Две выставки - две эпохи

Общество 
0
300
Время на чтение 4 минуты

Всероссийская ремесленная и фабрично-заводская выставка открылась 3 июня 1914 года, Всесоюзная сельскохозяйственная и кустарно-промышленная - 19 августа 1923 года. Две выставки - два мира, хотя срок, отделяющий одну от другой, и невелик - всего-то десять лет. Ибо первая как бы знаменует собой окончание дореволюционной эпохи, вторая - начало эпохи советской.
Обе выставки проходили в Москве: Всероссийская ремесленная - на Ходынском поле, Всесоюзная сельскохозяйственная - на месте пустырей, свалок и огородов у Крымского моста.
О выставке 1923 года писалось достаточно много. Ведь столь грандиозного мероприятия подобного рода Москва, пожалуй, до этого не видела (даже знаменитая Всероссийская выставка 1882 года на Ходынском поле была все-таки скромнее). О выставке же 1914 года почти ничего не известно: она и изначально-то задумывалась не с таким размахом, к тому же на день открытия не была полностью развернута, а с началом войны и вовсе сошла на нет.
Кроме того, Всесоюзная сельскохозяйственная имела характер события политического и готовилась на правительственном уровне. Ей предшествовали ряд местных - губернских - выставок, создание на местах выставочных комитетов, широкая пропагандистская кампания. А выставку 1914 года устраивало Вспомогательное Общество ремесленников, намереваясь в первую очередь возвести только основные павильоны и открыть их с минимальным числом экспонентов, а затем уже достраивать - по мере роста числа участников. В результате на открытии москвичи наблюдали здесь скорее привычную для них ярмарку - с торговлей пряниками да безделушками, что не могло не сказаться на посещаемости.
Планировка территории выставки 1914 года была довольно проста. Главный вход находился па Петербургском шоссе - напротив Петровского парка. От входа перпендикулярно шоссе центральная аллея вела к Главному Дому, расположенному в глубине участка. Перед Главным Домом, выстроенным в ?русском? стиле, посреди обширной площадки возвышался фонтан с подсветкой. Вокруг группировались основные здания, в том числе Дворец Мод, так и не ?доведенный до ума?, и Фабрично-заводской павильон, состоявший из двух корпусов в стиле классицизма, соединенных колоннадой. Таким образом, ключевые сооружения заслонялись ?второстепенными?, из которых наибольший интерес представлял Монастырский павильон - с шатровым крыльцом на низких пузатых колонках, действительно производивший впечатление старинной монастырской постройки.
Главный вход являл собой целый комплекс павильонов, теснившихся полукругом: парикмахерская, фотоателье, сувенирная лавка, служебные помещения.
Изготовление изделий кустарных промыслов происходило ?вживую? - кустари делали игрушки, ложки, плошки прямо на глазах у публики.
Справа от центральной аллеи располагался театр Суходольского. Здесь четыре раза в неделю игрались симфонические концерты под управлением дирижеров Большого театра, а каждый понедельник ставились драматические спектакли с участием известных артистов Императорских театров и оперы Зимина. Именно театр привлекал наибольшее число посетителей: ведь там выступали такие знаменитости, как Л.В.Собинов, А.П.Павлова, М.Г.Савина, О.О.Садовская, К.А.Варламов. Председателем Комитета выставки состоял К.Л.Деллоа, его помощником - В.А.Дрягалов.
Выставка 1923 года (председатель Главного Выставочного Комитета - М.Я.Шефлер) по площади превышала предшественницу более чем в четыре раза. На территории, растянувшейся вдоль Москвы-реки по обе стороны Крымского вала, разместилось 196 различных построек. Чтобы обойти ее, требовался не один день. Представители различных краев и республик жили здесь же в сооруженных для них ?национальных жилищах?, так что посетители могли заглянуть в ярангу к алеутам или посидеть в настоящей туркменской чайхане. Популярностью пользовался раздел ?Старая и Новая деревня?, пропагандировавший быт советских крестьян.
Богат на новинки был Иностранный отдел, особенно широко представлявший Германию. В отечественных же павильонах экспозиция недалеко ушла от выставки 1914 года: ведь эпитеты ?красный? или ?пролетарский? не меняли сути все тех же кустарных изделий. Шаг вперед, безусловно, представляли выставленные в павильоне Машиностроения трактора трех новых российских заводов: в прежней России трактора массово не производились.
Как уже говорилось выше, все это широко освещалось в прессе (даже выпускалась специальная газета), чем выставка 1914 года похвастаться не могла. Доступ сюда был платным - мало того, цена на входной билет росла по мере инфляции. Территорию и ряд павильонов украшали скульптуры и барельефы, исполненные из дерева. Авторами их являлись в том числе и такие знаменитости, как С.Т.Коненков и И.Д.Шадр.
Вообще архитектура обеих выставок полностью соответствовала ?духу времени?. Главным архитектором первой был К.А.Грейнерт, спроектировавший львиную долю павильонов в ?русском? и ?классическом? стиле. Главным архитектором второй назначили А.В.Щусева, а проект ее генерального плана разработал И.В.Жолтовский. Вместе с ними над созданием и оформлением павильонов трудилось множество талантливейших зодчих, художников, скульпторов. Именно здесь впервые столь масштабно и органично слились архитектура и монументальная живопись. Именно здесь заявил о себе нарождающийся конструктивизм: павильоны К.С.Мельникова (?Махорка?), В.А.Щуко (Иностранного отдела), И.В.Жолтовского (Машиностроения - знаменитый ?шестигранник?), а также самый экстравагантный, увенчанный моделью аэроплана павильон ?Известий ЦИК? и ?Красной нивы? (авторы - Б.В.Гладков, А.А.Экстер, В.И.Мухина). Вдобавок повсюду висели лозунги и развевающиеся флаги. Все это рождало ощущение праздника, подзабытое за время гражданской войны.


Московские выставки 1914 и 1923 годов, такие разные и по размаху, и по стилю, и по идее, имели тем не менее одинаковую судьбу: их деревянные павильоны до наших дней не дожили и сегодня лишь молча глядят на нас со старых фотографий, которые мы перепечатываем из журналов ?Заря? (№ 23, 1914) и ?Огонек? (№ 21, 25, 1923).

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Сергеевич Морозов
Все статьи Александр Сергеевич Морозов
Общество
«Крокус» – проверка на вшивость
Об инициативе возвести храм на месте теракта и необходимости предотвратить роковую ошибку, которая может быть допущена обществом и государством
02.04.2024
Народное единство начинается с народного объединения
Находкинцы провели «воскресник»
14.08.2023
Деревни: время дожития
Фильм Сергея Герасимова
18.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Когда же придёт царь?
Новый комментарий от Валерий
22.12.2024 11:34
Когда Катехон молчит
Новый комментарий от Русский танкист
22.12.2024 11:24
Мне стыдно за моего Президента
Новый комментарий от Валерий
22.12.2024 11:23
«Он возвысил достоинство наше, представляя героические подвиги»
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
22.12.2024 09:23
Сталин и Путин – их ответы на вызовы времени
Новый комментарий от Александр Волков
22.12.2024 09:19
С падением Сирии наступают последние времена?
Новый комментарий от Алекс
22.12.2024 09:15
Пастыри и наемники
Новый комментарий от Советский недобиток
22.12.2024 08:12