В учебниках военной истории о явлении Божией Матери не говорится. Но даже в сухих протокольных строках ощущается некий вздох удивления перед этой неслыханной победой: "Северо-западнее города Августов русская 10-я армия сражалась против немецкой группировки. Упорное сопротивление русских сорвало планы противника по глубокому обходу и окружению всего восточного фронта. Сопротивление (10 суток!) действовавшего в арьергарде 20-го русского корпуса генерала Булгакова (четыре пехотные дивизии ослабленного состава), окруженного в Августовских лесах между Августовом и Гродно девятью немецкими дивизиями, позволило русскому командованию к 26 февраля отвести основные силы 10-й русской армии на удобные позиции под Ковно. Личный состав 20-го корпуса почти полностью погиб".
Рассказывает Ирина Евстигнеева, иконописец, художник редакции газеты "Благовест": Эту икону я где-то видела раньше, очень давно. Икона запомнилась, но я не знала ее названия. И вот этим летом редактор Православной газеты "Благовест" Антон Евгеньевич Жоголев увидел во сне этот образ. Он сразу узнал его, так как видел его несколько лет назад в строящемся Храме Христа Спасителя. Во сне он услышал слова: "Августовская победа", но не знал, к чему именно они относятся, к иконе ли, или к той непростой ситуации, которую в то время переживала редакция... Пришел на работу и спросил меня, не знаю ли я такую икону, на которой изображена Царица Небесная, явившаяся в ночном небе русским воинам. Я сказала, что знаю такую икону, но она очень редкая. Названия ее не помню. Он спросил, а что могут означать слова "Августовская победа"? В ответ я только пожала плечами. Тогда он набрал эти слова на "поиске" в интернете и вскоре узнал, что это и есть название той иконы! Удивлению нашему не было предела. В этот же день мы решили, что раз было такое видение, обязательно нужно в редакции иметь эту икону. И, благословясь, я взялась за работу...
Писатель Михаил Пришвин, оказавшийся в то время на передовой, так описывает Августовское сражение:
"28 февраля 1915 г. С поля сражения из Августовских лесов, где были на волоске от германского плена, я попал в монастырь. Священник, еще совсем молодой человек, дал мне комнату записать свои впечатления. Я рассказывал ему самое главное, что вынес из этого хаоса: мука побеждается мукой. Нашему отряду удалось из-под огня спасти около четырехсот людей, обреченных на смерть. Три дня я видел, как врачи, без сил и пищи, перевязывали раненых, изумлялся, откуда взялись у них такие силы. Потом Августовскими лесами мы спасались от неприятеля, когда под страхом попасть в плен, или вовсе погибнуть от разъезда врага, шли пешком при страшном морозе, и когда прибывали в безопасные места, опять принимались за работу, - откуда, я спрашивал себя, бралась такая сила? Это и была мука, но этой мукой искупались муки других. С каждым часом работы, мне казалось, люди взбирались все выше и выше на неприступную гору: муки давали силу, муку брали мукой.
Священник слушал меня и вдруг воскликнул: - Да ведь это же: "Смертию смерть поправ!" Как будто он был поражен, и я тоже, этим внезапным открытием: мы твердили с самого детства слова "Смертию смерть", и вдруг оказалось, я твердил это без всякого смысла, и сразу смысл открылся, когда я просто свое пережитое назвал своими словами: мука мукой.
Пройдут столетия - какая легенда будет у людей об этой борьбе народов в Августовских лесах, эти огромные стволы деревьев, окропленных кровью человека, умрут, вырастут другие деревья, неужели новые стволы будут по-старому шуметь о старом человеке. Нет!.. Мы знаем, как небольшая кучка русских солдат, когда выходили из леса, вела за собой сотни пленных врагов, как они, измученные голодом, хотели бросить этих пленных, гнали их от себя, но пленные в надежде получить кусок хлеба шли, все шли и шли по лесам за русскими солдатами. Голод заставил забыть родину, и они шли, как голодные псы вслед за новым хозяином".
