Антропологический формат насилия

Иногда жестокость, воля и самопожертвование уравновешивают технологическое превосходство.

Общество 
0
233
Время на чтение 6 минут
Иракская война (чеченскую трогать не будем) предлагает с каждым днем все более жесткий формат человеческого (а значит - гуманитарного) восприятия мировой политики.
Границы допустимого радикального действия отдельной личности и людских масс иррационализируются на наших глазах - отчаяние и бессилие выливается в отрезание голов заложникам и протаскивание по улицам городов обугленных останков вражеских солдат.
Многие склонны списывать это на специфические черты ислама. Но достаточно бегло окинуть взглядом практику конфликтов в "европейском пространстве", чтобы понять, что склонность к самопожертвованию и жестокость в обращении с пленными не зависит от религиозной или цивилизационной принадлежности.
При всей своей колоссальной мобилизационной идеологической мощи, ислам - религия ясно формулирующая именно индивидуальные права и очерчивающая именно индивидуалистическое личностное пространство.
Ислам - религия, в которой заведомо, на доктринальном уровне, не предусмотрен институт посредников между Богом и верующим. Ислам оставляет личность наедине с Богом (а значит - и со всем возможным комплексом присущих Ему свободы и принуждения, понимаемых, правда, через призму "человеческого").
Это означает и огромное поле одиночества (разговора с Богом на "Ты"), предельного в центральной для ислама личности Авраама (Ибрагима), и естественное для человека стремление вырваться из этого невыносимого одиночества через объединение (или соотнесение?) с другими, испытывающими примерно схожие чувства.
Психологически ислам есть полное подчинение проектному директивному пространству сверхчеловеческого (выраженному, в частности, в императивном призыве архангела Гавриила (Джибрила) к Мухаммеду: "Читай!") на фоне стремления к полному уничтожению практически любых проявлений человеческого в пространстве собственно религиозном. Подобные проявления ислам постоянно подозревает в язычестве, и если представить себе то место, куда ислам помещает человека, гипотетически лишенного пророческого Послания, то это скорее бездна и абсолютная пустота, в чем-то родственная буддистской шуньяте, нежели заставленная артефактами комнатка антропологического "душевного делания".
Но проблема не в самом исламе. Люди в разных частях Земли (и кстати, в самих США далеко не в последнюю очередь) все громче заявляют о своих частных правах на насилие в самых разных формах. Если мы отсечем от этого почти программного ряда действия людей, находящихся за гранью психического стресса и маньяков, то увидим, что в основном эти заявления (выраженные в формате действий) носят характер политический.
Подобную ситуацию можно и должно воспринимать как ответ на немыслимое доселе в истории военно-техническое превосходство правящих элит над народами.
Голос исламского мира звучит громче других во многом в силу того, что он оказался территорией огромных залежей сырья и, как следствие, пал жертвой агрессии претендентов на то, чтобы распределение этого сырья контролировать.
И несмотря на то, что правящие элиты, сотрудничающие с ними эксперты и подвластные им СМИ пытаются представить эту ситуацию проявлением своего рода социально-политической паранойи, выливающейся в терроризм, - проблема гораздо глубже и серьезнее.
На протяжении всей истории человечества, вплоть до середины ХХ века, вооружение армий правящих элит не сильно отличалось от того оружия, которым пользовались при случае повстанцы.
В ответ на применяемые властью или агрессорами пращи, луки, копья, арбалеты, пушки, даже пулеметы, самолеты и танки всегда находилась возможность ответа или аналогичным вооружением или такими его видами, которые были доступны для простых, не прошедших специальную техническую подготовку людей.
Так, танк еще недавно можно было поджечь бутылкой с бензином, а самолет сбить из пулемета или с помощью концентрированного винтовочного огня.
Боевой контакт носил в большей или меньшей степени характер человеческого противостояния. Мужество, ловкость, твердость руки и ясность глаза (доступные почти каждому человеку) могли решить исход сражения в пользу менее оснащенного противника.
Высокотехнологичная армия, втягиваясь в непосредственное боевое соприкосновение с готовыми сопротивляться группами легковооруженного противника, не всегда могла рассчитывать на успех.
Примерами этого являются и поражения британских войск в Афганистане (конец XIX века), и разгром германских войск в уличных боях в Сталинграде, и потери американцев и их союзников в Корее, и стратегическое поражение США (при неимоверном технологическом превосходстве) в войне против Вьетконга. Мы - очевидцы аналогичной ситуации в ходе афганской и чеченской войн.
Но война против Ирака объявлена войной нового поколения.
Ее контуры были обозначены еще в начале 90-х первым разгромом армии Саддама Хусейна и беспрецедентной (по минимуму потерь) победой НАТО над бывшей Югославией.
Удары высокоточным оружием большой дальности и бомбардировки с высот, недосягаемых для систем ПВО. Полное разрушение инфраструктуры стран, ставших объектами атаки. Политическая и информационная атака на правящие элиты этих стран с целью их раскола и подавления воли к сопротивлению.
Успех в Югославии поражал воображение. Падение саддамовского режима навевало политологам и журналистам, зачарованным американской военной мощью, восторженные и подобострастные интонации.
Но что происходит на наших глазах - причем не только в Ираке, но и на палестинских территориях в ходе второй интифады?
Мир видит, что люди, готовые "играть не по правилам", предложенным сверхоснащенным противником, составляют серьезную проблему и для США, и для Израиля.
