Завитые причудливо драконьими хвостами купола…
Сказочные огни горят: волшебные жар-птицы разбросали перья…
Новое чудо света – Храм Василия Блаженного (См. Н.Кокухин «Райский сад» – Ред. РНЛ) – росло медленно, стягивая и собирая в себе сгустки разнообразных сил.
Около Кремлёвской стены строительство храмов в честь одержанных военных побед началось с Василия III – в честь взятия им Смоленска…
Контраст потрясает: райское цветение внешности: и – угнетающе-мрачное, византийско-аскетическое нутро: будто жизнь не важна, всё равно отберут, распластайся крестом на полу, и подниматься не смей.
Казанское ханство, приплюсованное к Московскому государству, подразумевало некоторое сооружение, должное отметить победу сию.
Деревянный храм в честь Казанской победы простоял менее года: был разобран, слишком незначительный, и заложен на его месте каменный грядущий красавец.
В 1555 году началось строительство.
…этапы роста сложно воспроизвести буквально: слишком значительные временные пласты препятствуют оному; несколько версий вплетаются волокнами с историю…
Согласно одной архитектором храма был псковский мастер Постник Яковлев – по прозвищу Барма.
Другая версия более популярна, кровава, и наиболее часто озвучивается – два разных архитектора Барма и Постник были ослеплены грозным царём по завершению работы: чтобы не повторили нигде каменное чудо.
Есть и западноевропейская версия: согласно которой имя италийца, возведшего каменное диво, осталось неизвестным.
Восемнадцать церквей-престолов организуют единство храма: горевшего и восстановленного, уже навсегда осеняющего Москву, точно пульсирующего напряжением древней красоты…
Сердце Красной площади: и красного цвета много в соборе.
…интересно, что глубинного фундамента нет под собором: только высокий подклет на искусственно подсыпанном холме: что исключает легенду о нахождение в подвалах пресловутой библиотеки Грозного, византийских перлов и тайн.
Луковичные главы – сгруппированы вокруг центральной столпообразной церкви, завершённой шатром с маленькой главкой.
Шатёр – символ божественного Покрова, распростёртого над русской землёй.
Галереи и крыльца, изощрённость украшений, сияние каменных узоров и цветов…
Зима ли убеляет всё окрест – высится, сияя волшебным светом, собор…
Летом – и сам будто становится дополнительным источником света…
И исходит, исходит от него волнующе-таинственный световой столп, соединяющей с тайнами космоса…