itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

«Аще ли же кто и не покорится Святой Восточной Церкви... проклятию предаем»

К годовщине официального оформления церковного раскола

0
701
Время на чтение 6 минут
Суд над Патриархом Никоном, 1666 г.

13 мая (старый стиль) 1667 года Собор Русской Православной Церкви предал анафеме сторонников старого обряда, тем самым окончательно оформив церковный раскол в России.

Большой Московский собор 1666-1667 годов был, пожалуй, самым представительным по числу участников. За все время заседаний Собора в нем приняли участие Государь Алексей Михайлович, все русские епископы и известные представители духовенства, а также восточные иерархи. Именно на нем, помимо анафематствования старообрядцев, был учинен суд над Патриархом Никоном и установлен ряд многих канонических норм.

Уже 29 апреля 1666 года, на заседании, которое проходило в столовой царской палате, Алексей Михайлович произнес перед Собором речь, в которой перечислил заблуждения противников церковной реформы, назвав их «раскольниками» и «диаволевым семянем». Царь обвинял сторонников старого обряда в том, что они говорили про Церковь хулы, «яко Церковь не есть Церковь, тайны божественные - не тайны, крещение - не крещение, архиереи - не архиереи, писания - лестна, учения - неправедное, и вся скверна и не благочестна». В связи с этим Государь призвал Собор очистить пшеницу от плевел, опираясь на авторитет четырех «адамантов»: восточных греческих патриархов. В ответ от имени русских архиереев выступил епископ Иоаким, который согласился с царем, назвал раскольников «врагами и супостатами» Церкви и просил Государя помочь архиереям покорить врагов с помощью царской власти.

Спустя две недели на Собор были приглашены духовные лидеры старообрядцев, часть которых принесла покаяние и была прощена. Упорствовавшие же протопоп Аввакум и некоторые его сторонники были осуждены на ссылку в Пустозерский острог. А 2 июля Собор вынес определение, порицающие всех противником реформы, называя их невеждами, а их слова «блядением». Затем, по прибытии осенью 1666 года Патриархов Александрийского Паисия и Антиохийского Макария начался суд над Патриархом Никоном, который был осужден за «досаждение» Царю, лишен сана и простым монахом отправлен в заточение в Ферапонтов монастырь. При этом прибывшие на Собор восточные Патриархи подтвердили каноничность реформ Патриарха Никона и осудили сторонников старого обряда.

В итоге, 13 мая в постановлении («Пределе») Собора высказывалось осуждением «невеждам», которые не принимали новопереведенные и новонапечатанные книги, не принимали просфоры с новою печатью в виде четырехконечного, а не восьмиконечного креста, отвергали троеперстие, трегубую аллилуйю, новый текст молитвы Иисусовой и т.д. При этом Собор посчитал постановление Стоглавого собора (1551 г.) креститься двумя перстами «безрассудным» и освободил верующих от необходимости следовать ему. В постановлении Собора также было велено признать всех упорствующих нововведениям еретиками и отлучить их от Церкви: «...Аще ли же кто и не покорится Святой Восточной Церкви и сему Освященному Собору, или начнет прекословити, и противлятися нам и мы таковаго противника, данною нам властию от Всесвятаго и Животворящаго Духа, аще ли будет от освященнаго чина, извергаем, и обнажаем его всякаго священнодействия, и проклятию предаем. Аще же от мирскаго чина будет, отлучаем, и чужда сотворяем, от Отца и Сына и Святаго Духа: и проклятию и анафеме предаем, яко еретика и непокорника; и от православнаго всесочленения, и стада, и от церкве Божия отсекаем, яко гнил и непотребен уд, дондеже уразумится и возвратится в правду покаянием. А кто не уразумится, и не возвратится в правду покаянием, и пребудет во упрямстве своем: да будет и по смерти отлучену и часть его и душа со Иудою предателем, и с распеншими Христа жидовия: и со Арием, и с прочими проклятыми еретиками. Железо, камение и древеса, да разрушатся, и да растлятся: а той, да будет не разрешен, и не растлен, И яко тимпан, во веки веков, аминь».

Чёрный собор. Восстание Соловецкого монастыря против новопечатных книг в 1666 году

Таким образом, после соборного утверждения новых обрядов церковная реформа стала необратимой. Большой Московский собор подтвердил анафему Московского собора 1656 года и прибавил новые анафемы на старые обряды, как на еретические, а людей, которые им следовали, окончательно определил как еретиков и обосновал необходимость предавать старообрядцев гражданским казням, приведшим вскоре к гонениям на сторонников старого обряда вплоть до сожжения их на кострах. Осужденные же вожди старообрядчества назвали этот собор «бешеным», уподобив его иконоборческому собору (754 г.), на котором «со властями не Христос сидел, ни Дух истинный учил, но лукавый сатана».