Ирина Евстигнеева: Когда приступала к работе, возник вопрос об оригинале. С чего писать? Была найдена листовка времен Первой Мировой войны. Это графическое изображение произвело на меня очень сильное впечатление и было взято за основу. Образ Божией Матери был как раз такой, каким я видела его до этого. Черно-белое изображение достаточно плохого качества, не четко прорисовывался ландшафт. Но эти скупые исторические данные подсказали, как писать икону. Обмундирование воинов Первой Мировой было четко изображено. Главное, хотелось передать состояние духа воинов. Им ведь Божия Матерь явилась в кресте победоносно! Сюжет фронтовой листовки передает дух победы. Поэтому, когда писала икону, старалась писать как можно ближе к этому духу. А плохое качество листовки внесло коррективы: я стала больше изучать исторические данные о чудесном явлении Божией Матери на войне. Узнала, что Она явилась в ночное время русскому Православному воинству. Во время явления они, видимо, совершали вечернюю молитву в окружении дремучего леса. Эта икона была написана во время войны, перед революцией. Списков той поры почти не осталось. По просьбе редактора позвонила известному самарскому мастеру иконописи - Елене Соломко, и спросила об этой иконе, - она ответила, что не знает такой иконы и нигде о ней не читала. Но произошло чудо: в ее мастерской как раз в это время присутствовала ее бывшая ученица. Услышав телефонный разговор, она вспомнила, что у нее в одном из альбомов есть репродукция этой редкой иконы, и принесла альбом нам. Это была икона из частной коллекции екатеринбуржца Е.В Райзмана, приобретенная им в 1990 году. Икона интересная, но, на мой взгляд, все же полнее дух Победы передает листовка времен войны. Хотя и эта репродукция тоже пригодилась в работе.
О чудесном явлении Царицы Небесной русским ратям в Августовском лесу было доложено Верховному Главнокомандующему - Императору Николаю II. По его указанию была отпечатана большим тиражом армейская листовка, на которой изображено явление Божией Матери, с кратким поясняющим текстом об этом событии. По благословению Митрополита Московского Макария (Невского), - как и Император, он причислен к лику святых, - была написана икона Божией Матери, получившая название "Августовская Победа", или же "Явление Божией Матери на войне". Но вскоре революционные события надолго отбросили память об этой иконе, не успевшей получить широкого распространения, хотя и весть об Августовской Победе в то время всколыхнула всю Россию...
Ирина Евстигнеева: Утром 1 августа у меня возникло желание взять с собой в храм на праздник Серафима Саровского написанную, но еще не освященную икону. Это было столетие прославления Преподобного Серафима. Принесла икону в Петропавловскую церковь в Самаре, а там вдруг люди стали подходить и прикладываться к этой иконе. Монахини подходили, молились. Одна из монахинь меня оповещает: а ведь сегодня день начала Первой Мировой войны! Ведь та война началась в день памяти Преподобного Серафима... И как-то особенно на меня посмотрела. У меня мороз по коже прошел, я этого никак не ожидала. Это было просто чудо! Значит, не случайно эта икона была именно в этот день освящена у нас в редакции духовником "Благовеста" священником Сергием Гусельниковым... Вот мы и решили у нас в редакции считать днем памяти нашего образа - 1 августа...
Из книги Ольги Николаевны Куликовской-Романовой "Под благодатным Покровом": "Когда мы вошли в столовую к Владыке Мелхиседеку (в то время - Архиепископ Екатеринбургский - А.Ж.), то я стала искать взглядом икону, чтобы молиться. И - о, Боже! - вижу в простенке между двумя окнами большую икону (тогда она мне показалась громадной), в очень темных красках, так сказать, рембрандтовских тонах: Пресвятая Богородица на фоне Креста, в сиянии, в облаках, и на переднем плане воины на коленях... Меня это настолько потрясло, потому что я увидела образ Богородицы, совершенно похожий на тот, что мне снился когда-то в детстве... Я от волнения подумала: Боже мой! А рука-то показывает направо или нет? Потому что во сне я видела движение руки, указывающей направо. Сослепу присматриваюсь, смотрю и от волнения не вижу. И чем больше волнуюсь, тем хуже вижу, но наконец рассмотрела - рука действительно показывает направо. Именно так, как было в моем детском сне... Я закрыла руками лицо, расплакалась и от волнения, смущения вылетела в соседнюю комнату, где совсем разревелась... Я собралась с силами, вернулась в столовую, извинилась перед Владыкой за свое поведение. Константин Д. сказал: эта икона написана по действительному чудесному видению, которое явилось в небе над Русскими войсками на Северо-Западном фронте под Августово. Она, по-моему, так и называется - образ Божией Матери, явленный над Русскими войсками в войну 1914 года...
Леонид С.: "Августовская победа" она называется. Сначала выпускались большие листовки с изображением этого чуда, а потом Московский Митрополит Макарий распорядился писать иконы...
Но тогда, в детстве, да и теперь в Екатеринбурге я ничего этого еще не знала. У нас в Сербии в Церквах такой иконы не было. Все исторические подробности выяснились потом".
Ирина Евстигнеева: Главное в этой иконе - Дух Победы. Но настоящая Победа возможна лишь на основе Веры, Надежды и Любви.
Икону я писала в редакции. И рабочая суета мне совсем не мешала, напротив. Икону было легко писать. Постоянно читалась молитва "Живый в помощи" - самая солдатская молитва, которая давала спасение от погибели. Только прикасалась кисточкой к иконе, как начинала сама идти молитва.
У меня дед участвовал в Первой Империалистической войне, а у Антона Евгеньевича - прадед... Наверно, потому в нас и "зазвучала" эта удивительная икона...
