Сегодня день памяти святого благоверного князя Игоря Черниговского.
Середина XII века была для Руси скорбным временем непрерывных междоусобных браней за Киевское княжение двух княжеских группировок: Ольговичей и Мстиславичей. Святой Игорь Черниговский принадлежал к Ольговичам и также участвовал в борьбе за Киевское княжение.
В 1138 году великим князем Киевским стал старший брат Игоря Всеволод Ольгович (прадед святого Михаила Черниговского). Хотя его княжение длилось всего несколько лет и было наполнено непрерывными войнами, князь считал Киев своим наследственным княжеством и решил передать его в наследство своему брату Игорю. Но Бог горделивые слова Всеволода, которого и так не любили киевляне, стали предлогом для возбуждения ненависти против его брата Игоря и всех Ольговичей. «Не хотим быть в наследстве», - решило киевское вече. Злоба и гордыня князя вызвали ответную злобу и гордыню киевлян: святой Игорь, против воли вовлеченный в самый центр событий, стал невинной жертвой нараставшей ненависти.
Грозные события разворачивались стремительно. 1 августа 1146 года умер князь Всеволод, и киевляне целовали крест Игорю как новому князю, а Игорь целовал крест Киеву - справедливо править народом и защищать его. Но, преступив крестное целование, киевские бояре сразу же призвали Мстиславичей с войском. Под Киевом произошла битва между войсками князя Игоря и Изяслава Мстиславича. Еще раз нарушив крестное целование, киевские войска в разгар сражения перешли на сторону Изяслава. Четыре дня Игорь Ольгович скрывался в болотах около Киева. Там его взяли в плен, привезли в Киев и посадили в поруб. Это было 13 августа, все его княжение продолжалось две недели.
В «порубе» (это был холодный бревенчатый сруб, без окон и дверей; чтобы освободить из него человека, надо было «вырубить» его оттуда) многострадальный князь тяжело заболел. Думали, что он умрет. В этих условиях противники князя разрешили «вырубить» его из заточения и постричь в схиму в Киевском Феодоровском монастыре. Божией помощью князь выздоровел и, оставшись иноком монастыря, проводил время в слезах и молитве.
Борьба за Киев продолжалась. Возбуждаемая гордыней и ослепленная ненавистью, ни одна из сторон не хотела уступать. Желая отомстить роду Ольговичей, а заодно и всем князьям, киевское вече, год спустя, в 1147 году, постановило расправиться с князем-иноком.
Митрополит и духовенство старались вразумить и остановить их. Правивший в Киеве князь Изяслав Мстиславич и особенно его брат князь Владимир пытались предотвратить это бессмысленное кровопролитие, спасти святого мученика, но сами подверглись опасности со стороны ожесточенной толпы.
Восставшие ворвались в храм во время святой литургии, схватили молившегося пред иконой Божией Матери Игоря и потащили его на расправу. В воротах монастыря толпу остановил князь Владимир. И сказал ему Игорь: «Ох, брате, куда ты?» Владимир же соскочил с коня, желая помочь ему, и покрыл его корзном (княжеским плащом) и говорил киевлянам: «Не убивайте, братья». И вел Владимир Игоря до двора матери своей, и стали бить Владимира». Так повествует летопись. Владимир успел втолкнуть Игоря во двор и затворить ворота. Но люди выломили ворота и, увидев Игоря «на сенях», разбили сени, стащили святого мученика и убили на нижних ступенях лестницы. Ожесточение толпы было столь велико, что мертвое тело страдальца подвергли избиению и поруганию, его волочили веревкой за ноги до Десятинной церкви, бросили там на телегу, отвезли и «повергли на торгу».
На другое утро святой страдалец был погребен в монастыре святого Симеона, на окраине Киева. В 1150 году князь Черниговский Святослав Ольгович перенес мощи своего брата, святого Игоря, в Чернигов и положил в Спасском соборе.
Сегодня мы также вспоминаем князя Ивана Малхазовича Андронникова (Андроникашвили) (1798-1868), генерала от кавалерии.
Правнук грузинского царя Ираклия II и внук (по матери) имеретинского царя Соломона II отличился в русско-персидской (1826-28) и русско-турецкой (1828-29) войнах. Выдвинулся как военачальник во время долголетней Кавказской войны, в которой из-за конфликта с Паскевичем принимал участие по собственному желанию, командуя отрядами в походе против горцев на Лезгинской линии, карательной экспедицией в Осетии, в Дагестанском походе.
В 1849-56 гг. Андронников был тифлисским военным губернатором, не раз сумев бескровно усмирить волнения и мятежи. В Крымскую войну успешно сражался против турок. Был награжден орденами св. Георгия 4-й и 3-й степени, св. Станислава 1-й степени, св. Александра Невского. После войны состоял при главнокомандующем на Кавказе.
Также сегодня мы вспоминаем князя Дмитрия Михайловича Голицына (1721-1793), чрезвычайного посла в Вене в течение 30 лет.
Сын прославленного фельдмаршала не сыскал особой славы на дипломатическом поприще, но стяжал всеобщую любовь своей широкой благотворительностью. По его завещанию в Москве была построена больница для безвозмездного лечения неимущих (ныне Голицынский корпус 1-й городской клинической больницы), но собранную им большую картинную галерею наследники распродали, и от нее уцелело лишь несколько портретов.
Также сегодня мы вспоминаем князя Семена Семеновича Абамелек-Лазарева (1857-1916), предпринимателя, общественного деятеля, мецената, коллекционера, и Василия Макаровича Шукшина (1929-1974), писателя, кинорежиссера, актера.
В эти дни мы вспоминаем подвиги русских солдат, дравшихся в битве в Мутенской долине, в ходе которой русская армия нанесла поражение французам.