60 лет назад, 19 февраля 1954 года, произошло событие, последствия которого остро сказываются до сих пор и, видимо, будут сказываться еще достаточно долго - решением Верховного Совета СССР Крым, являвшийся на тот момент частью РСФСР, передавался Украинской ССР. Решение это 25 января 1954 года было принято на заседании Президиума ЦК КПСС, а затем оформлено указами Президиумами Верховного совета РСФСР и Верховного совета УССР и 19 февраля утверждено указом президиума Верховного Совета СССР. Как говорилось в Указе, передача Крыма Украине осуществлялась в связи с «территориальным тяготением Крымской области к Украинской ССР, общностью экономики и тесными хозяйственными и культурными связями между Крымской областью и Украинской ССР».
О том, как это произошло, рассказывает в своих воспоминаниях член ЦК КПСС Д.Т.Шепилов, расценивавший эту хрущевскую инициативу как меру по «завоеванию» поддержки со стороны украинской элиты:
«Приближались торжества, посвященные 300-летию воссоединения Украины с Россией. <...> Хрущеву хотелось от себя преподнести Украине подарок на золотом блюде, чтобы вся республика знала о его щедрости и постоянной заботе о преуспевании Украины. <...> [И] Хрущев внес предложение: в связи с празднованием 300-летия передать Крымскую область из Российской Федерации в состав Украинской Республики. "От Крыма до России далеко, - сказал он. - Украина ближе. Легче будет вести всякие хозяйственные дела. Я уже кое-с кем говорил на этот счет. У украинцев, конечно, слюнки текут, они будут рады-радешеньки, если мы им Крым отдадим. С Федерацией Российской тоже, я думаю, договоримся. Надо только обставить это все с умом: чтобы Верховные Советы обеих республик просили союзный Верховный Совет сделать такую передачу. А Ворошилову надо все это провести по-доброму через Президиум Верховного Совета СССР. Я думаю - возражений не будет?" Конечно, предложение Хрущева было неправильным <...>. С 1918 года Крым (Республика Тавриды, Автономная Крымская республика, Крымская область) входили в состав Российской Федерации. Здесь десятилетиями сложились прочные связи с плановыми, финансовыми, культурными и другими организациями Российской Федерации. Но главное и решающее - это этнический состав области. <...> Когда Хрущев вносил свой проект о передаче Крыма Украине, население Крымской области насчитывало 1 миллион 200 тысяч человек, из них 71,4 процента составляли русские, 22,2 процента - украинцы и 6,4 процента другие национальности. И тем не менее когда Хрущев задал свой вопрос: "Я думаю, возражений не будет?" - Н.Булганин, А.Микоян, А.Кириченко, Л.Каганович и другие откликнулись возгласами: "Правильно! Принять! Передать!" И только стоявший у дверей в соседнюю комнату в ожидании какого-то телефонного разговора В.Молотов сказал, ни к кому не обращаясь: "Конечно, такое предложение является неправильным. Но, по-видимому, придется его принимать". Так появился на свет Указ от 19 февраля 1954 г. о передаче Крымской области из РСФСР в состав УССР. Несостоятельность изложенных в Указе мотивов такой передачи: общность экономики, территориальная близость, наличие хозяйственных и культурных связей - была для всех очевидна. И все же Указ появился. И в Крыму начали переделывать вывески на украинский язык, вводить радиовещание, газеты на украинском языке и т.д.».
Решение это было волюнтаристским и, самое главное, принято оно было с попранием действующего законодательства. Дело в том, что Президиум ЦК КПСС не имел права передавать территории одной республики другой; в действовавшей с 1937 по 1978 годы Конституции РСФСР ничего не говорится о возможности Президиума Верховного Совета РСФСР принимать решения, касающиеся территориальной целостности республики; ни один из органов государственной власти РСФСР не имел права изменять ее границы. Однако Конституция РСФСР допускала проведение всенародного опроса (референдума), но этой возможностью тогда не воспользовались - мнения жителей РСФСР и УССР никто не спрашивал. Принятие хрущевского подарка Украиной, писал А.И.Солженицын, «по меньшей мере недобросовестно, присвоение Севастополя вопреки, не говорю, русским жертвам, но и советским юридическим документам, - государственное воровство» (В результате передачи Крыма Украине, Севастополь де-факто стал «украинским» городом, несмотря на то что его передача как самостоятельной административной единицы республиканского подчинения из состава РСФСР в состав УССР советским руководством юридически не оформлялась).
