Уважаемый Владимир Степанович!
Обращается к Вам Иван Иванович Мартынов, кандидат физмат наук, доцент, член Центрального совета Международного Союза бывших малолетних узников фашизма, курирую вопросы патриотического воспитания, родился в концлагере «Димитравас» в Литве, донор для фашистских офицеров, которые лечились в санатории в Паланге.
Позвольте Вас поздравить с новой должностью, которая не принесет вам ни успехов, ни славы по независящим от Вас причинам.
Академия наук является надстройкой, а базисом для неё является система образования, которая с каждым годом сдаёт позицию за позицией. Разрушение системы образования – успешная идеологическая диверсия, сформулированная ещё в 1945 году государственным секретарём США Аленом Даллесом. И её внедрение успешно началось осуществляться после смерти Сталина троцкистом Хрущевым. Разрушена лучшая математическая школа, что признал президент США Джон Кеннеди после запуска искусственного спутника Советским Союзом: ”Советское образование - лучшее в мире. Мы должны многое из него взять. СССР выиграл космическую гонку за школьной партой.”
В независимой Беларуси эту работу осуществлял член-корреспондент В.И.Стражев.
Чтобы не быть голословным, приведём анализ диссертаций бывшим председателем ВАК РБ А.А.Афанасьевым: «Нас по-настоящему беспокоит снижение общей грамотности, эрудиции соискателя, его научного и вообще общеобразовательного кругозора. Здесь много вопросов к качеству обучения в аспирантуре (об этом должен быть особый разговор - И.М), функционированию нашей интеллектуальной среды, знания соискателями методологических основ научной работы, правил научной этики. Не случайно в последнее время участились случаи заимствования чужих результатов без ссылки на источники. Я уже не говорю об уровне математической культуре, которая падает на глазах. Математическое обеспечение диссертационных работ по техническим наукам зачастую носит иллюстративный характер и служит лишь обязательным украшением диссертации. Получается, что математика сама по себе, а результаты формулируются из других соображений. Здесь что-то очень ценное мы потеряли и средней школе и в высшей. Есть предметы, материал которых выпускник должен твёрдо знать, значит, он обязан его выучить и усвоить. Наука – это слишком серьёзное дело, чтобы отдать её в неумелые руки» (А.А.Афанасьев, «Нужно серьёзно заниматься наукой, а не писать диссертации ради диссертаций» БД, № 9, 2007, с – 37.)
Почему директора академических Институтов естественного цикла не поднимали тревогу? Они должны дать Вам заключение о квалификации молодых специалистов, которое должно прозвучать на большом разговоре у Президента.
Качеству подготовки молодых специалистов творческих профессий оценку привёл народный художник СССР М.Савицкий: «Сегодняшняя ситуация меня огорчает. Считаю, в развитие мировой культуры равный вклад внесли в изобразительное искусство античности эпохи Возрождения русские художнику XIX века. Сейчас идёт война по разрушению этих достижений!
Не образованы, заносчивы, ничего не умеют и не хотят, кроме - денег. Например, есть пейзажисты, но они не знают, что такое - пейзаж... Копию могут сделать с натуры, и то плохо. Мечты молодых, — добровольное рабство в западный мир. Все мечты - туда. Они не понимают, что Европа — это совсем не то, чем мы жили и трудились. Если у нас созидание - это созданное своими руками, то в Европе - созданное руками чужими. А это совершенно разные вещи (Ирина Свирко, «Республика», 17.02.2007 г.)
Полнейший завал в исторических науках, который «контролирует» академик Коваленя вместе с бывшими директорами Института истории. А.Коваленя не просто Академик-секретарь Отделения гуманитарных наук и искусств НАН Беларуси. Он будет проводить экспертизу исторических работ, возглавляя с белорусской стороны Экспертно-консультативный российско-белорусский Совет по истории. Лев Криштапович, доктор философских наук, посоветовал ему провести сначала экспертизу своей «Истории белорусской государственности» в пяти томах на предмет очищения её от фальсификаций белорусской истории, прежде чем браться за экспертизу других исторических работ. («Берегитесь закваски фарисейской. Размышления о форуме российских и белорусских историков «История для будущего. Россия и Беларусь», сайт https://ross-bel.ru/analitika-portala-vmeste-s-rossiey/news_post/lev-krishtapovich-doktor-filosofskih-nauk-beregites-zakvaski-farisejskoj-razmyshleniya-o-forume-rossijskih-i-belorusskih-istorikov-istoriya-dlya-budushchego-rossiya-i-be)
***
Параметры математического образования в царской России задавали военные ведомства, особенно артиллерийское управление. Преподаватели военных заведений были активными участниками педагогических конференций и авторами учебников. Обеспокоенные состоянием математического образования и возможной войной, по инициативе военных созывались Всероссийские съезды учителей математики всех высших учебных заведений. Приведем состав организаторов и руководителей Первого съезда, состоявшего в конце декабря 1911 года и продолжавшегося 8 дней.
