Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие (Мк. 10, 14).
Ни одна из литератур христианской Европы не поднималась на такую духовную высоту, которой достигла русская литература, основанная на православно-христианских ценностях. Многие русские писатели, носители православной культуры, обращались в своих произведениях к духовно-нравственной теме детства: Л.Н. Толстой, С.Т. Аксаков, Ф.М. Достоевский, В.Г. Короленко, А.И. Куприн, Н.Г. Гарин-Михайловский, Д.Н. Мамин-Сибиряк, А.П. Чехов, И.А. Бунин, И.С. Шмелев и другие. Для наших классиков тема детства была важной, серьезной и сердечной, ибо они прекрасно понимали, что именно в детстве закладывается характер, осознаются духовные ценности, формируется нравственные основы - точки опоры в дальнейшей судьбе человека.
Прежде чем перейти к рассмотрению темы духовного детства, следует дать определение понятию «духовность». По мнению профессора А.И. Осипова, духовность – это Богоподобие, стремление подражать Идеалу – Господу нашему Иисусу Христу. Основой духовности является любовь - любовь к Богу и к ближнему. В Евангелии сказано: «Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает» (Ин. 4,12)». Духовные ценности – это и доброта, милосердие, сострадание, сочувствие чужой беде, целомудрие, смирение, кротость, чувство своего несовершенства, своей ничтожности пред Богом (иначе говоря, отсутствие гордыни); это и раскаяние в собственных грехах, покаяние, стремление к исполнению Евангелия в своей жизни, поиск высшей правды». Конечно, не все из перечисленных христианских добродетелей присущи детям в силу их раннего возраста.
Несмотря на то, что каждый художник слова освещает тему детства по-своему, все отечественные классики отмечают такие черты ребенка, как любовь к родителям, благодарность им, чистоту души, невинность, искренность, наивность, доброту, доверчивость, сострадание к чужому горю, отвращение ко лжи, неприятие зла, фальши и лицемерия. Именно эти природные свойства души ребенка подразумеваются в словах Спасителя, обращенных к ученикам: «Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него» (Мк. 10,15).
В русской классике основоположником детской темы по праву считается Л.Н.Толстой. В автобиографической повести «Детство» (1854г.) писатель поэтизирует эту славную пору в жизни человека. «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней?» - пишет Л.Н.Толстой. Детство, действительно, - самая счастливая, беззаботная пора в жизни человека, и это счастье напрямую зависит от атмосферы в семье.
В повести «Детство» Л.Н. Толстой описывает безмерную, безграничную взаимную любовь матери и десятилетнего сына. Главный герой повести, Николенька Иртеньев, горячо любит маменьку, любуется ею, часто целует её руки; именно она научила его молиться, и мальчик возносил к Богу горячие молитвы о родителях. «Станешь перед иконами, какое чувство испытываешь, говоря: «Спаси, Господи, папеньку и маменьку…» Повторяя молитвы, которые в первый раз лепетали детские уста мои за любимой матерью, любовь к ней и любовь к Богу как-то странно сливались в одно чувство!.. Еще помолишься о том, чтобы дал Бог счастья всем, чтобы все были довольны…» Иногда эти молитвы сопровождались у ребенка чистыми слезами умиления. «Прилетал ангел-утешитель, с улыбкой утирал слёзы эти и навевал сладкие грезы неиспорченному детскому воображению». В детстве, по словам Толстого, «невинная веселость и беспредельная потребность любви были единственными побуждениями в жизни».
Мать Николеньки была очень религиозной, и, несмотря на недовольство мужа, принимала в дом и сажала за стол юродивого Гришу. Мальчик тайком наблюдал за тем, как Гриша молится перед сном. «Я продолжал с чувством детского удивления, жалости и благоговения следить за всеми движениями и словами Гриши… Я чувствовал дрожь и замирание сердца. О, великий христианин Гриша! Твоя вера была так сильна, что ты чувствовал близость Бога, твоя любовь так велика, что слова сами собою лились из уст твоих – ты их не поверял рассудком… И какую высокую хвалу ты принес Его величию, когда, не находя слов, в слезах повалился на землю!..» Эта картина настолько сильно подействовала на воображение Николеньки, что на всю жизнь запечатлелась в его памяти.
Вот Николеньку и его брата отец везет в Москву для получения образования. Горестно и печально для него расставание с родным домом, с матерью, которую любил больше всего на свете. Через полгода маменька умирает в ужасных страданиях, успев лишь попросить благословение для детей: «Матерь Божия, не остави их!» При виде умершей матери Николенькой овладели чувства отчаяния и страха. Он задыхался от рыданий, стоя у ее гроба. Со смертью её закончилась для Николеньки счастливая пора детства.
