Мирная кончина или таинственный уход?

К годовщине смерти Императора Александра I

0
1260
Время на чтение 7 минут

Император Александр I19 ноября (старый стиль) 1825 года, немногим не дожив до 48 лет, в Таганроге скоропостижно скончался Император Александр I. Известие о смерти Государя, совершенно неожиданное для современников, а особенно загадочные обстоятельства, сопровождавшие эту кончину, породили слухи о мистификации, устроенной самим Императором, который таким необычным способом оставил трон.

Уже в первые недели после объявления о кончине Императора Александра I распространились слухи, что  «Государь бежал под скрытием в Киев и там будет жить о Христе с душею и станет давать советы, нужные теперешнему Государю Николаю Павловичу для лучшего управления государством». А в 1830-40-е годы появилось предание, согласно которому Государь, всегда терзавшийся соучастием в заговоре против отца - Императора Павла I, инсценировал свою смерть вдалеке от столицы, начав отшельническую жизнь под именем Федора Кузьмича, обосновавшегося после долгих скитаний в Томске и прославившегося своей подвижнической жизнью, за что был канонизирован Русской Православной Церковью в лике праведных в составе Собора Сибирских святых (1984).

Смерть Императора Александра IЧто же заставило современников сомневаться в официальной версии о кончине Императора Александра I? Во-первых, ее скоротечность и неожиданность - 47-летний Император выехал в Таганрог в полном здравии, а оттуда пришла ошеломляющая весть о его смерти, причины которой не вполне ясны. Во-вторых, по неизвестной причине в документах о кончине Царя была допущена странная путаница, дававшая основания подозревать, что составлялись эти документы задним числом. В-третьих, очевидцы были поражены реакцией вдовствующей Императрицы Марии Федоровны, которая увидев лежащим в гробу тело с темным «как у мавра» лицом, воскликнула: «Это не мой сын!». Одни объясняли это тем, что лицо Императора сильно изменилось из-за ошибки, допущенной при бальзамировании тела, другие - что в гроб был положен совершенно другой человек, лицо которого специально были изменено до неузнаваемости... В-четвертых, многие отмечали, что в последние месяцы жизни Император сильно изменился и нередко заговаривал о том, что устав от беремени власти подумывает оставить престол. Супруга Императора Николая I, Императрица Александра Федоровна, за неделю до коронации 15 августа 1826 года оставила интересную запись в своем дневнике: «Наверное, при виде народа я буду думать о том, как покойный Император Александр, говоря нам однажды о своем отречении, прибавил: "Как я буду радоваться, когда я увижу вас проезжающими мимо меня, и я в толпе буду кричать вам "Ура!", размахивая своей шапкой"».

Как отмечает в связи с этим известный петербургский историк Евгений Анисимов, «оппоненты на это возражают: виданное ли дело - отказаться от такой власти? Да и все эти разговоры Александра - лишь привычная для него поза, жеманство. И вообще, зачем царю понадобилось уходить в народ, который ему так не нравился. Разве не было иных способов прожить без трона - вспомним шведскую королеву Кристину, оставившую престол и уехавшую наслаждаться жизнью в Италию. Или можно было поселиться в Крыму и построить дворец. Да можно было уйти в монастырь, наконец. Но тогда в первом случае вряд ли удалось бы выскочить из мышьей беготни светской жизни, а во втором толпы зевак возле кельи шагу не дали бы ступить бывшему Царю... И потом... как же со спасением через покаяние, страдание, крестный путь, которым когда-то прошел Христос? А между тем от одной святыни к другой брели с посохами и котомками по России богомольцы. Их много раз в своих поездках по стране видел Александр. Это были не бродяги, а люди, исполненные веры и любви к ближнему, вечные очарованные странники Руси. Их непрерывное движение по бесконечной дороге, их видная по глазам и не требующая доказательств вера могла подсказать выход усталому Государю...»

Старец Федор КузьмичПервое известие о Федоре Кузьмиче относится в 1836 году, когда он был задержан властями как бродяга и показал на суде, что является он  шестидесятилетним Федором Козьмичем Козьминым, но происхождения своего назвать не смог, также заявив о своей неграмотности (что потом оказалось не соответствующим действительности). Получив 20 ударов кнутом за бродяжничество, старец был сослан в Сибирь. Высланный в Томскую губернию, старец обосновался здесь в келье-избушке в станице Белоярской.

