Флотоводец… ведущий флот… на всём востоке известный, как непобедимый Ушак-паша; не потерявший в походе ни одного корабля – и ни один матрос не попал в плен: из тех, что плавали и воевали под его руководством…
Русско-турецкая война была для Ушакова первой: начиная в роли мичмана, быстро продивнулся до лейтенанта, особено отличившись при спасении на Дону припасов с затонувших транспортных судов; Ушаков, словно единый сгусток воли, целеустремлённый: и цель одна – флотовое торжество державы: с минимумом потерь.
Уже Ушаков лейтенант, командующий прамом, чуть позже – командир шестнадцатипушечного красавца: корабля нового типа «Модон».
Достаточно ли дел в мирное время – для флотоводца?
Вполне: и Ушаков ведёт из Рыбинска в Санкт-Петербург караваны со строевы лесом; вскоре он назначен командиром императорской яхты, однако, добивается быстрого перевода на линейный корабль…
На строящемся черноморском флоте Ушаков участвует в создание кораблей: как растут эти красавцы!
Широко и медленно вздымаются борта, пахнет свежим древом, постепенно поднимаются к небесам необходимые для морских странствий детали…
В развитие тактики парусного флота Ушаков вносит серьёзный вклад: опираясь на совокупность принципов подготовки флотовых сил, всё пропуская через призмы серьёзно наработанного опыта, Ушаков виртуозно перестраивал эскадру в боевой порядок при непосредственном сближение с противником, минимизируя время тактического разворачивания сил.
Свой корабль он ставил передовым: опасное положение не пугало, и пример Ушакова вдохновлял его офицеров.
Моментальная оценка боевой обстановки, суммарная оценка факторов – атака была решительной.
Ушаков – основатель русской тактической школы в военно-морском деле.
Сражение у мыса Калиакрия, где турецкий флот был усилен за счёт алжиро-тунисских корсаров, показало блестящие возможности Ушакова-флотоводца.
Корабли сталкивались друг с другом бортами, не выдерживая сносящих волн; флагман Ушакова, став передовым, вступает в бой с четырьмя кораблями противника, не давая им развить атаку; одновременно, сигналами призываются другие корабли, способные оказать подмогу.
Тактика Ушакова носила наступательный характер – полностью оправданный.
Нечто похожее развивалось в сражение у мыса Тендра, когда активная линия турков была окончательно разбита…
Волны, разлетаясь брызгами, любовались эстетической тактикой Ушакова…
Вот он – командующий военной эскадрой в Средиземном море, а цель – овладение Ионическими островами.
Здесь уже совместились – политические возможности Ушакова, талант флотоводца и государственный ум: сумма качеств, сыгравших роль в создание Греческой республики Семи Островов.
Множественность сделанного, определившая место Ушакова в истории, носила серьёзную световую составляющую, хоть и связана была с войнами и смертью.