Несмотря на противоречие действовавшему на тот момент закону, передача Крыма Украине не вызвала тогда никаких протестов. Впрочем, это вполне понятно, ведь и РСФСР и УССР принадлежали к одному государству и оформленное на бумаге решение первоначально в жизни крымских жителей абсолютно ничего не меняло. Никому и в голову не приходила возможность, что со временем Советский Союз перестанет существовать, Российская и Украинская республика станут самостоятельными государствами и щедрый подарок Хрущева обернется трагедией для миллионов людей не только в Крыму, но и в России.
Но 1991 год дал в полной мере ощутить последствия хрущевской инициативы. Населенный преимущественно русскими Крым оказался в составе Украины, к которой никакого отношения никогда не имел и подвергся со стороны новых властей насильственной украинизации. А между тем, прояви тогда российская власть решительность сохранить Крым в составе России, для этого были еще все возможности. Но увы, не было желания... В связи с этим в Крыму ходил такой невеселый анекдот: «Кто был самый трезвый в Беловежской Пуще: Ельцин, Кравчук или Шушкевич? Конечно, Кравчук, потому что он Крым себе оставил».
Учитывая то обстоятельство, что процедура передачи Крыма Украине в 1954 году была осуществлена с нарушением действовавшего законодательства, а сам регион, не имевший никакого желания быть частью новообразованного государства, настаивал на своей независимости, Верховный Совет России в 1992 году признал постановление Президиума Верховного Совета РСФСР не имеющим юридической силы с момента его принятия. В связи с этим, говорилось в документе, необходимо «урегулирование вопроса о Крыме путем межгосударственных переговоров России и Украины с участием Крыма и на основе волеизъявления его населения». А летом 1993 года Верховный Совет Российской Федерации, рассмотрев по поручению Съезда народных депутатов вопрос о статусе г.Севастополя - главной базы Черноморского флота, поручил Комитету по конституционному законодательству подготовить проект закона Российской Федерации о закреплении в Конституции России федерального статуса города Севастополя.
Однако события осени 1993 года, в ходе которых произошел расстрел Российского парламента, привели к тому, что вопросы эти с повестки дня были сняты (хотя сами решения - не отменены). Фактически, действиями Б.Н.Ельцина и его единомышленников Крым был подарен Украине вторично. Как образно выразился в связи с этим сын Хрущева - Сергей, «представьте, что дедушка переставил комод из одной комнаты в другую, а потом внук спьяну часть квартиры продал. А на следующий день кричит: "Если бы ты, старый дурак, мебель не передвинул..."». Таким образом, выражаясь словами Солженицына, «государственное воровство» было признано де-факто.
«Сколькие русские с негодованием и ужасом пережили эту безвольную, никак не оспоренную, ни малейше не опротестованную, по дряблости нашей тогдашней дипломатии, в 24 часа отдачу Крыма - и предательство его при каждом потом крымском конфликте. И беспрекословную, без малейших политических шагов, отдачу Севастополя, алмаза русской военной доблести, - писал в связи с событиями 1990-х годов А.И.Солженицын. - Злодейство это совершено нашей же выборной властью - однако и мы же, граждане, не воспротивились вовремя. И теперь на долгое обозримое время ближайшим поколениям с этим придется примириться...»
Впрочем, в случившемся есть один важный аспект, имеющий поистине промыслительное значение. Потеряв в 1990-е Крым (надеемся временно), Россия вместе с тем приобрела дружественную ей республику на территории независимой Украины, то есть, получила в свои руки инструмент влияния на украинскую элиту. Ведь разве не крымчане являются сегодня одной из основных сил, которые удерживают украинских самостийников от окончательного сползания на антироссийские позиции и хранителями русских традиций в потерявшем ориентиры украинском государстве? И кто знает, может быть именно Крыму суждено в будущем сыграть важную роль в восстановлении утраченного единства...
Подготовил Андрей Иванов, доктор исторических наук
1. Государственное воровство