Сегодня, 1 января, Русская Православная Церковь отмечает день памяти преподобного Илии Муромца - монаха-воина, легендарного защитника земли Русской, памятного русским людям по былинным сказаниям.
По одному из преданий преподобный Илия родился 5 сентября 1143 г. в семье Ивана Тимофеевича Чоботова из Муромского села Карачарова (сам Илия имел прозвище «Чоботок»). Из-за поразившей с детства немощи ног он неподвижно («сиднем») прожил 30 лет в смирении и молитвах. Но произошло чудо: однажды к нему явились святые старцы в образе «калик перехожих» (в некоторых народных сказках указывается, что это были Христос с двумя апостолами, или же Николай-угодник, Егорий-храбрый и Илья-пророк) и властно повелели принести им испить воды. Желая выполнить их волю, Илия, по кротости своей и по милости Божией, встал и пошел за водой, которую после выпил по требованию старцев сам, получив при этом «силу великую». За рассказом об исцелении Ильи, почти во всех народных сказаниях следует повествование о первом приложении им своей только что обретенной богатырской силы: он либо выкорчевывает деревья, расчищая место под пашню, либо помогает народу в косьбе, удивляя всех своей силой, либо вырывает дубы и выворачивает камни.
«Умножив силу» Илья отправился в «стольный град Киев», чтобы поступить на службу к Великому князю. В одной из народных сказок так изображено прощание богатыря с родителями:
«Стал Илья проситься у родителей спасать Русь. Отец отпускает, а мать - нет.
- Ты, сынок, оставишь вдов и сирот, если ты будешь людей бить.
Он говорит:
- Мамка, не буду я бить людей зря. Только буду бить людей, которые не дают нам покою, нашей России».
По пути, как рассказывается в былине, Илья вступает в схватку с Соловьем-Разбойником, в образе которого современные исследователи-фольклористы нередко видят языческого шамана. Полонив противника, Илия приезжает в Киев, вступает в княжескую дружину, где стяжает славу своими воинскими подвигами и невиданной силой. Он с успехом борется с идолищем, жидовином, татарами и другими врагами Руси, а по отношению к богатырям-дружинникам показывает себя как старший брат и советник.
Согласно преданиям, полученную чудодейственную силу Илия Муромец использовал только для борьбы с врагами Отечества, восстановления справедливости и для защиты веры Православной. Даже перед битвой с половцем Калином он долго уговаривал его уйти добровольно, дабы не проливать зря крови. И только встретив упрямство и злобу противника, русский богатырь вступил в бой. Как следует из былин, Илия Муромец не знал поражений, но никогда не возносил себя и с миром отпускал поверженных врагов. Подвиги Ильи Муромца, описанные в былинах, всегда связаны со служением Родине и народу и чужды какой-либо личной корысти. Наверное, не будет преувеличением сказать, что Илья Муромец становится центральной фигурой русского эпоса, воплотившей в себе идеалы и чаяния русского народа.
Отметим также, что Илия Муромец является главным действующим лицом не только ряда русских былин и сказок, но и германских, норвежских эпических поэм XIII в., основанных на более ранних сказаниях, а также финских сказок. Так, поэма ломбардского цикла Орттнит повествует о некоем Илье из Руси, а среди героев норвежской саги о Дитрихе Бернском также встречается Илья - «брат короля Руси Владимира».
Конец жизни былинного богатыря представлен в сказаниях по-разному - он либо погибает, либо умирает от раны, либо просто таинственным образом исчезает или мирно доживает свой век. Однако по церковному преданию, получив в одном из боев неизлечимую рану в грудь, Илья, повинуясь зову сердца, оставил мир, принял монашеский постриг в Феодосиеве монастыре (ныне Киево-Печерская лавра), где и затворился. «Отсутствие в Киево-Печерском Патерике жития прп. Илии косвенно свидетельствует о том, что в иноческих подвигах святой воин успел провести не так много времени, - отмечает диакон Георгий Максимов. - Это дает основание предположить, что постриг Илии Муромца приходился на время игуменства преп. Поликарпа Киево-Печерского (1164-1182), и под началом этого же великого подвижника и происходило духовное возрастание нового воина Христова».
