Бесславный конец аравийских пальм

К 210-летию со дня рождения М. Лермонтова

0
195
Время на чтение 6 минут

 

«Я ничего не могу творить Сам от Себя… ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца»

Ин. 5, 30

 

I

 

В 1839 году в журнале «Отечественные записки» (№ 8) было опубликовано стихотворение Михаила Лермонтова «Три пальмы» (оно имеет подзаголовок «Восточное сказание»). Современники встретили его по-разному. Известный критик Виссарион Белинский отозвался о нем с большой похвалой. «На Руси явилось новое могучее дарование – Лермонтов, - писал он в письме общественному деятелю и поэту Н. Станкевичу, пересылая ему за границу журнал с опубликованным произведением. – Какая образность, так все и видишь перед собою, а, увидев раз, никогда уже не забудешь! Дивная картина – так и блестит всею яркостью восточных красок! Какая живописность, музыкальность, сила и крепость в каждом стихе!»

Совсем по-другому прочитал стихотворение революционный демократ Н. Чернышевский. «Жаль этих прекрасных пальм, не правда ли? – задается он вопросом. – Но что ж, ведь не век было расти и цвести им, - не ныне, так завтра, не завтра, так через год умерли бы они, - ведь уже и листья их начинали вянуть: смерти не избежит никто. Так не лучше ли умереть для пользы людей, нежели бесполезно? Не надобно ли, жалея о прекрасных пальмах, с тем вместе признать, что смерть их была лучшею, прекраснейшею минутою всей их жизни, потому что они умерли для спасения людей от холода и хищных зверей?..

Когда хорошенько подумаешь обо всем этом, невольно скажешь: хороша жизнь, но самое лучшее счастье не пожалеть, если надобно, и самой жизни своей для блага людей».

Многие литературоведы отмечали связь стихотворения М. Лермонтова с одним из фрагментов «Подражаний Корану» А. Пушкина. Связь действительно есть: у Лермонтова на Бога ропщут три пальмы, которые росли «в песчаных степях аравийской земли», а у Пушкина – путник, который блуждал в пустыне «три дня и три ночи». На этом аналогия заканчивается, и продолжать дальнейшие поиски, чтобы уловить еще какую-то «связь», бессмысленно – оба произведения совершенно самостоятельны.

Ни В. Белинский, ни тем более Н. Чернышевский, ни советские литературоведы не дали, к сожалению, глубинной христианской оценки лермонтовской притчи. Она, эта оценка, лежит в духовной плоскости.

 

II

 

О чем повествует «Восточное сказание»?

В Аравийской пустыни росли три пальмы; в их тени журчал холодный ручей. Многие годы к пальмам никто не приходил, чтобы отдохнуть в их тени и утолить жажду из родника.

 

                И стали три пальмы на Бога роптать:

                «На то ль мы родились, чтоб здесь увядать?

                Без пользы в пустыне росли и цвели мы,

                Колеблемы вихрем и зноем палимы,

                Ничей благосклонный не радуя взор?..

                Не прав твой, о небо, святой приговор!»

 

Не успели они произнести эти слова, как вдали показался караван верблюдов; через некоторое время арабы-кочевники разбили в тени пальм походный лагерь и утолили жажду прохладной водой из родника.

А потом произошло нечто неожиданное.

 

                Но только что сумрак на землю упал,

                По корням упругим топор застучал,

                И пали без жизни питомцы столетий!

                Одежду их сорвали малые дети,

                Изрублены были тела их потом,

                И медленно жгли их до утра огнем.

 

Неужели такое могло произойти? Неужели у арабов-кочевников не было ни капли жалости к пальмам? Неужели они не понимали, что сотворили зло? Вопросы остаются без ответа – утром караван снялся с места и продолжил свой путь.

 

                И ныне все дико и пусто кругом –

                Не шепчутся листья с гремучим ключом:

                Напрасно пророка о тени он просит –

                Его лишь песок раскаленный заносит

                Да коршун хохлатый, степной нелюдим,

                Добычу терзает и щиплет над ним.

 

  III

 

Вот и вся печальная история. Какой же вывод следует из нее? Три пальмы не захотели жить по воле Божией, им захотелось жить по своей воле. То есть они проявили непослушание своему Творцу. Почему они так себя повели? Причина тут одна – непомерная гордыня.

Непослушание Богу, как видим, неумолимо ведет к гибели.

Когда Россия жила в согласии с Богом, то все было хорошо. Но когда она проявила своеволие и отказалась от Бога, то есть вышла из благого послушания Ему, то все изменилось: мы пожали безбожную смуту 1917-го года, затем гитлеровское нашествие. Но и этого оказалось мало: пришла бесовская перестройка, и наша страна окунулась в страшный омут разрухи и еще большего духовного одичания.

Современная жизнь на каждом шагу напоминает нам о притче гениального поэта.

Разгул сатанизма на просторах России – это бесславный конец аравийских пальм;

Насаждение безнравственных начал (однополые браки, сексуальное «воспитание» в школах и т. д.) - это бесславный конец аравийских пальм;

«Зеленая улица» наркотикам, табаку, алкогольным напиткам – это бесславный конец аравийских пальм;

Разорение семей с помощью «ювенальной юстиции» - это бесславный конец аравийских пальм;

Убийство детей во чреве – это бесславный конец аравийских  пальм;

Кровавые события на Украине – это бесславный конец аравийских пальм.

 Каждый день и каждый час приносят нам тревожные, апокалиптического оттенка, новости. Жизнь становится такой, что содрогается сердце, а ум отказывается верить в случившееся. И что же? Народ как-то встрепенулся, пришел в ужас, опомнился? В храмах стало так тесно, что не продохнуть? Ничего подобного, люди ведут себя так, как будто ничего не случилось, как будто темные тучи не покрыли российский небосклон.

Может ли произойти чудо? Может ли что-то измениться? Может ли наступить рассвет?

Да, может. Но только при одном непременном условии: если русский народ отбросит свою греховную волю и станет творить волю Божию.

 

Николай Петрович Кокухин, член Союза писателей России, член Союза журналистов России

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Николай Петрович Кокухин
Ученица Апостола Павла
Память 7 октября
07.10.2024
«Они приглашают нас в Райские Чертоги»
Рассказ о том, как преподобная Евфросиния Полоцкая пришла в гости к Евфросинии Московской
27.09.2024
Величайшая русская трагедия
Мысли о новой книге митрополита Тихона (Шевкунова)
09.09.2024
Райский сад
15 августа – память блж.Василия, Христа ради юродивого, Московского чудотворца
14.08.2024
Бастилия
Рассказ
05.08.2024
Все статьи Николай Петрович Кокухин
Последние комментарии
Религиозная амбивалентность?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
07.11.2024 13:14
«Хиджабы, никабы, ещё нужно разобраться, что это такое»
Новый комментарий от Русский танкист
07.11.2024 12:49
Уроки от Иуды
Новый комментарий от Русский Сталинист
07.11.2024 12:33
Стоит ли православным праздновать дату Октябрьской революции?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
07.11.2024 12:31
Православный или «квазижидовский»?
Новый комментарий от Сергей Сидоренко
07.11.2024 11:59
«Начнёт самодеятельность – получит пулю в голову»
Новый комментарий от Георгий Н.
07.11.2024 11:59