Как отмечал известный историк Церкви митрополит Макарий (Булгаков), «нельзя не признать, что эта общая анафема на раскольников была неизбежна и совершенно справедлива. Раскольники еще прежде, до соборной на них анафемы, сами, так сказать, изрекли на себя анафему и отсекли себя от Церкви. Сущность их учения, как уже достаточно открылось из их писаний и словесных заявлений на Соборе 1666 г., состояла не в том только, что они хотели держаться одних старопечатных книг и мнимо старых обрядов и не покорялись Церкви, не принимали от нее новоисправленных печатных книг, но вместе и в том, что они считали эти последние книги исполненными ересей, самую Церковь называли еретическою и утверждали, что Церковь более не Церковь, архиереи ее не архиереи, священники не священники и все ее таинства и чинопоследования осквернены антихристовою скверною; раскольники не только противились Церкви, но совсем отрицали ее, отрицались от нее и по своим убеждениям были уже совершенно отделены от нее. Необходимо было, чтобы и Церковь с своей стороны всенародно объявила, что она не признает их более своими чадами, т. е. чтобы она анафематствовала и отсекла от себя тех, которые еще прежде самовольно отпали от нее и сделались ее врагами. Со времени этой-то анафемы, произнесенной на раскольников Большим Московским Собором, и начал существовать в России раскол как особое общество верующих, именующих себя старообрядцами, совершенно отдельное от православной Церкви и враждебное ей. Не Церковь отвергла их и отвергает, но они сами еще прежде отверглись Церкви и не перестают упорно отвергать ее, называя ее в своем жалком ослеплении духовною блудницею, а всех верных чад ее, всех православных, - сынами беззакония, слугами антихриста».

В целом, с этим трудно не согласится, учитывая, что вожди старообрядчества не только защищали старый обряд, но и поносили церковную иерархию, Государя и призывали к неповиновению как властям церковным, так и светским. Их экзальтированность и бескомпромиссность во многом также была причиной разрыва с остальной Церковью. «Убежали от новизны пустяковой и вошли в дебри новизны сплошной, догматической, - писал о вождях раскола историк Церкви А.В.Карташев. - Бессильные доказать среднему здравомыслящему человеку необходимость трагического разрыва не только с Церковью, но и со всей окружающей средой, расколо-вожди покрывали себя действительно страшным догматом об антихристе и действительно пугающими совпадениями и приметами его тайного пришествия. (...) Все это туманное богословие об антихристе нужно было, чтобы "раскачать" простых людей на дерзновенный уход из Церкви не в другую благоустроенную церковь со священством, а в страшную трагическую пустоту. Инструкция вождей звучала так: "не подобает православным христианам ни благословения от никониан приимати, ни службы, ни крещения, ни молитвы. Ни в церкви с ними не молитися, ниже в дому. Еретических книг не читати, чтения и пения еретического не слушати". Аввакум, как заботливая нянька, берет за руки своих духовных детей, проводит их сквозь строй ежечасных будничных искушений и хочет дать конкретные советы на все случаи жизни. "Не водись с никонианами, они - враги Божии". Не принимай никонианина в дом свой. А о молитве в православном храме и речи быть не может: "суетно кадило и мерзко приношение". Если страх кого загонит в церковь, то он подлежит "очищению, яко прокаженный". "Лучше человеку не родитися, нежели тремя перстами знаменатися". Эта "щепоть - печать антихриста". В ней "тайна тайнам сокровенная: змий, зверь и лжепророк. Кто перекрестится тремя перстами, по неведению или в смех или страха ради, тот пусть кается, горько оплакивая свой грех"».

Сожжение протопопа Аввакума

Все это верно, но и сторонники реформ Патриарха Никона, к сожалению, не проявили тогда должного такта и благоразумия, увлекшись осуждением не только вождей раскола, но всех русских церковных порядков существовавших до этого веками. Получалось так, что своими решениями «все русские отцы Собора 1667 г. посадили на скамью подсудимых всю русскую московскую церковную историю, соборно осудили и отменили ее», - справедливо замечал А.В.Карташев. По словам историка, «этот мрачный взгляд на старообрядцев, как на еретиков, усвоен и продолжен был затем всеми официальными церковными полемистами против старообрядческих раскольников. (...) Пресечена была эта традиция лишь в конце XVIII в. просвещенным и умным митр. Московским Платоном, установившим "единоверие". Он первый написал эти добрые, умные слова от лица официальной Церкви: "если вера о Св. Троице есть непорочна, то какими бы пальцами ее не изображать, нет беды спасению, что как бы ни ходить - по солнцу или против солнца, в том великой силы не находим... Хорошо ходить по солнцу, только бы быть в соединении с Церковью"».

Но последствия произошедшего в XVII веке церковного раскола, нанесшего глубокую рану русскому народу, до конца не изжиты до сих пор. Понадобилось более 300 лет со дня Большого Московского Собора, чтобы в мае 1971 года на Поместном Соборе Русской Православной Церкви решения Собора 1666-1667 г. против старых обрядов были отменены и признаны «яко не бывшие». Однако и эта мера не устранила разделения между сторонниками старого и нового обрядов, которое пусть и е так остро как ранее, но продолжает сказываться и поныне.

Подготовил Андрей Иванов, доктор исторических наук

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Иванов
Первая Пасха Первой мировой войны
Как отмечали Светлое Христово Воскресение в 1915 году
17.04.2023
«Это был очень искренний человек»
Вместе с тем, история В.М.Пуришкевича — назидательный рассказ о том, как незаурядный, одарённый человек в силу личных амбиций невольно стал одним из могильщиков того дела, которому служил
24.01.2020
Все статьи Андрей Иванов
Последние комментарии
Русская идеология в условиях глобального социума
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.09.2023 13:42
Русское Чучхе
Новый комментарий от Полтораки
25.09.2023 13:36
Не будет проблемы – не нужен будет и посредник
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
25.09.2023 13:22
Неужели мы – в расколе?
Новый комментарий от Виктор
25.09.2023 13:21
Сталин как неизбежность
Новый комментарий от Андрей Карпов
25.09.2023 13:15
«Господь явил нам чудо»
Новый комментарий от учитель
25.09.2023 12:49
СВО проходит пока по алгоритму врага
Новый комментарий от Сергей
25.09.2023 11:09