Председателем съезда был избран Захар (Захарий) Андреевич Макшеев — русский военный деятель, генерал-лейтенант от артиллерии. Работал директором Александровского кадетского корпуса, а в 1906 году был назначен с зачислением в списки кадетского Императора Александра II корпуса директором «Педагогического музея военно-учебных заведений» который возглавлял вплоть до Февральской революции.
Главной задачей музея было: собирание, систематизация и разработка учебных пособий с целью облегчения их выбора военно-учебными заведениями.
Библиотека Педагогического музея составляла свыше 30 тысяч книг, преимущественно по педагогике, психологии, физиологии, гигиене. Большой отдел составляли учебники, книги для детского чтения и книги для народа.
Заместителями председателя съезда были избраны: Михаил Григорьевич Попруженко — российский математик-педагог, генерал-лейтенант от артиллерии, директор Владимирского Киевского кадетского корпуса. Сотрудничал с журналами «Вестник опытной физики и элементарной математики», «Педагогический сборник», а также написал ряд учебников. Его учебник «Начала космографии (астрономии – И.М)» до революции был переиздан 7 раз, «Начала анализа» — 2 раза, «Задачник по геометрии» — 3 раза, причем он дважды выпускался в советское время в 1936 и в 1939 годах; многие задачи из этого учебника были включены в «Элементарную геометрию» Киселёва, ставшую основным советским учебником по геометрии на многие годы.
На Втором съезде (Москва. 1913) был избран председателем Константин Александрович Поссе — русский математик, специалист в области математического анализа, автор широко известного в России учебника по дифференциальному и интегральному исчислению, профессор математики Императорского Санкт-Петербургского университета. Почетный член Петербургской академии наук (1916). Член Санкт-Петербургского математического общества;
Савич Сергей Евгеньевич (1864–1936), профессор Санкт-Петербургского Электротехнического института, вице-президент ряда Международных конгрессов актуариев (математиков финансовых наук –И.М.), был также специалистом по дифференциальным уравнениям и теории функции комплексной переменной.
В работе съезда принимали участие 1217 преподавателей математики всех видов учебных заведений со всех уголков России.
В России для аспирантов по методике математики знание стенографических материалов этого съезда входит в кандидатский экзамен по специальности. А в Белоруссии ничего не знают о данном съезде, стенографический экземпляр материалов которого можно найти в Интернете.
Заметим, что во время Великой Отечественной войны учителей математики принимали в артиллерийские училища без экзаменов.
Силовые министерства, в первую очередь обороны, должны дать Вам свою информацию по данной теме.
***
В Горецкой сельскохозяйственной академии на кафедре высшей математики и физики из 14 преподавателей (ещё несколько лет назад работали на кафедре 18 преподавателей) только один остепенённый специалист по профилю кафедры, возглавляет которую доктор педагогических наук. На кафедре работают 9 женщин (64%). В Японии руководителя учебного заведения любого профиля увольняют, если в нём работает свыше 50 процентов женщин. И там не считают это гендерным преступлением.
Аналогичное положение и в других периферийных вузах.
В Японии девочек ориентируют не на рекордные достижения в карьере, спорте, даже космосе, а на умение создавать семейный очаг.
Феминистки мира, в том числе России Белоруссии, торжествуют. Они грудью проложили дорогу к сугубо мужским видам спорта, и не только спорта, но не могут грудью выкормить ребёнка. Уже мужчины уходят в декретный отпуск. Кумирами СМИ, в первую очередь Интернета и телевидения, являются дедушки и прадедушки, которые стали отцами.
Преподаватели математики вузов высказывают сожаление, что по инициативе руководителей других кафедр сокращают время на общеобразовательные предметы, в первую очередь математику. Это хорошо видно из статистики: число студентов не изменяется, а число преподавателей математики уменьшается.
Пусть член Президиума академии министр образования (образование не предполагает воспитания – И.М.), но уже не просвещения, А.Иванец предоставит Вам информацию в разрезе республики по данной проблеме и почему он продолжил снижение статуса математики?
В ответе на вопрос школьников он сказал, что математика ему давалась легко, но её не любил, не расшифровав причину.
Допустил он и другие, мягко говоря, педагогические ляпсусы в беседе со школьниками.
В настоящее время уже математика не обязательный предмет для всех учащихся.
Математика изучает химические процессы с помощью математических методов и уравнений.
