Золотой огонёк

(1941-1945)

Великая Отечественная война (1941-1945) 
0
82
Время на чтение 7 минут

Неизгладимые впечатления моего сурового детства – учительские вечера. Молодые женщины, оставшиеся в одиночестве, терпевшие нужду и лишения, страдали от бед затянувшейся на многие годы войны. В мире, наполненном жестокостью, тонущем в море человеческой крови и слёз, оказались востребованными простые человеческие чувства – любовь, верность, дружба, милосердие, честность.  В тяжёлых испытаниях жизнь освобождалась от всего наносного, от всего официозного. Высоко ценилась тогда теплота дружеских связей, искренность в отношениях, жалость и сострадание. В людях проснулась генетическая память, оживилось чувство истории, воскресли полузабытые национальные традиции. Они помогали снять непомерное напряжение, освободиться на время от неизбывного горя, забыться в игре, отогреть душу в сердечной песне. В Святочные вечера молодые учительницы нашей сельской школы собирались в доме моей мамы, топили воск, гадали с петухом, рассыпая зёрна по полу. Почти по В. А. Жуковскому:

Раз в крещенский вечерок

Девушки гадали:

За ворота башмачок,

Сняв с ноги, бросали;

Снег пололи; под окном

Слушали; кормили

Счетным курицу зерном;

Ярый воск топили…

Назову при этом «Гадание о судьбе по теням» неизвестное Жуковскому, но появившееся в годы Великой Отечественной войны. Поджигали на плоском подносе скомканный газетный лист, а затем подносили сожжённый остов его к лампе. Тень от сожжённого листа отбрасывалась на белёную стенку печи или на подвешенную к стене белую простыню. Тень получалась сказочной, таинственной, изломанной. Дотошно всматриваясь в неё, женщины пытались отгадать будущее. Как разыгрывалась при этом их фантазия, и чего только не открывалось им в причудливом туманном отражении!   

Но среди всех увлечений этих вечеров на первом месте оказывались всё-таки другие. Исполняли хором песни военного времени. Как они доходили до нашего села, расположенного в стороне от большого света, не имевшего в те годы ни радио, ни другой «звуковой» информации (радиоприёмники в самом начале войны были реквизированы), – это большая загадка. Но приблизиться к её разгадке можно. Вероятно, суровые будни войны теснее соединяли людей друг с другом. Градус человеческого общения был настолько высок, что песни стремительно распространялись из уст в уста.

И какие песни! «В лесу прифронтовом» («С берёз неслышен, невесом…»), «Огонёк» («На позицию девушка провожала бойца…») и «Враги сожгли родную хату…» Михаила Исаковского; «Соловьи» («Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат…»), «На солнечной поляночке…» и «Давно мы дома не были» («Горит свечи огарочек…») Алексея Фатьянова; «В землянке» («Бьётся в тесной печурке огонь…») Алексея Суркова; «Дороги» («Эх, дороги, пыль да туман…») Льва Ошанина; «Случайный вальс» («Ночь коротка, спят облака…») Евгения Долматовского; «Тёмная ночь» Владимира Агапова.

По точным наблюдениям Вадима Кожинова, в песнях этих «война предстаёт как очередное проявление многовекового натиска иного и извечно враждебного мира, стремящегося уничтожить наш мир; битва с врагом, как утверждает поэзия, призвана спасти не только (и даже не столько) политическую независимость и непосредственно связанные с ней стороны нашего бытия, но это бытие во всех его проявлениях наши города и деревни с их обликом и бытом, любовь и дружбу, леса и степи, зверей и птиц… Михаил Исаковский, не опасаясь впасть в наивность, писал в 1942 году:

Мы шли молчаливой толпою,

Прощайте, родные места!

И беженской нашей слезою

Дорога была залита.

Вздымалось над сёлами пламя,

Вдали грохотали бои,                                      

И птицы летели за нами,

Покинув гнездовья свои…» [*]

Вера в спасительную власть высокого поэтического слова убедительно прозвучала тогда и в поэме «Василий Тёркин» А. Твардовского, и в стихах К. Симонова «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…» и «Жди меня». Последнее, вошедшее в одноимённый фильм 1943 года, стало своеобразной молитвой для тех русских женщин, кто ждал с войны своих мужей:

Жди меня, и я вернусь,

Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть

Скажет: – Повезло.

Не понять, не ждавшим им,

Как среди огня

Ожиданием своим

Ты спасла меня.

Патриарший местоблюститель блаженнейший Сергий заявил в своём послании в первый же день войны: «Отечество защищается оружием и общим народным подвигом, общей готовностью послужить отечеству в тяжкий час испытания всем, чем каждый может. Тут есть дело рабочим, крестьянам, учёным, женщинам и мужчинам, юношам и старикам. Всякий может и должен внести в общий подвиг свою долю труда, заботы и искусства».

Песни в годы жесточайших испытаний, суровых лишений? Ведь существует афоризм о Музах, которые молчат, когда стреляют пушки. У нас же случилось нечто противоположное, Годы Великой Отечественной войны вызвали к жизни песенную культуру, которая давала русскому человеку единственную духовную силу в противостоянии жестокости врагов, которая укрепляла его великими и вечными христианскими ценностями мира и единения людей:

Тёмная ночь только пули свистят по степи,

Только ветер гудит в проводах, тускло звёзды мерцают.