Согласно это версии, скончался славный русский богатырь на 45-м году своей жизни 1 января 1188 г. К лику святых он был причислен в 1643 г. в числе еще шестидесяти девяти угодников Киево-Печерской лавры, а его нетленные мощи покоятся в Антониевых пещерах. Персты его правой руки сложены в троеперстии, и в этом всякий православный христианин видит знак извечной принадлежности земли Русской к Церкви Православной. В период борьбы со старообрядческим расколом этот факт служил сильным доказательством в пользу трехперстного сложения.
Однако возникает естественный вопрос: справедливо ли отождествлять былинного и сказочного персонажа с реальным иноком, мощи которого покоятся в Лавре? Этот вопрос волновал исследователей еще в XIX веке и некоторые из них ставили под сомнение отождествление преподобного Илии Печерского с былинным богатырем Ильей Муромцем. Действительно, жития преподобного Илии написано не было, а поверить во все то, о чем повествуется в народном эпосе, довольно трудно. Однако, как справедливо замечал академик Д.С.Лихачев, «древняя русская литература не знала открыто вымышленного героя. Все действующие лица русских литературных произведений XI - начала XVII в. - исторические или претендующие на историчность». Поэтому, сделав поправку на эпический характер народный сказаний, есть все основания предполагать, что былинный богатырь и преподобный Илия одно и то же лицо.
Для наших предков в свое время такое отождествление было совершенно очевидным. Паломник XVIII в. Леонтий в своих записках отмечал: «Видехом храброго воина Илию Муромца, в нетлении под покровом златым; ростом яко нынешние крупные люди; рука у него левая пробита копьем, язва вся знать; а правая изображена крестным знамением». Об этом отождествлении писал и посланник римского императора - австрийский дипломат, иезуит Эрих Ляссота, посетивший Киев и Софийский собор в 1594 г. и увидевший гробницу Илии Муромца, «о котором рассказывают много басен».
А в 1988 году межведомственная комиссия Министерства здравоохранения УССР провела экспертизу мощей святого. Результаты подтвердили многие факты из жизни былинного богатыря: как показало исследование, возраст почившего составлял 40-55 лет; рост его был 177 см (по тем временам - довольно высокий), сложение у него было богатырское, но при этом он имел дефекты позвоночника, которые вполне могли быть причиной паралича конечностей, также была обнаружена и глубокая рана в грудь, подтверждающая рассказ о смертельном ранении богатыря.
Православный люд и сегодня молится Илие Муромцу, как заступнику и защитнику Земли Русской, обращаясь к преподобному словами следующей молитвы: «О святый преподобный отче Илие! Руси Святой заступниче, могучий ратоборче, воине духовный и телесный ей явивыйся, в житии своем благу народа Русскаго и прославлению Бога Христианскаго верно послуживый, и по преставлении своем престательства своего о нас не оставивый, испроси, святе, у Всемилостиваго Господа Отечеству нашему царя, мир и благоденствие, церкви благоустроение, людем православным от нечестивых избавление, воином русским в ратех победу и на врагов, замышляющих злая Церкви и Отечеству православному, одоление, всех же нас заступи, и еще просим тя, святче Божий, разум нам от Бога ниспосли, да познаем согрешения наша, и силу духовную, да покаемся во грехах наших, и крепость телесную, да возмощи нам житие исправити и Русь Святую возродити, и в Царствие Небесное из нея прейти, да тамо с тобою и всеми святыми сподобитися непрестанне восхваляти в Троице славимаго Бога Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь».
Подготовил Андрей Иванов, доктор исторических наук