Рано пришлось столкнуться со смертью и герою повести В.Г. Короленко «Дети подземелья» (1886г.). Детство представляется писателем как пора невинности и чистоты. Повествование ведется от первого лица - главного героя Васи, который мечтает быть любимым, переживает, что отец после смерти жены не обращает на него никакого внимания. «Моя мать умерла, когда мне было шесть лет… Я же рос, как дикое деревцо в поле… Никто не окружал меня заботливостью…» Мальчик из благополучной семьи судьи сталкивается с членами «дурного общества» - с нищей семьей воров, живущей в сумрачном, холодном, сыром склепе заброшенной часовни. Он сближается с «детьми подземелья» - семилетним Валеком и четырехлетней Марусей; его не смущает различное социальное положение его и его новых друзей. Чувствительный одинокий Вася испытывает острое чувство жалости к маленькой болезненной, всегда грустной и вечно голодной Марусе, о которой Валек сказал, что «серый камень высосал у неё жизнь». При виде её слезы подступали к его глазам. Вася проявляет сострадание, доброту и благородство, помогая обездоленным. Он с разрешения сестры Сони относит Марусе куклу, подарок покойной матери. Мальчик знает, что красть плохо, но ему безумно хочется порадовать бедную, тяжелобольную девочку, никогда в жизни не имевшую игрушек. Маруся несказанно обрадовалась кукле. Отец негодует, узнав, что сын украл у сестренки куклу. Мальчик признается, что взял куклу, но об остальном молчит. Слезы лились из его глаз, но внутри «поднималась жгучая любовь» к тем, кто пригрел его в старой часовне. Отец Маруси приходит в дом судьи и рассказывает про дружбу детей. Он же возвращает куклу и сообщает, что Маруся умерла. Отец теперь понимает, что его сын – добрый и отзывчивый человек, что он несправедливо обвинил Васю в воровстве, и просит у него прощение. Он разрешает сыну проститься с Марусей. При виде мертвой подруги Вася смутно начинает познавать таинство смерти, что играет важную роль в становлении его внутреннего мира. Часто с Соней, а иногда и с отцом он посещает могилку Маруси. И, покидая город навсегда, дети «произносили над маленькой могилкой свои обеты». Так ребенок оказался нравственнее и чище взрослых: отец учится у сына пониманию истинного добра и правды.
Велико влияние семьи на духовное становление ребенка, ибо именно в семье он воспринимает уроки христианской нравственности на примере своих родителей. Действие в автобиографической повести Н.Г. Гарина-Михайловского «Детство Тёмы» (1892г.) происходит в семье генерала в отставке Николая Семеновича Карташева, который как бывший военный противится сентиментальному воспитанию сына Тёмы. Мать же, наоборот, считает, что ребенка нельзя запугивать, наказывать телесно, чтобы не унизить в нём человеческое достоинство. Первая встреча читателя с Тёмой происходит, когда он нечаянно сломал любимый отцовский цветок. Писатель прекрасно передает детскую психологию: мальчик не признается в содеянном, так как боится наказания. Отец жестоко выпорол сына, несмотря на его вопли о прощении. Такую экзекуцию Тёма запомнит на всю жизнь: ведь дети особенно остро ощущают несправедливость. Автор показывает, что ребенок тяжелее переносит не физическую боль наказания, а нравственное страдание.
Испытывая ненависть к отцу, который поднял на него руку, мальчик, чувствуя теплое отношение матери к себе, охотно рассказывает ей о своих несчастьях в тот день. В ответ мать говорит ему, что он трус, так как весь день боялся сказать правду. «Мать встала, подошла к киоту, вынула оттуда Распятие и села опять возле сына…. «Бог, - сказала она, - принял вид человека и сошел с неба на землю. Ты знаешь, зачем Он пришел? Он пришел научить людей говорить и делать правду. Ты видишь, у Него на руках, на ногах и вот здесь кровь? – Вижу. – Эта кровь оттого, что Его распяли, то есть повесили на кресте… Как ты думаешь, отчего Он позволил Себя распять, когда мог бы взглядом уничтожить этих дурных людей, которые Его умертвили?... Оттого, что Он не боялся правды, оттого, что правда была Ему дороже жизни, оттого, что Он хотел показать всем, что за правду не страшно умереть. И когда Он умирал, Он сказал: «Кто любит Меня, кто хочет быть со Мной, тот должен не бояться правды». Вот когда ты вырастешь и узнаешь, что нельзя было бы жить на земле без правды, тогда ты не только перестанешь бояться правды, а полюбишь её так, что захочешь умереть за неё, тогда ты будешь храбрый, добрый, любящий мальчик…» Тёма молча обнял мать и спрятал голову на её груди».