Федор Кузьмич странствовал по окрестным деревням, обучал детей грамоте, Священному Писанию и русской истории, за что в качестве платы принимал только пищу, отказываясь от денег. Праведная жизнь его вскоре расположила к нему местное население, которое стало почитать его и обращаться к нему за советами по самым разным вопросам. Затем появились свидетельства и о чудесах, творимых старцем - исцеление больного, предсказание счастливого брака, разоблачение каторжника.

При этом многое в старце-отшельнике выдавало его непростое происхождение, что и породило мнение, что под его именем скрывается ушедший от мира Государь. Легенду эту усиливали отдельные свидетельства - так, казак Березин, ранее служивший в столице и местный священник Иоанн Александровский, сосланный в Сибирь из Петербурга, якобы узнали в старце Императора Александра. Приводили и высказывание самого Федора Кузьмича, который как-то обмолвился: «...Стоит мне только гаркнуть слово в Петербурге, то весь Красноярск содрогнется от того, что будет».

Пристальное внимание к личности старца заставило его покинуть насиженное место и перебраться в село Зерцалы, где он поселился в бедной крестьянской семье, устроившей ему небольшую келью, в которой он прожил 10 лет. А в 1849 году Федор Кузьмич переселился в село Краснореченское. Как вспоминали местные жители, здесь старца посетил Иркутский епископ Афанасий (Соколов), разговор с которым шел на французском языке. А в 1850-е годы в гостях у старца был Лев Толстой, беседовавший с ним целый день. Также есть отдельные упоминания о том, что Федор Кузьмич вел переписку с Императором Николаем I, которая, якобы, велась с помощью специального шифра. Так ли это было на самом деле, сказать трудно, но известно, что получив известие о кончине Государя, старец заказал отслужить панихиду, на которой долго молился со слезами на глазах.

Однако сам Федор Кузьмич никогда не отождествлял себя с Императором Александром. Но при этом о своей жизни рассказывал очень загадочно, намеками и иносказательно. Говорили, что на вопросы о своем прошлом, старец отвечал так: «Я сейчас свободен, независим, покоен. Прежде нужно было заботиться о том, чтобы не вызывать зависти, скорбеть о том, что друзья меня обманывают, и о многом другом. Теперь же мне нечего терять, кроме того, что всегда останется при мне - кроме слова Бога моего и любви к Спасителю и ближним. Вы не понимаете, какое счастье в этой свободе духа».

Старец Федор КузьмичВ 1858 году Федор Кузьмич переселился на загородную заимку, принадлежащую купцу Семену Хромову, временами проживая в городском доме своего покровителя и почитателя. Регулярно посещая церковные службы, старец никогда прилюдно не приступал к таинствам, что породило слухи о его сектантстве. Но, как выяснилось позже, Федор Кузьмич исповедовался и причащался у своего духовника - священника кладбищенской церкви Петра Попова, а также бывал на исповеди у будущего томского епископа Парфения (Попова) и томских иеромонахов Рафаила и Германа. Однако узнать у них что-либо так и не удалось - все они отказались разглашать тайну исповеди.

Что же, помимо сказанного, заставляло людей, сталкивавшихся со старцем, верить в его царское происхождение? Очевидно, что Федор Кузьмич не был простолюдином, а происходил из высшего общества, что выдавали его величественная наружность, приятное обхождение и манеры, большие познания и отдельные высказывания на темы, осведомленным в которых мог быть только человек, принадлежавший к петербургскому обществу. Многие отмечали внешнее сходство старца и Государя, а особое почитание Федором Кузьмичом святого князя Александра Невского - небесного покровителя Царя Александра - только усиливало эти подозрения. К тому же, по преданию, Федор Кузьмич вместо того, чтобы назвать своего небесного покровителя отвечал словами «Это Бог знает», а на расспросы о родителях не менее загадочно сообщал: «Святая Церковь за них молится».

Старец Федор Кузьмич на смертном одреСкончался Федор Кузьмич 20 января 1864 года, 80-ти лет от роду и был похоронен в ограде Богородице-Алексеевского мужского монастыря. После его смерти остались короткие шифрованные записки, получившие название «тайна Федора Кузьмича», однозначно расшифровать которые так и не удалось. Между тем известно, что в 1873 году могилу старца посетил Великий князь Алексей Александрович, а в 1891 году - цесаревич Николаем (будущий Император Николай II), пожелавший построить на месте кельи старца каменную церковь. Сообщается и о встрече со старцем Императора Александра II в бытность его наследником престола. Император Александр III, если верить рассказам, публиковавшимся в среде русской эмиграции, еще бытность наследником «чрезвычайно интересовался тайной Федора Кузьмича». По словам же Великой княжны Ольги Александровны (дочери Императора Александра III и сестры Царя Николая II), сама она не сомневалась в том, что Александр I и Феодор Кузьмич - одно и то же лицо, а ее сын -  Тихон Николаевич Куликовский-Романов - утверждал со слов матери, что так думал и его дед -  Государь Александр III.

