Между тем разгром, учиненный в ней в прошлом году среди студенческого и преподавательского состава, продолжается. Напомним, что его причиной послужил канонический протест студентов, предпринятый по всем церковным правилам и в соответствии с нормами церковной жизни.
Учащиеся протестовали против рукоположения своего однокашника, про которого они точно знали, что он стукач и вымогатель (денег и продуктов). На вопрос епископа о том, достоин ли кандидат в священники (вопрос во время службы звучит по-гречески - "аксиос?"), студенты единогласно ответили "анаксиос" - "недостоин". В наивности своей они полагали, что церковную службу Священноначалие РПЦ воспринимает всерьез и буквально, полагая, что слова, произносящиеся в храме и особенно в алтаре, не просто ритуальное сотрясение воздуха, но имеющие соборный и мистический смысл служебные формы. Что когда участников службы (верных) спрашивают о чем-то, то они могут и обязаны ответить так, как им то подсказывает их христианская совесть. Студенты ошиблись. Епископ Тихвинский Константин, ректор санкт-петербургских духовных школ, растоптал канонические нормы, показал, что церковная служба для него - пустая формальность. Он раз и навсегда объяснил студентам, что ложь в храме Божием не только допустима, но и является чуть ли не обязанностью "богобоязненного" верующего.
Мстительность, не входящая в список христианских добродетелей, оказалась присуща Священноначалию Санкт-Петербургской епархии в полной мере.
Первого октября митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир (Котляров) подписал указ о смещении с должности проректора СПбДА по воспитательной работе профессора-протоиерея Георгия Тельписа. Заслуженный педагог, 40 лет отдавший Духовной академии, назначен вторым священником в церковь Образа Спаса Нерукотворного в г. Всеволожск (Ленинградская область). Исполняющим обязанности проректора назначен 27-летний иеромонах Дамиан (Залетов). Последний, по мнению наблюдателей, причастен к установке подслушивающего устройства в одной из комнат общежития, которое студенты обнаружили в декабре 2000 г.
Решение было принято, как полагают, под давлением ректора СПбДА епископа Тихвинского Константина (Горянова). Назначенный на должность в 1996 г. ректор стремился к созданию режима личной власти, что сопровождалось нарушением академического устава и пренебрежительным отношением к студентам и преподавателям. Результатом этого был целый ряд скандалов и студенческих бунтов в 2000-2001 гг. Несогласные с политикой ректора учащиеся изгонялись в каникулярный период, а преподаватели увольнялись с нарушением трудового законодательства или лишались лекционных часов. Протоиерей Георгий Тельпис был одним из тех, кто пытался настаивать на соблюдении прав студенчества и соблюдении традиций санкт-петербургских духовных школ.
Однако ректор перед лицом митрополита и Патриарха Московского и всея Руси Алексия II перенес вину за углубляющееся противостояние на проректора, обвинив его в организации студенческих беспорядков. Именно эти обвинения и предъявил профессору Академии митрополит Владимир, подписывая рапорт об отставке.
Православные верующие, сохранившие хотя бы минимальное понимание того, что есть "соборность" и "каноническое право", расценивают решение митрополита как нарушение традиционных прав Священного Синода. До сих пор процедура утверждения и снятия с должности второго лица в иерархии духовных академий находилась в его компетенции. Очевидно, митрополит Владимир и епископ Константин заручились поддержкой Патриарха Алексия II, посетившего СПбДА 10 сентября. Отсутствие гласной реакции Патриарха на обострение ситуации в Академии расценивается как одобрение действий митрополита и ректора.
Отставка священника, пользовавшегося авторитетом у студентов семинарии и академии, по мнению аналитиков, приведет к еще большему отчуждению ректора и его окружения от преподавателей и студентов. Результатом такой атмосферы будет дальнейшее снижение образовательного уровня в области богословских наук, потеря академией авторитета в обществе и новые конфликты и скандалы.
Напомним, что никакого гласного расследования событий в Санкт-Петербургской академии не было. А церковный суд, в котором верующие могли бы искать защиты от произвола отдельных распоясавшихся иерархов, остается фикцией, несмотря на бесчисленные решения по этому поводу Архиерейских Соборов последних лет.