После раскаяния Тёму переполняют возвышенные чувства. Он вспоминает о Жучке, любимой собачке, которую какой-то злодей бросил в старый заброшенный колодезь. Ценой невероятных усилий Тёма спасает Жучку, но этот подвиг закончился для него горячкой и несколькими месяцами тяжелой болезни. Наконец, здоровый организм ребенка взял верх: жизнь победила смерть!
В книге С.Т. Аксакова «Детские годы Багрова-внука» (1858г.) глубоко раскрыт внутренний, душевный мир Сережи Багрова. Сережа – тонко чувствующий ребенок: он обожает маленькую сестренку, приходит в неописуемый восторг при виде крестного хода, падает в обморок от потрясения при известии о возвращении домой после лечения горячо любимой маменьки. Автор проводит своего маленького героя сквозь все впечатления деревенской жизни и природы. Рисуя прекрасные картины Южного Урала, он показывает любовь Сережи к природе. Поэзия природы, осознание своего единства с ней пришли к Сереже во время первой весны в деревне и сложились под влиянием отца и дядьки Евсеича: «Величие красот Божьего мира незаметно ложилось на детскую душу». Природа благотворно влияет и на физическое состояние ребенка.
Здесь мы снова видим проблему общения детей и родителей. Автор трогательно описывает взаимоотношения Сережи с матерью. Мать самоотверженно выхаживает горячо любимого сына, обреченного, по мнению врачей, на смерть. Долгие месяцы она, не зная ни сна, ни отдыха, просиживала у его постели, постоянно молясь. Выздоровление сына она приписывала бесконечному милосердию Божию. Мальчик привязывается к матери, растет взаимная любовь и понимание друг друга. Мать становится для Сережи самым большим авторитетом, самым дорогим и любимым человеком в мире. Он делится с ней всем увиденным, всем пережитым. Добросердечие и любовь к ближнему, которые мать воспитала в Сереже, вызывают у мальчика сочувствие к подневольному положению крепостных крестьян, жалость к ним. «Невыразимое чувство сострадания к работающим с таким напряжением сил на солнечном зное охватило мою душу», - признается Сережа. Растет милосердный человек, умеющий чувствовать чужую боль, сострадать.
Повесть Д.В. Григоровича «Гуттаперчевый мальчик» (1883), рассказы Ф.М. Достоевского «Мальчик на елке у Христа» и А.П. Чехова «Ванька» (1886) воспитывали в юных читателей чувства жалости и сострадания к чужому горю. Рассказ А.П. Чехова «Ванька» - это отчаянный крик детской души, взывающей о помощи. Ваня пишет дедушке о тяжелой жизни среди жестоких чужих людей: «Милый дедушка, сделай Божецкую милость, возьми меня отсюда домой, на деревню, нету никакой моей возможности… Кланяюсь тебе в ножки и буду вечно Богу молить, увези меня отсюда, а то помру». Не зная точного адреса, Ванька пишет: «На деревню дедушке». Как жаль бедного сироту! Здесь звучит мотив одиночества человека в горе, неспособности людей к взаимопомощи и поддержке.
В начале ХХ века ребенок оказался в центре творческих исканий многих художников слова Серебряного века. Феномен детства привлек внимание И.А. Бунина, Л.Н. Андреева, Б.К. Зайцева, И.С. Шмелева.
