуация была настолько неожиданная, что пришлось пригласить на беседу со студентами этой группы священника-благочинного... Мы об этом вопиющем случае Владыке Питириму не докладывали - он был уже сильно болен, и не хотелось его расстраивать. Ну а воцерковленные студенты - это наша радость и наша опора в институте. Они часто приходят к нам на кафедру, помогают нам, поют в церковном хоре... Митрополит Питирим очень любил студентов, с ними он словно молодел душой.

- Митрополит Питирим рассказывал о своем прошлом?

- Рассказывал, как в молодости он работал в архивах. Он долгое время занимался восстановлением и публикацией древнерусских рукописей. Однажды ему в архиве дали специальные палочки, которыми он переворачивал древние страницы. Он готовил факсимильные издания древнейших текстов. Дома у него была огромная библиотека, и он нам даже говорил, что из-за книг в доме очень мало места остается. Владыка был очень образованный человек, имел энциклопедические знания.

- А как он, ученый-монах, относился к вам, светским преподавателям?

- И к нам Владыка относился с большой любовью. Он был против того, чтобы мы, преподаватели кафедры теологии, надевали черные юбки, темные платки и в таком виде шли на лекции. Он, напротив, нам говорил, что лучше не надевать косынки, когда идешь по университету. Если в косынках нравится ходить - ходите дома, но не здесь. К студентам на занятия нужно идти в цивильном виде. И даже добродушно подсмеивался над нарочито "монашествующими" преподавателями. А ведь нам всем так бы хотелось ходить на занятия в длинных темных юбках, в платках... После летней поездки в Дивеево ко мне словно "приросли" длинная юбка, длинные рукава и платок. И дома, в Москве, я с большим трудом от этого освобождалась...

- Может, и не нужно было "освобождаться"? Ведь Владыка Питирим выступал против фарисейства, но наверняка не был против сердечной потребности исполнять благочестивые обычаи...

- Некоторые преподаватели, и я в их числе, внутренне еще не соответствуем такому строгому внешнему виду. А внешнее должно соответствовать внутреннему. Совет Владыки Питирима не ходить на занятия в "черном" объясняется просто. Студентов не нужно удивлять, шокировать. Чтобы для тех из них, кто еще не воцерковился, это не стало бы соблазном. Чтобы у них не сложился отрицательный образ Православия. И если мы будем приходить на занятия с нарочито "постными" лицами, в длинных юбках, в платках, мы кого-то из них напугаем, оттолкнем. И им не будет уже интересно то, о чем мы им говорим. А ведь мы говорим студентам об истории Русской Церкви, о культурном и религиозном наследии России...
Митрополит Питирим был таким человеком, работать рядом с которым было тепло.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Антон Жоголев
Все статьи Антон Жоголев
Новости Москвы
Все статьи темы
Религия
Есть ли конфликт между Церковью и наукой?
Не стоит преувеличивать жестокость инквизиции по сравнению с репрессиями в Советском Союзе
19.10.2024
Русский народ стал астрологическим народом
Размышления в свете опроса ВЦИОМ о вере россиян в сверхъестественное и необъяснимое
22.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Колчак – предатель России или герой?
Новый комментарий от Константин В.
18.11.2024 22:25
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
18.11.2024 22:16
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от prot
18.11.2024 21:47
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Павел Тихомиров
18.11.2024 19:55
Символ и цель. Иван Грозный
Новый комментарий от Человек
18.11.2024 19:00
Что же такое «христианский сионизм»?
Новый комментарий от Владимир Николаев
18.11.2024 17:12