История военного флота России славна не только выигранными морскими 
баталиями, но и многочисленными подвигами русских моряков по спасению 
терпящих бедствие, о чем свидетельствуют документы XIX - начала XX века: 
командирские отчеты о плаваниях российских военных кораблей. Наши заметки 
по необходимости будут краткими, как кратки и даже по-канцелярски сухи 
эти отчеты, которые, впрочем, и не требуют помпезных комментариев. Итак...
Сентябрь 1859 года. На подходе к Бресту сел на рифы и получил пробоины 
французский купеческий бриг. Аварийная парти оказавшегося поблизости 
русского Kopi "Посадник" под командованием мичмана (J Шанца 
помогла откачать проникшую вну брига воду и затем отбуксировать его 
в Брест.
Август 1861 года. Гибралтарский рейд, французской же купеческой шхуне 
загорелся перевозимый уголь. Здесь же находился наш фрегат "Илья 
Муромец", откуда были посланы матросы, в течение нескольких часов 
боровшиеся с огнем и спасшие шхуну.
9 октября 1861 года. Русская канонерская лодка "Морж" стоит 
в Каласо. Ночью наши моряки, услыхав крики о помощи, обнаружили в воде 
двух человек. Мгновенно спущенная шлюпка успела, тем не менее, подобрать 
только одного - шведского матроса с купеческого североамериканского 
судна "Джонс-Парке", закованного в кандалы и спасшегося только 
потому, что с одной руки ему удалось сбросить оковы. По его словам, 
он был схвачен на берегу и без всяких причин "посажен в железа". 
Прибывший шведский консул опросил его, после чего забрал к себе.
В 1865 году в порту Гавайских островов морякам русского транспорта "Гиляк" 
дважды кряду пришлось выступать в роли спасателей. Сначала волна опрокинула 
вместе с людьми местную шлюпку, а две недели спустя французский китобой, 
буксируемый портовым пароходиком, не справился с сильным течением и 
был прижат к рифу. И пассажиров шлюпки, и китобоев выручила из беды 
команда "Гиляка".
Тут уместно отметить, что на буксире предпочли отойти подальше, как 
только французы оказались в опасности.
После того как в 1858 году наши моряки - сначала с корабля "Ретвизан", 
а потом с корвета "Баян" - отличились в Палермо, выручая тонущие 
и садящиеся на мель иностранные суда, государь император "изволил 
наградить за эти заслуги: лейтенанта Фесуна, Энквиста, Гадда и Неваховича, 
мичманов Шихманова 2-го и Шихманова 3-го, гардемаринов Лукьянова, Иванова, 
Боймана и Воронова золотыми медалями; 13 нижних чинов серебряными медалями 
и сверх того: боцмана Воронова, означенных 13 нижних чинов команды "Ретвизан" 
и 40 человек нижних чинов команды корвета "Баян" деньгами 
по 2 рубля на человека".
В 1857 году моряки корабля "Выборг" и фрегата "Кастор" 
участвовали в тушении пожара в Лиссабоне.
В 1869 году командир военного транспорта капитан-лейтенант Пасынков 
послал своих подчиненных спасать от огня Копенгаген. Они подоспели к 
месту событий значительно быстрее городской пожарной команды, и их действия 
были столь эффективны, что комендант датской столицы и начальник полиции 
лично благодарили Пасынкова.
В ночь на 26 декабря 1861 года с фрегата "Громобой", находившегося 
в Тулонском порту, увидели горящий блокшив (острог), где тяжелейшая 
участь - сгореть заживо - грозила 700 заключенным. Пожарная партия во 
главе с гардемарином Кардо-Сысовевым первой пришла на помощь терпящим 
бедствие, и те были спасены.
Во время страшного землетрясения на Сицилии 28 декабря 1908 года наша 
эскадра под флагом контр-адмирала В. Литвинова в составе линейных кораблей 
"Цесаревич" и "Слава", а также крейсеров "Макаров" 
и "Богатырь" находилась в Средиземном море. Узнав о катастрофе, 
Литвинов тут же приказал взять курс на Сицилию. Экипажи русских кораблей 
действовали в высшей степени умело и самоотверженно, успев спасти множество 
жизней и навсегда оставшись в благодарной памяти сицилийцев.
И много, много еще было этих мирных подвигов, совершенных моряками с 
судов под Андреевским флагом...
   
                            
 
             
                 
                 
                 
				 
                 
                

 
     
   
   
   
   
   
   
   
   
   
  