Первая мировая война прославила имена целого ряда российских летчиков-асов ‒ Петра Нестерова, Александра Казакова, Евграфа Крутеня, Ивана Орлова и др. Почетное место среди этих героев по праву принадлежит французскому пилоту Альфонсу Флавиену Пуарэ ‒ прославленному авиатору-спортсмену, заслужившему во время войны четыре Георгиевских креста. Поданный иностранного государства, ставший полным Георгиевским кавалером ‒ случай для Русской армии крайне редкий. За исключением Пуарэ, лишь чех Карел Вашатко удостоился во время Великой войны той же чести.
Альфонс Пуарэ родился 31 декабря 1883 года во Франции, где, после прохождения военной службы, увлекся зарождавшейся авиацией. Получив в 1912 году диплом пилота, Пуэрэ вскоре прославился как один из первых французских летчиков, совершивших «мертвую петлю». Весной-летом 1914 года известный пилот совершал турне по России, демонстрируя петербургской, московской и одесской публике свое мастерство. Как отмечала газета «Русский инвалид», «летчик А. Пуарэ выполнил большую программу высшего пилотажа, включавшую в себя следующие фигуры: воздушное "танго", переворот с крыла на крыло, фальшивые петли, полет падающего листа бумаги, спуск винтом с высоты 1000 м, планирующий спуск вниз головой и мертвые петли с пассажиркой. Пуарэ сделал по одной "мертвой петле" с госпожой Е.Сувориной, княжной Долгорукой, супругой полковника Родзянко».
Во время этого турне французского аса и застало начало Первой мировой войны. Не имея возможности вернуться во Францию, Пуарэ с согласия русского и французского правительств добровольно поступил на русскую службу и, заключив контракт с Военным министерством Российской Империи, был определен во 2-й армейский авиаотряд 2-й армии.
На своем личном самолете «Фарман‒20» французский ас только за первый месяц войны совершил 21 боевой вылет и по количеству часов, проведенных в небе, превзошел своих русских сослуживцев. Под обстрелом неприятеля, с риском для жизни Пуарэ принимал участие во всех операциях 2-й армии, осуществляя авиаразведку.
Французский пилот стал героем российской прессы, его фотографии и рассказы о его полетах публиковались на страницах журналов и газет. Сам же Пуарэ об одном из своих дел так рассказывал на страницах известной петроградской газеты «Новое время»: «Командующий армией приказал мне вылететь на разведку неприятельской позиции с летчиком-наблюдателем, капитаном Генерального штаба. В 10 часов утра мы вылетели. Поднявшись не выше 1200 метров, дабы иметь возможность лучше наблюдать за неприятелем, мы пролетаем над позициями немцев. В это время бой был в полном разгаре. Капитан успел уже сделать некоторые ценные наблюдения о передвижении немецких войск и о местонахождении неприятельской артиллерии, когда немцы, заметив мой "Фарман", открыли по нему стрельбу ‒ сперва ружейную, а затем артиллерийскую. Несколько ружейных пуль пробивают оболочку моего аппарата, другие с сухим треском пробивают его стойки. Но мы продолжаем свой полет: наша задача не была еще окончена, необходимо было выяснить еще точное расположение некоторых неприятельских частей. Но вот по нам открыла огонь немецкая артиллерия. Снаряды рвутся около аппарата, со всех сторон над нами и под нами. При каждом взрыве аппарат мой бросает во все стороны; управление становится все труднее. Двумя осколками снаряда сильно повреждены две стойки. Этот фантастический воздушный танец аппарата длился более 20 минут. В это время одна из ружейных пуль ранит капитана в ногу. Попав в пятку, пуля вышла через икру. Отважный русский офицер, несмотря на рану и усиленную стрельбу немцев, продолжает свои наблюдения. Но аппарат мой сильно поврежден, и дальнейшее пребывание над неприятелем становится слишком рискованным, тем более что все необходимые сведения капитаном уже собраны. Я поворачиваю в сторону русских войск, и мы возвращаемся в штаб армии с докладом. Осмотрев аппарат свой, я нашел в нем десять пробоин пулевых и два снарядных осколка. Таким образом, немецкие артиллеристы упустили такую птицу, как мой "Фарман". От души порадовался я более меткой стрельбе русской артиллерии, сбившей в Млаве неприятельский цеппелин».
За свои подвиги французский пилот получил полный бант солдатских Георгиевских крестов: в сентябре 1914 года ‒ 4-й степени, в конце того же года ‒ 3-ей, в январе 1915-го ‒ 2-й и 1-й. А в мае 1915 года Пуарэ был произведен в первый офицерский чин прапорщика, дослужившись к концу 1917-го до поручика. Среди других наград прославленного летчика были ордена Святого Владимира с мечами (4-й и 3-й степеней), орден Святого Станислава 2-й степени и Георгиевское оружие. Французское же командование отметило боевые заслуги аса кавалерским крестом ордена Почетного легиона, Военной медалью и званием лейтенанта (1918).
Но и спортивных занятий во время войны французский авиатор не оставлял. Получив в 1915 году отпуск, Пуарэ отбыл на родину, где успел побить два мировых рекорда ‒ поднялся с четырьмя пассажирами на четыре тысячи метров и с пятью пассажирами на три тысячи метров. Контракт французского летчика с военным ведомством истек 1 февраля 1917 года, но к тому времени он был уже офицером Русской армии.
Вскоре после Февральской революции, 6 марта 1917 года Пуарэ был отчислен из русского авиаотряда за непочтительное отношение к генерал-квартирмейстеру 2-й армии. Военные власти требовали выслать французского пилота на родину, но за него вступились многие русские авиаторы, которые сочли данное взыскание не справедливым в отношении офицера, который «свыше трех лет доблестно нес службу на фронте». В итоге Пуарэ был на некоторое время переведен на службу в 4-й авиационный отряд истребителей, а затем восстановлен во 2-м армейском авиаотряде. Вернулся на родину летчик лишь в 1918 году, когда его воинская часть была расформирована.
После окончания Первой мировой войны А.Пуарэ посвятил себя делу популяризации гражданской авиации, поставил множество рекордов по перевозке пассажиров, неоднократно участвовал в соревнованиях. Жизнь прославленного 38-летнего авиатора оборвалась 14 ноября 1922 года во время очередного соревнования: его десятиместный биплан «Caudron» потерпел крушение из-за поломки винта, от которого оборвалась лопасть, повредившая фюзеляж и перебившая лонжероны одного из крыльев, после чего самолет колесами кверху рухнул на землю.
Подготовил Андрей Иванов, доктор исторических наук