Так были ли Император Александр I и старец Федор Кузьмич одним и тем же лицом? Ответа на этот вопрос нет до сих пор. Как справедливо заметил биограф Императора Александра I историк Н.К.Шильдер, «весь спор только потому и возможен, что одни непременно желают, чтобы Александр I и Федор Кузьмич были одно и то же лицо, а другие решительно этого не хотят. Между тем никаких определенных данных для решения этого вопроса в ту или другую сторону нет. Я могу привести столько же данных в пользу первого мнения, сколько и в пользу второго, и никакого определенного заключения сделать нельзя».

И вместе с тем, трудно не согласиться с Е.В.Анисимовым, который, признавая то, что в данном вопросе «пока наши знания остаются такими, как и в XIX веке», вынужден был отметить: «Ни об одном российском Императоре, кроме Александра I, нет подобных слухов. Случайно ли это?»...

Подготовил Андрей Иванов, доктор исторических наук

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Re: Мирная кончина или таинственный уход?

были ли Император Александр I и старец Федор Кузьмич одним и тем же лицом?

Есть такие мысли по этому поводу: "Со дня преставления старца Фёдора Кузьмича прошло более 130 лет. Современная наука позволяет подтвердить достоверность приведённых событий. Возможен такой порядок действий. 1) Ещё раз вскрыть гроб в Петропавловской крепости - в присутствии духовных лиц и криминалистов, со строгим соблюдением соответствующих юридических процедур, с видеосъёмкой. Крайне маловероятно, что в гробу будут чьи-то останки, но если они действительно будут*, необходимо взять необходимый для экспертизы материал. 2) Точно с такими же строгостями следует взять частицу из мощей Фёдора Томского, из останков детей Александра I, его брата Николая I, других членов фамилии, а также контрольные частицы из останков других людей (не родственников). Если мощи Фёдора Кузьмича не сохранились, то можно использовать пряди волос или частички кожи на одежде (если они сохранились в музеях, в архивах). 3) Самый важный этап - генетическая экспертиза (сравнение ДНК), которая должна обнаружить родство, причём частицы для анализа, как и полагается в науке, должны проходить под номерами, так что окончательный результат будет известен только после всех анализов. Благословенный случай, когда наука может послужить делу веры!" ____________________________ * Поскольку человек нецарской крови не мог быть похоронен в царской усыпальнице, то есть гипотеза, что вместо Александра I в гроб был положен кто-то из его родственников (отчего народу и не показывали гроб открытым). Аналогично высказывалось предположение, что и Фёдор Кузьмич -не император Александр, а кто-то из родственников, например, внебрачный сын Павла I. Для исключения этих гипотез и нужно проверить степень родства с детьми Александра, его братьями и отцом. http://icxc.narod.ru/links/fk.htm
Адриан Роум / 08.12.2013, 04:17
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Александрович Иванов
Первая Пасха Первой мировой войны
Как отмечали Светлое Христово Воскресение в 1915 году
17.04.2023
«Это был очень искренний человек»
Вместе с тем, история В.М.Пуришкевича — назидательный рассказ о том, как незаурядный, одарённый человек в силу личных амбиций невольно стал одним из могильщиков того дела, которому служил
24.01.2020
Все статьи Андрей Александрович Иванов
Последние комментарии
Зачем нам нужно освободить Киев?
Новый комментарий от Владимир Николаев
20.12.2024 22:17
Второй ответ архимандриту Тихону (Затекину)
Новый комментарий от Фиалковский
20.12.2024 21:11
Когда Катехон молчит
Новый комментарий от Игорь Ал
20.12.2024 19:59
«Мы можем и должны остановить своё вымирание»
Новый комментарий от Русский человек
20.12.2024 17:45
Прямота и честность на фоне острых вопросов
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
20.12.2024 17:20
Когда же придёт царь?
Новый комментарий от влдмр
20.12.2024 17:11
Два чуда Воскресения Христа: мощи пошли, и огонь сходит
Новый комментарий от влдмр
20.12.2024 17:06