В тёмную ночь ты любимая, знаю, не спишь

И у детской кроватки тайком ты слезу утираешь.

Как я люблю глубину твоих ласковых глаз,

Как я хочу к ним прижаться сейчас губами.

Тёмная ночь разделяет, любимая, нас,

И тревожная чёрная степь пролегла между нами…

Весна 1944 года. Колхозное картофельное поле. Ребятишки в опорках ковыряются в оттаявшей пахоте железными вилками и вытаскивают на поверхность желтоватый, тягучий крахмал, в который превратились оставшиеся на зиму в земле картофелины. Сварят из этого крахмала кисель, высушат, растолкут, подмешают в муку, испекут рыхлые лепёшки. Руки у ребятишек закоченели, ветхие пальтишки пронизывает холодный ветер.

Сельский наш клуб. Тусклое мерцание керосиновых ламп. Хор полуголодных, бедно одетых ребятишек. Ноги заледенели. Но девочки и мальчики не по-детски серьёзны и сосредоточены. Их звонкие голоса старательно выводят не простую, но берущую за сердце мелодию «Марша артиллеристов»  Т. Хренникова:

Горит в сердцах у нас любовь к земле родимой,

Идём мы в смертный бой за честь родной страны.

Пылают города, охваченные дымом,

Гремит в седых лесах суровый бог войны.

Артиллеристы, Сталин дал приказ!

Артиллеристы, зовет Отчизна нас!

И сотни тысяч батарей

За слезы наших матерей,

За нашу Родину – огонь! Огонь!

Среди поющих детишек – ленинградцы, приютившиеся в наших тихих, далёких от войны палестинах. Целые семьи Марковых, Мокроусовых, Гореловых, Пановых… Им особенно понятны и близки эти слова. Они верят в победу вопреки скудости истончившейся жизни, вопреки голодным обморокам, которые случаются у них порой прямо на уроках.

Алексей Толстой писал в 1942 году: «Мы присутствуем при удивительном явлении. Казалось бы, грохот войны должен заглушить голос поэта, должен огрублять, упрощать литературу, укладывать её в узкую щель окопа. Но воюющий народ, находя в себе всё больше и больше нравственных сил в кровавой беспощадной борьбе, где только или победа, или смерть, всё настоятельнее требует от своей литературы больших слов».

Впрочем, ещё в XIX веке об этом же говорил классик нашей литературы Иван Александрович Гончаров: «Когда всё тихо, покойно, все, как муравьи, живут, работают, как будто вразброд; думают, чувствуют про себя и для себя; говорят, пожалуй, и на разных языках; но лишь только явится туча на горизонте, загремит война, постигнет Россию зараза, голод – смотрите, как соединяются все нравственные и вещественные силы, как всё сливается в одно чувство, в одну мысль, в одну волю – и как вдруг все, будто под наитием Святого духа, мгновенно поймут друг друга и заговорят одним языком и одною силою! Барин, мужик, купец – все идут на одну общую работу, на одно дело, на один труд, несут миллионы и копейки... и умирают, если нужно – и как умирают! Перед вами уже не графы, князья, не мещане или мужики – а одна великая, будто из несокрушимой меди вылитая статуя – Россия!».

Юрий Владимирович Лебедев, доктор филологических наук, профессор

 Кострома

 

[*] Кожинов Вадим. Россия. Век ХХ. 1939-1964.  М., 1999. – С. 145-146.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Юрий Владимирович Лебедев
О кризисе русской монархической государственности
Предостережения забытого русского писателя-консерватора Болеслава Маркевича
05.05.2025
Земля и небо
Земная и небесная власть в исторических судьбах России
02.05.2025
«Народ-герой» в поэзии Н. А. Некрасова
Некрасов видел силу народа не в разрушительном бунтарстве, а в христианском подвижничестве
30.04.2025
Моё крещение
Из воспоминаний старого советского человека
23.04.2025
Его ценили Достоевский, Толстой, Вл. Соловьёв и Циолковский
О Николае Фёдорове и его «Философии общего дела»
18.04.2025
Все статьи Юрий Владимирович Лебедев
Великая Отечественная война (1941-1945)
Все статьи темы
Последние комментарии
Сможет ли монархическое движение снова стать силой?
Новый комментарий от Алекс
09.05.2025 09:22
Оскорбляющее правосудие
Новый комментарий от Александр Т
09.05.2025 09:19
Конструкт национально-патриотической идеологии России
Новый комментарий от Александр Волков
09.05.2025 08:39
Есть ли в России социальная справедливость?
Новый комментарий от Туляк
09.05.2025 07:08
Идеологические посылы от Путина
Новый комментарий от Алекс
09.05.2025 07:01
Избран новый Папа Римский
Новый комментарий от Владимир Николаев
09.05.2025 06:17
«Еврокарфаген» должен быть разрушен!
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
09.05.2025 04:40