Иванцу, как учёному химику мирового уровня, известно, что сейчас ХИМИЯ состоит из шести крупных разделов. Это аналитическая химия, неорганическая химия, органическая химия, биохимия, ФИЗИЧЕСКАЯ ХИМИЯ и техническая химия. А далее они делятся, образуя сотню различных химий.
Химики часто сталкиваются с задачами, требующими количественного анализа: определение концентрации вещества в растворе, расчет времени реакции, определение количества продукта реакции — все это требует применения математики.
Необходимость в знаниях математики при обучении химии проявляется на многих уровнях — от школьного обучения до научных исследований. Взаимосвязь этих двух наук позволяет более глубоко понимать происходящие процессы, делает исследования более точными и результативными, а также помогает формировать более полное и объективное видение мира вокруг.
В вузах силового блока математика исключена из списка экзаменационных предметов. Как утверждал русский гений-самородок Михаил Васильевич Ломоносов, что математика ум в порядок приводит. От того, как «работает» наше мышление, зависит, поступим ли мы правильно и разумно или нет. Создаётся впечатление, что данные качества сотрудников в этих ведомствах уже не обязательны, как и в подготовке инженеров. Как образно выразился английский методист Дж. Юнг: «Вы намерены быть юристом? Как предполагаете разобрать сложный юридический случай, раз вы не в состоянии проанализировать простое геометрическое предложение?
Вы изучаете историю? Но как определите влияние Наполеона на мировое развитие, если вы не в состоянии определить влияние коэффициентов в простом алгебраическом соотношении?
Вы филолог? Но как переведёте вы художественное произведение с его мириадою оттенков, значений, выражений, если вы не в состоянии перевести пустячной задачи на язык математических символов.
Вы предполагаете быть врачом? Но как поставите диагноз, как выделите болезнь среди сложных, сбивчивых и тёмных её симптомов, если у вас нет способностей, необходимых для диагноза или для исключения названной величины из алгебраического уравнения?»
Печальный опыт принижения роли математики в истории Российской империи имеется.
Крупный государственный деятель Михаил Михайлович Сперанский известен не только созданием лучшего во все времена Царскосельского Лицея.
Сперанский придавал большое значение общеобразовательным дисциплинам в духовных учебных заведениях и подчеркивал, что «…духовный пастырь, назначенный быть всем и вся, должен обладать широким развитием, одна духовная выучка образует только ремесленника своего служения».
Наряду с математикой вводились агрономия и медицина, чтобы священник мог дать советы крестьянам.
Нашлись горячие головы, которые под видом усиления гуманизации и гуманитаризации добились в 1884 году ослабления и удаления математического цикла дисциплин. Сразу возникли трудности с учебой, пришлось по два-три года учиться на одном курсе, вводить разделение по потокам. Семинарии стали готовить специалистов от Сталина до Махно и Петлюры. Да и костяк партии эсеров – партии террористов, составляли семинаристы. (В.Федоров «Духовное образование в русской православной Церкви в Х1Х веке», Педагогика, №5, 2000 г. с 75-83).
Имеется печальный опыт и недалёкого прошлого, о котором мало говорят.
В знаменитом Физтехе физики посчитали, что математику студентам не так излагают педагоги-математики. Решили сами прочитать этот общеобразовательный курс. И убедились, что преподавать математику должны преподавать математики, а не ветеринары и зоотехники, как имеет место в Горецкой сельхоз академии.
Более убедительный пример. Почему только первый выпуск Царскосельского Лицея оказался таким талантливым?
Ответ простой. Вначале в Лицее давали высокий уровень общего образования. Затем после неоднократных указаний царя ввели специализацию, оставив в покое только первый набор.
Директор училища Е.АЭнгельгардт, устав сопротивляться, подал в отставку.
Пусть Иванец Вам объяснит: почему он отказался (по чьей инициативе?) от создания «Школы радости», которая уже существовала при Стражеве, и от реализации национальной идеи: «ВЫРАСТИМ ДУХОВНО И ФИЗИЧЕСКИ ЗДОРОВУЮ, ВЫСОКО ОБРАЗОВАННУЮ ПАТРИОТИЧЕСКУЮ МОЛОДЕЖЬ ПРИ СИМФОНИИ ДЕЙСТВИЙ И ВЗАИМОПОНИМАНИЯ ВЛАСТИ, НАРОДА И ЦЕРКВИ, для реализации которой имеется необходимый набор материалов. (многие из них вручил ему при личной встрече и продолжительной беседы 2 ноября 2022 года.
Подробнее статью по вопросам образования, выложенную в Интернете, прилагаю.
С уважением и пожеланием успехов,
Иван Мартынов

