Сегодня, 20 декабря, когда в России отмечается День работника органов госбезопасности («День чекиста»), уместно вспомнить историю зарождения отечественных спецслужб, их роль и вклад в непростой и драматической истории нашей страны.
Как и большинство современных «ведомственных» праздников, историю свою День работника органов госбезопасности ведет с советских времен - известный в СССР как День чекиста, он был приурочен к 7/20 декабря 1917 года, когда была образована ВЧК - Всероссийская чрезвычайная комиссия, позже неоднократно менявшая свое название - ГПУ, ОГПУ, НКВД, МГБ, КГБ. А с 1995 года день этот стал официальным праздником для всех тех, кто служит в Федеральной службе безопасности (ФСБ), Службе внешней разведки (СВР), Федеральной службе охраны (ФСО) и Главном управлении специальных программ Президента России.
7/20 декабря 1917 года в соответствии с Декретом Совнаркома, была образована Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем (ВЧК) во главе с Ф.Э.Дзержинским. Официально ВЧК являлась органом «диктатуры пролетариата» по защите государственной безопасности РСФСР, «руководящим органом борьбы с контрреволюцией на территории всей страны». Инициатором возникновения ВЧК был лично Ленин, указывавший на то, что соответствующая структура должна быть «разящим орудием против бесчисленных заговоров, бесчисленных покушений на Советскую власть» и подчеркивавший, что без нее «власть трудящихся существовать не может, пока будут существовать на свете эксплуататоры».
Первоначально карательные меры ВЧК были довольно «мягкими»: так как изначально смертная казнь в РСФСР была отменена, чекисты ее не применяли, наказывая контрреволюционеров (настоящих и мнимых) опубликованием списков «врагов народа», лишением продовольственных карточек, конфискаций «контрреволюционного имущества». Но с началом Гражданской войны все радикальным образом изменилось: получив чрезвычайные полномочия, чекисты приступили к самым жестким методам борьбы с «контрреволюционерами и саботажниками», а также со спекулянтами и бандитами. С 21 февраля 1918 года, согласно Декрету СНК РСФСР «Социалистическое Отечество в опасности!», чекистам предписывалось расстреливать на месте преступления «неприятельских агентов, спекулянтов, громил, хулиганов, контрреволюционных агитаторов, германских шпионов». А с 5 сентября 1918 года, когда большевики официально провозгласили политику красного террора, чекисты получили практически безграничное право на расправу с каждым, кто будет расценен ими как враг советской власти.
В итоге, поимо борьбы с реальными вредителями и немало сделав для борьбы с беспризорностью, чекисты «отличились» беспрецедентным террором, развязанным против русского народа, сопровождавшимся пытками и изощренными казнями. Дело дошло до того, что даже в ЦК РКП(б) уже в 1918 году ряд представителей партии осудил «полновластие организации, ставящей себя не только выше Советов, но и выше самой партии», ряд партийных работников потребовали устранения в деятельности ВЧК «произвола организации, напичканной преступниками, садистами и разложившимися элементами люмпен-пролетариата», а Каменев, в качестве Председателя комиссии политического контроля предложил в связи с озвученными фактами и вовсе упразднить ВЧК как структуру. Однако партийной поддержки эта позиция не получила, т.к. Ленин, Сталин, Троцкий и Свердлов раскритиковали противников масштабного террора. По словам Ленина, ВЧК подверглась «несправедливым обвинениям» со стороны «ограниченной интеллигенции... неспособной взглянуть на вопрос террора в более широкой перспективе». После чего было принято решение, запрещающее любую критику в отношении деятельности ВЧК.
Как известно, традиции ВЧК, в том числе и репрессивную, продолжили затем и ее преемники - ГПУ, ОГПУ и НКВД. А со времени укрепления позиций Сталина, репрессии эти обрушились уже и на головы сотрудников репрессивных органов и в результате масштабных «чисток» большинство соратников Дзержинского, занимавших руководящие посты в ВЧК (А.X.Артузов, Г.И.Бокий, М.Я.Лацис, Я.X.Петерс, М.А.Трилиссер и др.) лишились не только своих постов, но и жизней.
Но несправедливо было бы приписывать советским органам госбезопасности только кровавый террор и репрессии против народа. Помимо этих общеизвестных фактов, были и другие. Пограничные войска, являвшиеся подразделением НКВД, героически проявили себя в борьбе с басмачами, в деле защиты государственной границы и первыми мужественно приняли на себя удар немецко-фашистских войск в июне 1941 года. Немало было сделано органами госбезопасности в годы Великой Отечественной войны в деле борьбы с вражескими шпионами, агентами и диверсантами. Достаточно вспомнить легендарный «СМЕРШ», вышедший из особых отделов НКВД и представлявший собой целую структуру контрразведывательных организаций, успешно боровшихся с вражескими агентами. Героически проявили себя сотрудники советских спецслужб и при ликвидации на Украине бандеровских банд.
Сегодняшняя деятельность органов госбезопасности, занимающихся обезвреживанием иностранных шпионов и агентов, вражеской агентуры, террористических банд и предотвращением терактов, продолжает действительно лучшие традиции советских спецслужб. Однако привязка современного праздника работников госбезопасности ко дню учреждения ВЧК, пролившей реки крови ни в чем неповинных людей, и оставившей в народе недобрую память, сегодня кажется уже явным пережитком коммунистического прошлого. Ведь российские спецслужбы имеют несомненно более древнюю и славную историю, и отнюдь не 1917 год стал годом их зарождения - спецслужбы в России существовали с незапамятных времен. О появлении специальной личной охраны Царствующих особ свидетельствуют хроники времен Государей Иоанна Грозного и Михаила Федоровича Романова, а в 1649 году первые законодательные основы спецслужб были официально зафиксированы в Соборном уложении Царя Алексея Михайловича. Затем обеспечением безопасности Государства Российского ведали и другие известные из истории ведомства, например, «Преображенский приказ» и Тайная канцелярия Императора Петра Великого, Секретная экспедиция при Сенате а также легендарное Третье отделение канцелярии Императоров Николая I и Александра II.
Разве не странным выглядит ситуация, когда власть с одной стороны делает определенные шаги по возрождению имперских традиций исторической России, а с другой - продолжает привязывать День сотрудника государственной безопасности ко дню учреждения ВЧК, физически уничтожавшей лучших людей Российской Империи, зачастую виновных лишь в том, что они не приняли большевистской власти и являлись подлинными защитниками традиционных, православных и государственных ценностей? Ведь еще в 2000 году В.Путин, признав, что история отечественных органов безопасности «неоднозначна», подчеркнул, что сегодняшние органы - «это принципиально другие отечественные специальные службы». А раз так, то может настало время перенести празднование этого дня на 3 (15) июля, когда в 1826 году Императором Николаем I было создано Третье отделение, ставшее высокопрофессиональным органом государственной безопасности, и которое в гораздо большей степени соответствует направлению деятельности современных российских спецслужб? Разве не более достойно, чем кровожадные рекомендации Ленина, звучат слова, которые по преданию сказал Император Николай I, вручая при учреждении Третьего отделения его шефу А.Х.Бенкендорфу белый платок: «Вот тебе все инструкции. Чем более отрешь слез этим платком, тем вернее будешь служить моим целям!»
Подготовил Андрей Иванов, доктор исторических наук