По идее американцев и израильтян, их противники должны:
a) стремиться к либерально-демократическим ценностям;
b) ненавидеть своих лидеров, доведших их своим конфликтом с более мощным противником (США, НАТО, Израилем) до тяжелейших условий жизни;
c) внимать информационным ресурсам противника (Запада: CNN, BBC и т.д.), а главное, полностью им доверять;
d) ни в коем случае не пытаться отвечать ударом на удар (ведь у них же нет самолетов, ракет и планирующих бомб? А драться ведь надо "по-честному" - равносильным оружием? А если у тебя его нет, то и драться нельзя);
e) максимум допустимого - сжигать на площадях сионистские или американские флаги под вопли обезумевшей толпы.
Что же делают эти "неправильные противники"?
Они мало того, что не боятся смерти, обвязывают себя взрывчаткой или доставляют ее в Мадрид, Нью-Йорк и т.д. и атакуют тылы и инфраструктуру высокотехнологичного противника.
Но еще и не стремятся к либерально-демократическим ценностям!
И еще дерзают убивать солдат коалиции или Армии обороны Израиля.
Да еще, оказывается, берут заложников и публично казнят их.
Ведь сербы так себя не вели... И в ответ на разрушение их городов не взрывали мосты, вокзалы, редакции СМИ тех стран, которые развернули войну против них в составе НАТО. В ответ на "ошибки" ВВС США, убивавших детей и женщин в югославских городах, не выскакивали с автоматами на улицы американских городов, поливая свинцом направо и налево.
Но именно жестокость, воля и самопожертвование уравновешивают технологическое превосходство.
Вы когда-нибудь задумывались, почему отрезанная голова заложника вызывает чувство негодования и отвращения, а панорама сожженного города и разорванные бомбами на части люди, валяющиеся среди руин, - зевок и желание переключить канал?
Мы возмущены жестокостью повстанцев, казнивших американского инженера.
Но не задумываемся, что в осажденной Фаллудже убиты примерно 1000 человек, в основном, - штатских. Их хоронили на городском стадионе, прямо на футбольном поле, потому что американцы не позволяли выносить мертвых на кладбище за черту города - по мусульманским законам, похоронить мертвого надо до захода солнца.
Борьба за право на насилие, за право осуществлять его наравне с "господами мира" - вот, пожалуй, главный сюжет иракской войны. Мера на этих весах одна - жизнь человека, а вовсе не изобразительный ряд - когда камера широким взмахом охватывает десятки убитых или фокусируется на одной отрезанной голове.
Не столь уж важно, как человек убит - пулей в затылок или бомбой, упавшей с высоты 15 километров. Существенно, что человек умер насильственной смертью.
Страшный сюжет... Но, парадоксальным образом, именно насилие и право каждого отдельного человека на него есть самый древний фактор, сдерживающий эскалацию бесконтрольного тотального террора универсальной власти во всех ее формах и проявлениях.
Недавно ко мне обратились из одного издания с просьбой поразмышлять о том, какие такие ресурсы скрыты в исламе, что мусульман никак не удается склонить, как это получилось с сербами, к "сожительству" с "мировым сообществом".
Секрет в том, что люди, полные решимости защищать свои права и свои дома, более не боятся вооруженного космическим оружием врага, к какой бы нации или религии они не принадлежали.
Ислам, в данном случае, - это просто фон, на котором разворачивается крах системы мирового господства, основанной на консенсусе и мобилизации совокупной мощи.
Создается впечатление, что Армагеддон или Последняя битва не за горами.
В чем же, после всего описанного, видим мы их надвигающиеся контуры?
Армагеддон, скорее всего, будет столкновением мировой власти и всего, что она защищает и оберегает, с индивидуалистическим бунтом миллионов, иррационально не видящих смысла в подчинении этой власти и в декларируемых ей ценностях.
Это будет конфликт претензий на легитимность насилия - со стороны мирового порядка (без иронии и без кавычек!) и стоящей за ним власти, обеспечивающих поступательное развитие человечества, и со стороны отдельного человека, стремящегося к эксклюзивно понимаемой свободе и готового ради претворения этого понимания на что угодно.
Ну а кому в этом конфликте представлять сторону Бога, а кому - сатаны - решать придется каждому из живущих в "последнее время".
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Шевченко Максим
Спор-зал
21.10.2004
Противостояние разрешилось в пользу Кирилла
Решения Синода Русской православной церкви от 7 мая можно назвать историческими
21.05.2003
Нашему изданию исполняется пять лет
За это время стало очевидно, что религиозная журналистика приобрела политическое звучание
07.07.2002
О главных целях зарубежной церкви
"Мы не принижаем своей веры и не идем на компромиссы", - заявляет митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Лавр, Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей
04.07.2002
Все статьи Шевченко Максим
Общество
«Крокус» – проверка на вшивость
Об инициативе возвести храм на месте теракта и необходимости предотвратить роковую ошибку, которая может быть допущена обществом и государством
02.04.2024
Народное единство начинается с народного объединения
Находкинцы провели «воскресник»
14.08.2023
Деревни: время дожития
Фильм Сергея Герасимова
18.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Мне стыдно за моего Президента
Новый комментарий от Павел Тихомиров
21.12.2024 14:07
Сталин и Путин – их ответы на вызовы времени
Новый комментарий от Александр Волков
21.12.2024 13:40
С падением Сирии наступают последние времена?
Новый комментарий от Владимир Петрович
21.12.2024 13:20
Второй ответ архимандриту Тихону (Затекину)
Новый комментарий от Фиалковский
21.12.2024 13:06
Когда же придёт царь?
Новый комментарий от учитель
21.12.2024 13:05
Прямота и честность на фоне острых вопросов
Новый комментарий от Алексей Ощепков
21.12.2024 12:59
Кто у «них» главный – Трамп или Маск?
Новый комментарий от Русский Иван
21.12.2024 12:52