Детская душа – это чистая доска, и что будет написано на ней – добро или зло, во многом зависит от творцов процесса созидания: родителей, воспитателей, родственников, учителей. По мудрому высказыванию святителя Феофана Затворника, «воспитание – самое святое из всех святых дел». Большое влияние на духовное становление ребенка оказывает личность учителя, его мировоззрение, образ жизни. В рассказе И.А. Бунина «Цифры» (1906г.) в качестве учителя выступает родной дядя мальчика; от лица дяди и ведется повествование. Обращаясь к животрепещущей теме взаимоотношений взрослых и детей, автор раскрывает психологию взрослого в конфликте с ребенком, показывает, что взрослым не просто строить свои отношения с детьми. Задача и тех, и других состоит в том, чтобы понять и простить друг друга. Дядя обращается к любимому племяннику: «Если после ссоры я говорю тебе ласковое слово, ты порывисто целуешь меня, в избытке преданности и нежности, на которые способно только детство! Но это была слишком крупная ссора!...» И далее следует рассказ о конфликте между ними. Дело в том, что мальчик стремился немедленно осуществить свою мечту – научиться цифрам - и попросил дядю показать, как пишутся цифры. Дядя откладывает это занятие на следующий день – потерпи! В ответ ребенок стал мстить дяде: опрокидывал стулья, с силой бил ногами в пол, грубил дяде. Дядя наказал племянника. От обиды племянник закатил истерику, призывал на помощь маму и бабушку, но те приняли сторону дяди, не стали потакать капризам – смирись! И мальчик смирился и попросил у дяди прощения – дети быстро забывают обиду. Дядя смилостивился и стал учить ребенка цифрам. Оба счастливы. Что же хотел этим рассказом сказать читателям Бунин? Конечно, дядя в воспитательных целях правильно поступил, что выдержал характер, дабы в будущем мальчик капризами, криком и плачем не одерживал бы победы над взрослыми, но сам дядя сомневался в правильности своего поведения в отношении любимого племянника, если спустя много лет помнил об этом инциденте. Он чувствовал, что в чем-то был неправ, наказав ребенка, но гордыня не позволила ему тотчас же после ссоры пожалеть плачущего малыша и помириться с ним. Дядя хотел научить ребенка христианским добродетелям – терпению и смирению, однако сам был подвержен гневу и гордыне.
Одним из величайших художников слова ХХ века является Иван Сергеевич Шмелев. Шмелев – яркий, самобытный православный писатель, и его «Лето Господне» (1948г.) проникнуто светом и добротой христианской любви. «Лето Господне» - книга о религиозном осмыслении бытия, о помощи Божией в деле спасения человека. Это лучшая книга о православном быте русского человека, хотя быт в ней – не главное, а главное – встреча мира Православия с детской душой. Название книги символично: это цитата из Евангелия от Луки (Лк. 16,21). Перед читателем проходит церковный богослужебный год: отражены все основные праздники и церковные обряды. В романе «Лето Господне» Шмелев, как никто другой, сумел передать дух русского народа, сумел показать, как ребенок впитывает духовные традиции предков. По справедливому замечанию И.А. Ильина, идея книги Шмелева выражается в «древней глубине общенародной памяти».
Действие происходит в замоскворецкой купеческой семье, в которой царит атмосфера Православия, сердечности, радости. В центре романа – образ семилетнего Ванюши, вокруг которого вращается мир «Лета Господня»; этот мир рисуется глазами маленького ребенка. Шмелев показывает любовь мальчика к родителям, к ближнему, любовь-всепрощение. В романе даны яркие образы отца, Горкина, старого плотника, живущего в семье на правах «опекуна» Вани, приказчика Василь Василича. Горкин, смиренно считающий себя великим грешником, сыграл большую роль в формировании характера Вани, его мировоззрения, жизненных ценностей, а главное – заложил в него истину Православия. «Горкин так наставлял меня: - Православная наша вера, русская…она, милок, самая хорошая, веселая! И слабого облегчает, уныние просветляет, и малым радость». Так истина Православия проникает в душу ребенка.
Основные части «Лета Господня» обозначены так: «Праздники», «Радости», «Скорби». Праздник содержит в себе что-то священное, таинственное и чудесное. Подлинный праздник всегда религиозен. Осознание праздников входит в детскую душу Вани сильным чувством и возносит её до Горнего. Автор передает то состояние Благодати, в котором жил человек верующий, православный. В старой Москве Рождество праздновали пышно и радостно. Иван Шмелев рассказывает о той поре с трепетным восторгом: «В Сочельник, под Рождество, - бывало, до звезды не ели. Кутью варили из пшеницы, с медом… Ставили под образа, на сено. Почему? А будто – дар Христу. Ну…будто Он на сене, в яслях. Бывало, ждешь звезды, протрешь все стекла. На стеклах лед, с мороза. Вот, брат, красота-то! Ёлочки на них, разводы, как кружевное… И звон услышишь…Морозный, гулкий - прямо серебро….тугое серебро, как бархат звонный. И всё запело, тысяча церквей играет».