Были сложности в передаче цветовой гаммы. Но как раз в это время редактор привез сделанные им фотографии с ночной службы в Храме-на-Крови в Екатеринбурге 17 июля, в день памяти Царственных Мучеников. На этих фотографиях светилось ночное небо. Это было свечение святых Небес... И я решила этот свет взять за основу... Внесла в цветовую гамму иконы. Небеса определили весь колорит иконы.
Через Бебжский Национальный парк и три других природных заповедника международного значения - долину Нарев, Августовский и Книжинский леса - скоро пройдет скоростная четырехполосная автомагистраль, деньги на строительство которой выделяет Европейский Союз. Мало кто отрицает необходимость строительства скоростной автотрассы, ведущей из Варшавы в Финляндию через Балтийские страны. С тех пор, как после распада Варшавского договора открылись границы, все возрастающий поток транспорта пошел по проселочным дорогам северо-востока Польши, причиняя огромные неудобства населению.
Но защитники окружающей среды просто ошеломлены запланированным маршрутом нового шоссе. Автотрасса могла бы вместо этого пройти к западу от Бебжского Национального парка и Августовского леса. Но местные политики усиленно лоббировали перемещение трассы на восток. В итоге подобный маршрут наискось перерезает самые крупные природные заповедники, которые часто называют зелеными легкими Польши. Выбирая прокладку трассы через Августовский лес, ЕС дает Польше противоречивые рекомендации относительно этого сомнительного маршрута...
Ирина Евстигнеева: Наверное, пришло время вспомнить об этой иконе. Не случайно Господь побудил разных людей одновременно обратиться к этому образу. Почему - это тайна. Может быть, Господь хочет нам даровать надежду на победу в битве за Россию. Эта икона - призыв к Победе. Но ведь Божия Матерь не Сама прогнала немцев, хотя и могла это сделать, а лишь указала путь русскому воинству и дала надежду на Победу. И победа была достигнута. Видимо, и сейчас настал такой момент, когда мы должны совершить победу в духовной брани. Каждый Православный - воин Христов, воин с врагами внешними и внутренними. С врагами Отечества и Православия должен бороться каждый Христианин. Эта икона призвана укреплять наш дух. И не случайно была составлена молитва этой иконе, в которой есть слова, обращенные к Божией Матери с просьбой о даровании мужества в нелегкой борьбе. Эту икону уже просят люди. В храме меня просили написать ее копию... Все-таки это Победа! Думаю, что икона эта займет достойное место на божницах христиан. Ибо чудо было великое и сегодня эти чудеса продолжаются... Не случайно большая икона Божией Матери "Августовская Победа" находится в главном храме страны - в Храме Христа Спасителя.
Молитва пред иконой Божией Матери "Августовская победа"
О, Пресвятая Владычице Богородице! Ты всю землю Русскую, яко Дом Свой, святыми иконами дивно украшаеши и сими образами Своими рубежи Отечества нашего чудесно ограждаеши. Посылаеши воинству Русскому от Престола Господа Славы Небесную помощь отражати врага и супостата и всех восстающих на нас полагаеши подножие ног наших. Ты некогда грозным явлением Своим от пределов Московских полчища агарянские в бегство обратившая; даровавшая Христолюбивому воинству Русскому одоление двунадесяти язык; Ты дивным явлением Своея славы в Августовском лесу сыновом Отечества нашего скорую победу предвозвестившая, - тако и ныне воспламени сердца людей Твоих духом мужества и жертвенной любви к земному Отечеству, дабы стяжать нам Отечество Небесное. Помоги, Владычице Богородице, и в сей брани с врагами видимыми и невидимыми и даруй нам Свое заступление. Сохрани Дом Твой - Державу Российскую - до скончания века в мире, целостности и благоденствии. Да будет воинство Русское под сению Креста Христова несокрушимым для всех борющих нас. И да не скажут иноплеменницы, видя разор и поругание земли Российския, не имут бо люди сии Божественного заступления, зане дом сей пуст есть. Но да буди нам Возбранною Воеводою, дарующей победу над иноплеменными. Ибо никто не расхитит дом сильного, да не прежде свяжет сильного сильнейший его. Но Ты, Царица Небеси и земли, язвою бесов и Непобедимою Победой именуемая, буди Дому Своему щит и ограждение. И яви нам знамение Своея милости предстательством святых благоверных князей Александра Невского и Димитрия Донского, святых страстотерпцев Бориса и Глеба, святых Царственных Мучеников Дома Романовых и всех Новомучеников и Исповедников Российских, - и яко во время оно явилась в небе знамением скорой победы воинству Православному, тако и ныне приди на помощь людям Твоим и помоги одолеть тьмочисленных врагов наших. Да будет милость Твоя на нас, яко же уповахом на Тя. Аминь.