«Я ничего не могу творить Сам от Себя… ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца»
Ин. 5, 30
I
В 1839 году в журнале «Отечественные записки» (№ 8) было опубликовано стихотворение Михаила Лермонтова «Три пальмы» (оно имеет подзаголовок «Восточное сказание»). Современники встретили его по-разному. Известный критик Виссарион Белинский отозвался о нем с большой похвалой. «На Руси явилось новое могучее дарование – Лермонтов, - писал он в письме общественному деятелю и поэту Н. Станкевичу, пересылая ему за границу журнал с опубликованным произведением. – Какая образность, так все и видишь перед собою, а, увидев раз, никогда уже не забудешь! Дивная картина – так и блестит всею яркостью восточных красок! Какая живописность, музыкальность, сила и крепость в каждом стихе!»
Совсем по-другому прочитал стихотворение революционный демократ Н. Чернышевский. «Жаль этих прекрасных пальм, не правда ли? – задается он вопросом. – Но что ж, ведь не век было расти и цвести им, - не ныне, так завтра, не завтра, так через год умерли бы они, - ведь уже и листья их начинали вянуть: смерти не избежит никто. Так не лучше ли умереть для пользы людей, нежели бесполезно? Не надобно ли, жалея о прекрасных пальмах, с тем вместе признать, что смерть их была лучшею, прекраснейшею минутою всей их жизни, потому что они умерли для спасения людей от холода и хищных зверей?..
Когда хорошенько подумаешь обо всем этом, невольно скажешь: хороша жизнь, но самое лучшее счастье не пожалеть, если надобно, и самой жизни своей для блага людей».
Многие литературоведы отмечали связь стихотворения М. Лермонтова с одним из фрагментов «Подражаний Корану» А. Пушкина. Связь действительно есть: у Лермонтова на Бога ропщут три пальмы, которые росли «в песчаных степях аравийской земли», а у Пушкина – путник, который блуждал в пустыне «три дня и три ночи». На этом аналогия заканчивается, и продолжать дальнейшие поиски, чтобы уловить еще какую-то «связь», бессмысленно – оба произведения совершенно самостоятельны.
Ни В. Белинский, ни тем более Н. Чернышевский, ни советские литературоведы не дали, к сожалению, глубинной христианской оценки лермонтовской притчи. Она, эта оценка, лежит в духовной плоскости.
II
О чем повествует «Восточное сказание»?
В Аравийской пустыни росли три пальмы; в их тени журчал холодный ручей. Многие годы к пальмам никто не приходил, чтобы отдохнуть в их тени и утолить жажду из родника.
И стали три пальмы на Бога роптать:
«На то ль мы родились, чтоб здесь увядать?
Без пользы в пустыне росли и цвели мы,
Колеблемы вихрем и зноем палимы,
Ничей благосклонный не радуя взор?..
Не прав твой, о небо, святой приговор!»
Не успели они произнести эти слова, как вдали показался караван верблюдов; через некоторое время арабы-кочевники разбили в тени пальм походный лагерь и утолили жажду прохладной водой из родника.
А потом произошло нечто неожиданное.
Но только что сумрак на землю упал,
По корням упругим топор застучал,
И пали без жизни питомцы столетий!
Одежду их сорвали малые дети,
Изрублены были тела их потом,
И медленно жгли их до утра огнем.
Неужели такое могло произойти? Неужели у арабов-кочевников не было ни капли жалости к пальмам? Неужели они не понимали, что сотворили зло? Вопросы остаются без ответа – утром караван снялся с места и продолжил свой путь.
И ныне все дико и пусто кругом –
Не шепчутся листья с гремучим ключом:
Напрасно пророка о тени он просит –
Его лишь песок раскаленный заносит
Да коршун хохлатый, степной нелюдим,
Добычу терзает и щиплет над ним.
III
Вот и вся печальная история. Какой же вывод следует из нее? Три пальмы не захотели жить по воле Божией, им захотелось жить по своей воле. То есть они проявили непослушание своему Творцу. Почему они так себя повели? Причина тут одна – непомерная гордыня.
Непослушание Богу, как видим, неумолимо ведет к гибели.
Когда Россия жила в согласии с Богом, то все было хорошо. Но когда она проявила своеволие и отказалась от Бога, то есть вышла из благого послушания Ему, то все изменилось: мы пожали безбожную смуту 1917-го года, затем гитлеровское нашествие. Но и этого оказалось мало: пришла бесовская перестройка, и наша страна окунулась в страшный омут разрухи и еще большего духовного одичания.
Современная жизнь на каждом шагу напоминает нам о притче гениального поэта.
Разгул сатанизма на просторах России – это бесславный конец аравийских пальм;
Насаждение безнравственных начал (однополые браки, сексуальное «воспитание» в школах и т. д.) - это бесславный конец аравийских пальм;
«Зеленая улица» наркотикам, табаку, алкогольным напиткам – это бесславный конец аравийских пальм;
Разорение семей с помощью «ювенальной юстиции» - это бесславный конец аравийских пальм;
Убийство детей во чреве – это бесславный конец аравийских пальм;
Кровавые события на Украине – это бесславный конец аравийских пальм.
Каждый день и каждый час приносят нам тревожные, апокалиптического оттенка, новости. Жизнь становится такой, что содрогается сердце, а ум отказывается верить в случившееся. И что же? Народ как-то встрепенулся, пришел в ужас, опомнился? В храмах стало так тесно, что не продохнуть? Ничего подобного, люди ведут себя так, как будто ничего не случилось, как будто темные тучи не покрыли российский небосклон.
Может ли произойти чудо? Может ли что-то измениться? Может ли наступить рассвет?
Да, может. Но только при одном непременном условии: если русский народ отбросит свою греховную волю и станет творить волю Божию.
Николай Петрович Кокухин, член Союза писателей России, член Союза журналистов России