На Пасху отец устраивает иллюминацию в своей приходской церкви и даже в Кремле. А вот как описывает Иван Шмелев празднование Дня Святой Троицы: «Солнце слепит глаза, кто-то отдернул занавеску. Я жмурюсь радостно: Троицын день сегодня! Над моей головой зеленая березка дрожит листочками. У кивота, где Троица, тоже засунута березка, светится в ней лампадочка. Комната кажется мне другой, что-то живое в ней….Я гуляю по комнатам. Везде у икон березки. И по углам березки, в передней даже, словно не дома, а в роще. И пахнет зеленой рощей…
Мы идем все с цветами. Ограда у Казанской зеленая, в березках. Ступеньки завалены травой так густо, что путаются ноги. Пахнет зеленым лугом, размятой сырой травой. В дверях ничего не видно от березок, все задевают головами, раздвигают. Входим как будто в рощу. В церкви зеленоватый сумрак и тишина, шагов не слышно, засыпано всё травой… Теплятся в зелени лампадки. Лики икон, в березках, кажутся мне живыми – глядят из рощи. Березки заглядывают в окна, словно хотят молиться…Я слышу – поют знакомое: «Свете Тихий», а потом вдруг то самое…редкостное такое, страшно победное: «Кто Бог велий, яко Бо-ог наш? Ты еси Бо-ог, творя-ай чу-де-са!» Это не наша церковь: это совсем другое. Там, в березках, невидимо, смотрит на нас Господь во Святой Троице, таинственные Три Лица, с посошками. И ничего не страшно». Ребенок ощущает присутствие Бога в каждом событии. Христос – везде, а потому «ничего не страшно».
Но не только радости сопровождают детство верующего ребенка. Наступают и скорби – болезнь и кончина отца. Ваня потрясен смертью отца до такой степени, что потерял сознание у его гроба. Горкин успокаивает больного ребенка: «А плачешь-то чего? Ра-до-ваться об таких усопших надоть, а ты… Все души бессмертныи, не отмирают…» «Лето Господне» завершается пением «Трисвятой песни» на похоронах отца.
После прочтения книги Шмелева невольно делаешь вывод: только в семье возможно воспитание детей на основе духовных и нравственных ценностей Православия, и как полезно основы веры и все нравственные начала закладывать именно в детстве.
Замечательный русский писатель К.Г. Паустовский создал рассказ-сказку «Теплый хлеб» (1954 г.). Во времена безбожия автор не мог открыто учить детей правде Христовой, поэтому он избрал форму притчи, назвав свои произведения для детей сказками. В «Теплом хлебе» рассказывается о злом мальчике Фильке, который не дал голодному раненому коню кусок хлеба. За этот его грех, за злое, жестокое дело вся деревня была наказана страшным морозом, сковавшим реку толстым слоем льда. Мельница не могла работать, зерно не молол старый мельник Панкрат, за отсутствием муки жителям деревни грозила голодная смерть. Писатель как бы говорит, что Господь так устроил, что люди несут ответственность не только за себя, но и за всех, с кем они связаны. Филька решил исправить содеянное. Глубокой ночью, в сильную пургу, преодолевая страх, он побежал к мельнику Панкрату – это был его путь к покаянию. Филька чистосердечно устыдился злого поступка и покаялся перед Панкратом. Он созвал ребят со всей деревни, и они начали колоть лед около мельницы; им помогали взрослые. В результате упорного труда лед поддался, показалась вода, мельница стала работать. Из муки люди напекли горячий хлеб. Филька принес большой кусок хлеба раненому коню. Конь при виде Фильки попятился назад, но, увидев слезы на глазах мальчика, взял из его рук хлеб, а потом, насытившись, доверчиво положил голову на плечо Фильки.
Этот рассказ так же, как и написанные прежде рассказы «Муму» И.С. Тургенева (1852), «Каштанка» А.П. Чехова и др., учат юных читателей доброжелательному отношения к нашим меньшим братьям. Святейший Патриарх Кирилл сказал: «Надо любить животных, потому что, проявляя любовь к животным, мы тренируем наши человеческие эмоции, становимся более человечными».
Небольшой объем статьи не позволяет рассказать о бесчисленных сочинениях нашей литературы о детях, но уже на основании названных произведений можно сделать вывод о том, что православная вера и высота нравственных идеалов питали нашу классику.
В великой русской литературе заключены нравственные установки, высшие ценности бытия, сердечная теплота христианской любви, и надо приобщать детей к этим святыням. Детская литература развивает в ребенке любовь к добру, возвышает его душу примерами самоотвержения, учит преодолевать эгоизм, воспитывает осуждение пороков и человеческих слабостей. Она развивает в них и эстетическое чувство, которое является источником всего прекрасного. В наш жестокий, холодный и расчетливый век эти произведения воспитывают в юных читателях человеколюбие, доброту, уважение к родителям, женщине-матери, сострадание к горю ближнего, помогают лучше понимать жизненные ценности, заставляют задумываться над смыслом жизни. Во имя национального спасения и во исцеление искаженных душ, потерявших ориентиры, спутавших понятия о добре и зле, необходимо обратиться к изучению духоносных основ русской классической литературы.