Сто лет назад, 15/28 ноября 1915 года вместе со всем экипажем трагически погибла подводная лодка Балтийского флота Российской Империи «Акула». На борту лодки находилось 35 человек экипажа, включая ее командира ‒ 33-летнего капитана 2-го ранга Н.А.Гудима, считавшегося одним из лучших русских офицеров-подводников.
Подводная лодка «Акула» была спущена на воду в августе 1909 года. После ряда доработок, необходимость которых показали ее испытания, «Акула» осенью 1911 года была принята в состав Балтийского флота. Во время Первой мировой войны подводной лодке довелось совершить немало успешных боевых походов ‒ она участвовала в постановке минных заграждений и первой из российских лодок применила тактику поиска цели в море вместо ожидания цели на фиксированной позиции. Ноябрьский поход 1915 года (по одним данным 10-й, по другим ‒ 17-й) стал для нее последним.
В задачу русских подводников входила постановка четырех мин у Мемеля (Клайпеды), после чего им надлежало вернуться в Ревель (Таллин). Эти мины, имевшие уменьшенный размер и оснащенные «электрическим прибором плавания», были созданы лейтенантом С.А.Калчевым, который был специально прикомандирован на время этого боевого похода к «Акуле». 14/27 ноября, при крайне неблагоприятных погодных условиях (снежный шторм) подводная лодка вышла из Ревеля в море. Вечером 15/28 ноября «Акулу» еще видели с береговых постов у берега, где судно укрывалось от шторма, после чего подводная лодка бесследно пропала. Учитывая, что запас топлива и продовольствия на «Акуле» был рассчитан на 12 дней, после двух недель тревожного ожидания стало очевидно, что она погибла.
Офицер Балтийского флота Г.К.Граф вспоминал: «...У нас произошла катастрофа с подлодкой "Акула", которая была послана ставить мины в неприятельские воды и вот уже третью неделю не возвращалась обратно. Теперь уже не могло быть никаких сомнений в том, что она погибла. Это был у нас первый опыт использования подлодки для постановки заграждения, и все приспособление было совершенно ново и испробовано только на рейде. Возникло предположение, что именно из-за этого и могло произойти несчастье».
Известный балтийский подводник В.А.Меркушов писал в своем дневнике: «Через три дня будет месяц, как "Акула" вышла на первую постановку мин у Виндавы. Все сроки прошли, и с болью в сердце приходится считать ее погибшей... Это ‒ первая жертва войны в Дивизии подводных лодок Балтийского моря. Если бы немцы утопили "Акулу", они давно расславили об этом по всему миру, потому, вероятно, никто и никогда не узнает, как, где и отчего она погибла. (...) "Акула" (...) пропала без вести, унеся с собой четырех офицеров и двадцать восемь человек команды ‒ старых и опытных подводников... До вступления в строй новых подводных лодок программы 1912 года (...) "Акула" была лучшей нашей подводной лодкой под командой одного из самых опытных командиров... (...) С его гибелью мы потеряли офицера, который мог бы явиться творцом новой тактики подводных судов, по молодости подводного плавания еще не существующей во флотах всего мира...».
Во время последнего боевого похода «Акулы» на ее борту находились: командир корабля капитан 2-го ранга Николай Гудим, лейтенанты Стефан Калчев (в прошлом ‒ мичман Королевского ВМФ Болгарии), Карл фон Герсдорф, Константин Копец, мичман Роман Чистовский, унтер-офицеры и рядовые матросы (всего 35 человек).
Но некрологов в газетах так и не появилось, официальных сообщений о гибели «Акулы» сделано не было. Связано это было с тем, что, как докладывал морской министр И.К.Григорович Императору Николаю II, «неприятелю, видимо, гибель лодки не известна, почему является желательным сохранить ее гибель в тайне и объявление о смерти личного состава делать постепенно. Можно предполагать, что лодка погибла или взорвавшись на мине, или попала в неприятельские сети, или же, обледенев, перевернулась».
В итоге, было решено засекретить информацию о катастрофе с «Акулой» до окончания войны. Общество узнало об этой трагедии лишь в марте революционного 1917 года, когда новая власть решила обнародовать информацию об этой неудачной операции «старого режима». Истинная же причина трагедии стала известна лишь летом 2014 года, когда лодку обнаружили эстонские дайверы. Как выяснилось, затонувшая неподалеку от эстонского острова Хийумаа, «Акула» подорвалась на дрейфующей мине во время перехода в надводном положении. В настоящее время бывшая российская подводная лодка взята под охрану эстонского государства как объект морской археологии международного значения.
Подготовил Андрей Иванов, доктор исторических наук