100 лет назад, в праздник Преображения Господня, 6/19 августа 1915 года в неравном бою с германской эскадрой погибла канонерская лодка «Сивуч», прозванная современниками за это героическое сражение «Балтийским "Варягом"».
Это событие произошло в условиях, когда германский флот предпринял попытку прорыва в Рижский залив, с целью окружения и уничтожения находящихся в нем русских морских сил, а также минирования Моонзундского пролива. Канонерские лодки «Сивуч» и «Кореец» в это время защищали приморский фланг русских войск у Усть-Двинска. «Сивуч», входивший в состав флангово-шхерной позиции, выставлял мины в Рижском заливе и проводил обстрелы позиций противника в прибрежной полосе. Русская канонерка была вооружена двумя 120-миллиметровыми и четырьмя 75-миллиметровыми пушками, тремя пулеметами, несла 40 заградительных мин. Экипаж «Сивуча» состоял из 148 человек.
Когда возникла угроза, что обе лодки будут отрезаны от основных сил, они получили приказ возвращаться в Моонзунд. 6/19 августа в 20:30 в районе у острова Кюно «Сивуч» и «Кореец» встретились с германским крейсером «Аугсбург» и двумя эсминцами. Попытка оторваться от превосходящих сил противника не привела к успеху ‒ более быстроходные вражеские корабли настигли канонерки и, осветив их прожекторами, сосредоточили огонь на лодке «Сивуч».
Несмотря на то, что в первые же минуты вражескими попаданиями на «Сивуче» были разбиты кормовые орудия, русская канонерка, прикрывая «Корейца», развернулась и, введя в бой носовую артиллерию, пошла на врага. Тем временем с «Корейца» метким залпом удалось сбить носовой прожектор на германском крейсере. Воспользовавшись темнотой, «Корейцу» удалось оторваться и уйти, а «Сивуч», вскоре окруженной целой флотилией, состоящей из одного крейсера, 7 эсминцев, а также подоспевших к немцам на подмогу линкоров «Нассау» и «Позен», принял неравный бой. Как выяснилось позже, командир германского крейсера «Аугсбург», неожиданно получивший жесткий отпор, подумал, что ведет бой не с канонерской лодкой, а с грозным линкором «Слава» и потому запросил помощь.
Экипаж «Сивуча», под умелым командованием героя Русско-японской войны капитана 2-го ранга Петра Ниловича Черкасова, отчаянно защищался, сумев в 32-минутном бою нанести повреждения германскому крейсеру и одному из эсминцев, но силы были слишком неравны. Расстрелянный германскими кораблями с близкого расстояния «Сивуч» вскоре превратился в пылающий костер и стал медленно погружаться в воду. Но даже в это время русская канонерка продолжала вести огонь по неприятелю из единственного уцелевшего орудия.
Морской офицер Г.К.Граф вспоминал: «Это был короткий, но жестокий бой. "Сивуч" был весь расстрелян: он сразу же получил много подводных и надводных пробоин. Всюду на нем возникли пожары, и он стал представлять собой сплошной костер. Но, хотя борта и были накалены уже докрасна и всюду стали взрываться снаряды и патроны, он боя не прекратил до последней минуты».
«Сердце разрывалось от боли при виде этой картины, - вспоминали свидетели этого героического боя. - Весь в огне, содрогаясь от получаемых ударов, "Сивуч" непрестанно отвечал стрельбой. Видно было, как у орудий суетились люди, стреляли, падали, исчезали в пламени огня и груде обломков. Лодка шаталась, медленно кренилась и, захлестываемая волнами, продолжала отстреливаться до тех пор, пока не стала погружаться в морскую пучину». В 21:30 все было кончено ‒ перевернувшись, «Сивуч» ушел под воду...
Из 148 человек команды «Сивуча» немцы подобрали из воды 2 офицеров и 48 матросов, из которых лишь 15 не имели ранений (впоследствии, 8 из спасенных моряков скончались от полученных ран).
Командир «Сивуча» П.Н.Черкасов, до последних минут руководивший боем, погиб вместе со своим кораблем. За свой последний бой капитан Черкасов был посмертно награжден орденом Святого Георгия 4-й степени и произведен в следующий чин ‒ капитана 1-го ранга. 22 сентября 1915 года Черкасов был исключен из списков личного состава Русского флота со следующей записью: «Смертью запечатлел свой подвиг».
Подготовил Андрей Иванов, доктор исторических наук