Фотопрогулка по главному храму Москвы
У каждой столицы есть свой главный символ, по которому его узнают с первого взгляда. В Париже это Эйфелева башня, в Риме - Колизей, в Лондоне - часовая башня Биг-Бен, в Берлине - Бранденбургские ворота. А в Москве это храм Василия Блаженного, который расположен в самом центре столицы, на Красной площади. Он был построен по указу Царя Иоанна Грозного в 1555-1561 годах в честь покорения русскими войсками Казанского ханства, уцелевшего отростка бывшей Золотой Орды.
Храм был возведен русскими зодчими Бармой и Постником Яковлевым. Существует забавная легенда: Царь спросил у зодчих: «Можете ли построить еще одно чудо»? Они ответили: «Да, по милости Божией, можем». Царь приказал ослепить их - для того, чтобы чудо не повторилось.
Эта легенда не выдерживает абсолютно никакой критики. Царь Иоанн Грозный был весьма благочестивым и богобоязненным человеком и никогда не мог бы отдать такой нелепый приказ. Да и зачем коверкать жизнь талантливых русских людей, которые могут украсить родную землю другими архитектурными шедеврами?
Есть другая легенда, которая мне очень нравится. Василию Блаженному московский люд постоянно подавал милостыню. Он приходил на Красную площадь, становился лицом на восток и через плечо бросал мелочь.
- Это деньги на строительство храма, который будет возведен на этом месте, - говорил он, обращаясь к москвичам. - Храм будет назван моим именем.
И что удивительно: никто и никогда не прикасался к этим деньгам. Храм начали строить только тогда, когда набралась нужная сумма.
Эту хорошую и поучительную легенду сочинили, конечно же, очень благочестивые люди.
Жители Москвы полюбили замечательный храм и в воскресные и праздничные дни спешили в него на богослужение. Гости столицы (как отечественные, так и иностранные) считали своим долгом в первую очередь прийти на Красную площадь и своими глазами увидеть восьмое чудо света.
Академик Д. С. Лихачев писал: «Храм Василия Блаженного - сооружение удивительно нарядное, праздничное, похожее на гигантское растение, на цветущий куст. Отдельные части здания ( купола, орнаменты, раскраска) и в самом деле имели растительные формы, при этом очень сложные, затейливые и разнообразные».
Храм стал своеобразной визитной карточкой не только Москвы, но и всей России. А еще точнее, ее духовным символом.
- Это наш Небесный Иерусалим, - говорили москвичи, глядя на изумительные купола и на сияющие кресты на их главах. - Или иначе - Райский сад.
Много раз храму грозила серьезная опасность. Когда Наполеон Бонапарт вошел в Москву и увидел архитектурный шедевр, то был поражен его красотой. Он приказал перенести его в Париж. Однако его ждало разочарование: специалисты доложили, что у них, к сожалению, нет технических средств для осуществления задуманного. Раздосадованный вояка в гневе воскликнул:
- Так пусть же он никому не достанется! Взорвать!
Перед выходом из Москвы грабители заложили в стены храма взрывчатку и подожгли фитили. Наполеон прибыл на площадь, чтобы своими глазами увидеть гибель собора. Ему крупно не повезло - начавшийся сильный ливень погасил фитили.
В 1930-м году один из главарей большевистского режима Лазарь Каганович предпринял попытку уничтожить храм, он, мол, мешает проводить военные парады и многолюдные демонстрации. Хитрый еврей изготовил макет Красной площади и, придя на прием к Сталину, положил его на стол.
- Мы сделаем Красную площадь очень просторной, - сказал он, сдернув с макета храм Василия Блаженного.
- Лазарь, поставь на место! - жестким, не терпящим возражения тоном, произнес Сталин, не удостоив поникшего и ставшего как бы ниже ростом собеседника взглядом.
Через шесть лет другие большевистские функционеры предложили избавиться от храма, так как он, по их версии, мешал автомобильному движению. Они поручили архитектору и реставратору Петру Дмитриевичу Барановскому заняться его обмерами. Тот отказался.
- Это великое достижение духовной и архитектурной мысли русского народа, - сказал он. - Уничтожение его равносильно преступлению.
Большой и бескомпромиссный патриот, Барановский написал телеграмму Сталину, в которой указал, что снос храма «принесет политический вред советской власти». И сказал, что покончит с собой, если храм исчезнет. Угроза Петра Дмитриевича относилась прежде всего к антирусскому окружению вождя. Что касается Сталина, то он никогда бы не подписал указ о сносе столичного шедевра.
Храм не тронули, но Барановского сослали на несколько лет в ссылку...
Я часто прихожу в Райский сад. Это то же самое, что побывать в Небесном Иерусалиме. Но как мне его описать? Где найти нужные слова, чтобы передать его красоту, неповторимость, духовную силу и величие? Это превышает мое разумение и мои слабые возможности. Поэтому я передаю эстафету фотографиям, которые я сделал, - они гораздо лучше справятся с этой задачей.
Кокухин Николай Петрович, член Союза писателей России, член Союза журналистов России
Фото автора