Район Фанар, европейская часть Константинополя, игра огней обыденности, и Софроний, несущий жезл – не зримый, разумеется, - национального возрождения Болгарии, чей дух обескрылен, как будто, турецким владычеством – идёт встречаться с лидерами фанариотов…
Они богаты, золото знакомо им, как ежедневный хлеб, они, некоторые из них, разделяют комплекс идей Софрония: стремительного и страстного, мечтающего о расцвете болгарского духа и слова, и иные представители оного пласта византийских насельников, готовы поддержать…
Жизнь самого Софрония – яростная и яркая, молитвенная и подвижническая, силовое поле её играет и в современности – словно втягивая световой воронкой в себя, чтобы доказать: не хлеб и мясо, вино и объятие составляют суть жизнь, плоть души жива не этим…
Владислав – в миру – из города Котел: болгарский, маленький, рельефный; семья продавца скота насыщена онтологической обыденностью бытия, строящегося именно – ради хлеба и вина, мяса и размножения; но Владислав, посещая школу при монастыре в родном граде, демонстрирует способности, слишком отличные от тех, что потребны, дабы удержаться в пределах обыкновенности.
Он погружается в греческие и славянские книжные миры, входит в их сияющие пласты, он изучает все возможности слова, постигая тугую его, лучевую силу.
К религии – духовному мёду: особый интерес; погружение в неё приводит к рукоположению в священники.
Он учительствует, он пишет, он встречается с Паисием Хилендарским, и постигает его «Историю славяно-болгарскую»; он едет на Афон: священная гора – как образ световой вертикали.
Странствия начинаются.
Они приводят к епископству – под именем Софрония; тогда разворачивается и активность его общественной деятельности; в частности, Софроний инициирует отправку делегации от Врацы в Москву…
Османы давят – православие им: помеха.
Османы давят.
Как шелудивого пса гонят Софрония – разные вариации музыки жизни познаёт.
Кафедра оставлена; раскрывается Бухарест, Софроний – во время русско-турецкой войны – призывает болгар содействовать русским…
Точные даты смерти и рождения неизвестны, как будто неважно это; именно Бухарест становится его писательской нивой: множественность трудов благотворна.
Софроний – автор первой печатной, новоболгарской книги: как смотрится прекрасный «Неделник», сияя глубиною своей!
Сборники правил и наставлений для всех церковных праздников распускаются словесными садами; и гудит, кровоточит, играет смирением и многими красками бытия Житие – уникальная автобиография Софрония: подвижника и мастера молитвы, виноградаря духовных болгарских лоз, мужественного и светлого героя болгарского духа.