Облеченный доверием молодого императора, Бенкендорф участвовал в совещаниях перед 14 декабря, в этот день сопровождал государя при осмотре расположения мятежников, командовал войсками, расположенными на Васильевском острове. Бенкендорф принял деятельное участие в деле о декабристах. Он был возмущен намерениями бунтовщиков. Искренний и убежденный монархист-консерватор, Бенкендорф в лице государя видел средоточие, вокруг которого сплачиваются сословия. Он мечтал о всеобщем союзе монархов, в котором первенствующая роль принадлежала бы России и ее государю. И эта задача казалась ему соответствующей всей русской истории.
26 июля 1826 г. Бенкендорф был назначен на должность главного начальника III отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии. Желая иметь непосредственно ему подведомственный орган высшего надзора за всем, что делается в государстве, император Николай во главе этого органа поставил Бенкендорфа, который разделял скептическое отношение императора к общественным, а отчасти и бюрократическим кругам. Выбор императора был обусловлен, вероятно, и тем, что этот близкий ему человек, уже раньше зарекомендовавший себя с полицейской точки зрения, сам поработал над созданием нового учреждения, а по личным своим качествам давал императору возможность постоянного вмешательства в дела нового учреждения. Круг ведения третьего отделения, с самого начала охватывавший почти все стороны тогдашней русской жизни, на практике оказался еще более широким; в его состав вошли цензурные и некоторые судебные функции.
Еще раньше, 25 июня, Бенкендорф был назначен шефом жандармов. Жандармская полиция заново слагалась из двух, в сущности не вполне однородных частей: 1) жандармского полка, несшего военно-полицейскую службу при войсках, и 2) жандармских частей корпуса внутренней стражи. Постепенное их слияние завершилось лишь в 1842 г. Жандармские части явились по преимуществу специальными местными органами III отделения; их важнейшей задачей, помимо прежней полицейской, становится наблюдательная деятельность. Бенкендорф усиленно вербовал и негласных сотрудников, в центре и на местах, набирая их изо всех слоев общества.
В 1832 г. Бенкендорф был возведен в графское российской империи достоинство, а, за неимением у него сыновей, графское достоинство было распространено на его племянника, Константина Константиновича Бенкендорфа. Когда, в 1837 г. Бенкендорф опасно заболел, Государь и его семья окружили его знаками внимания и участия. Некоторые иностранные государи (австрийский, прусский, шведский) выразили ему свое сочувствие. Есть указания (в записках самого Бенкендорфа и барона Корфа), что боялись за его жизнь и низшие слои населения, среди которых он мог быть популярен за терпеливо-любезное отношение к просителям и за помощь в делах судебных.
Вскоре, однако, влияние Бенкендорфа начинает колебаться, отчасти вследствие некоторых неосторожных его действий, вызвавших неудовольствие государя, отчасти вследствие возвышения людей, с которыми Бенкендорф не мог ужиться мирно, а успешно бороться, при надломленном доверии государя, тоже не мог. До 1838 г. он постоянно сопровождал государя в поездках по России и за границей. В 1840 г. Бенкендорф был назначен к присутствованию в комитетах о дворовых людях и по преобразованию еврейского быта.
В 1841 г. Бенкендорф развил большую деятельность во время аграрного движения в Прибалтийском крае, куда он сам ездил. В 1844 г. болезнь заставила Бенкендорфа уехать на заграничные воды. На обратном пути в Россию Бенкендорф неожиданно скончался.
http://www.pobeda.ru/content/view/3618/4/