.
Науки юношей питают.
А. Пушкин
26 июня текущего года в школьной библиотеке поселка Богандинский основатель и бессменный руководитель фонда «Возрождение Тобольска» Аркадий Григорьевич Елфимов вручил мне знак отличия «ОРДЕН КНИГИ».
У меня уже есть несколько общественных наград, и все они связаны с моими литературными трудами. И никак я не предполагал, что этот знак произведет на меня такое впечатление.
Первым делом, когда вернулся домой, взял с полки несколько томиков, авторы которых рассказывают о своей любви к книгам. Все они изданы в советское время. В одной из них, Владимира Лидина «Друзья мои - книги», страницы сразу открылись на том месте, где встретился заголовок настоящей статьи. Мистика?! Или случай, о котором так много часа за три до этого в школьной библиотеке говорил Аркадий Григорьевич?
Любой орден традиционно предполагает наличие девиза. В нашем случае не орден, а знак отличия. И все же оправданно и в этом случае иметь девиз. Попросил Елфимова, чтобы он, не задумываясь, ответил на этот вопрос. И вот его реакция: «Книга - первооснова всего».
Фактически созвучно библейскому - «Вначале было Слово».
На мой взгляд, такой экспромт для девиза подходит замечательно.
Но всё же рискну ещё поразмышлять на эту тему. Словарь Даля дает очень лаконичное определение девиза - «Краткое изречение, надпись на гербах, орденах и пр.».
Один из самых знаменитых - английский орден Подвязки (название странноватое) - имеет такой девиз: «Пусть стыдится подумавший плохо об этом». Так что учредители орденов фантазию свою в выборе девиза не ограничивают.
Придумал знак отличия «ОРДЕН КНИГИ» А. Елфимов. После вручения спросил его, почему он решил создать такой знак. Ответ прозвучал примерно так - «для популяризации книги, для пропаганды чтения».
Для меня мотивация Елфимова очевидна: созданием этой награды он хочет выразить свою признательность, не побоюсь сказать - любовь, тем, кто душой откликается на содействие его трудам в создании уникальных книг.
Поскольку деньги точно не могут быть главной движущей силой в той огромной работе, что проделана соработниками Елфимова за тридцать лет существования фонда.
«Соработникам-библиофилам - с любовью» - вполне вписывается в логику решения издателя А.Г. Елфимова.
Почему «библиофилам» - в данном случае в смысле знатоков книги, по-настоящему любящих её. «Создатель книги» - синонимов в наших словарях этому определению не нашлось. А ведь книга появляется не только благодаря автору. Работают нередко и художник, и фотограф, и дизайнер, и ученые-исследователи, чтобы печатная продукция стала шедевром.
Писатель Н.Д. Телешов, подводя полувековой итог издательской деятельности одного из самых легендарных издателей России И.Д. Сытина, сказал про него: «Всё - во имя книги!». И такой девиз также оправдан для нашего случая.
Впрочем, какой девиз выбрать, это дело самого А.Г. Елфимова.
Теперь несколько слов о знаке отличия. Во-первых, поздравляю Аркадия Григорьевича с рождением такой идеи. В русскоязычном пространстве интернета даже словосочетания такого не встретилось. Никаких следов чего-то подобного не удалось обнаружить с помощью английского языка, на котором продолжает выходить большая часть информации в мире. Так что мировая сенсация!
О материальном воплощении замысла. Всё сделано с большим вкусом и любовью. Начиная от самого знака, и заканчивая коробкой для него. Не побоюсь сказать - на уровне мировых стандартов. И это объяснимо. Над знаком трудился главный художник АО «Гознак» Александр Васильевич Бакланов, он же является творцом и наших отечественных государственных наград. А.В. Бакланов за свои труды получил мировое признание.
Знак отличия получился красивый, по форме напоминает георгиевский крест. Четырехугольная звезда, на которую наложен крест, также напоминает об ордене Святого Георгия Победоносца. В центре на красном фоне, переливающемся лучами, золотая фигура первопечатника Ивана Федорова. Обрамляющая фигурку голубая лента невольно вызывает ассоциации с самым главным российским орденом Андрея Первозванного.
По признанию Елфимова, если бы не дружба с Баклановым, такую идею осуществить бы не удалось. Опять: не всё решают деньги!
Обложку к удостоверению и коробку для знака придумал и осуществлял авторский надзор за изготовлением Василий Евгеньевич Валериус, недавно ушедший из жизни. Его по справедливости называют «одним из виднейших представителей мира книжного искусства». По его разработке коробку и удостоверение изготовили в московской типографии «Новые решения», которую возглавляет Александр Викторович Снитенко.
В этих, казалось бы, второстепенных предметах немало очевидной и неочевидной символики. На коробке буквы «А» и «Б» - очевидный отсыл к азбуке, началу всех начал в книжном деле. А вот золотистый орнамент из лавровых веток мне напоминает ладони, оберегающие эти буквы: такой неявный призыв беречь родной язык. На обложке удостоверения знака снова азбука, тот же орнамент, но уже вечно зеленый, и симметрично расположенные лучи. Последний элемент - это прием из практики первопечатников, которым они определяли размер полей, от чего и пошла книга.
Лучи эти также ассоциируются с лучами Фаворского Света на иконе Преображения Господня, визуальное выражение Божественной силы, Божественной энергии.
И даже обложка удостоверения раскрывается не как обычная наградная папка, а как ставни окна, что придает сразу торжественность моменту знакомства с документом. А за этими ставнями взгляд встречает не только документ о твоих заслугах. А фактически встречаешь прямой взгляд тех, кто выражает тебе свою признательность. Взгляд добрый и понимающий.
Перечитал ещё раз поминальное слово о В.Е. Валериусе, подписанное А.Г. Елфимовым и Ю.К. Шафраником. Вгляделся в фото Валериуса. Похоже, правильно прочитал его творение...
Молодцы! Всё продумали!
Цветовая гамма документа вызывает невольные ассоциации с ценными бумагами, которые изготавливали с помощью офсетной печати на фабрике Гознака в императорской России.
Представляю реакцию какого-нибудь чиновника: «Ну кто такой Елфимов, чтобы придумывать какие-то ордена и раздавать их?»
Мне на этот вопрос ответить легко. Собственно говоря, не мне, а делам Елфимова.
Смысл жизни первопечатника Ивана Федорова, по его собственным словам, заключался в том, чтобы «духовныя семена по вселенной разсевати».
«Друкарь книг предтым невиданных» - так определили современники итог деятельности Ивана Федорова («друкарь» означает «книгопечатник»).
Читаю оглавление замечательной книги А.А. Бахтиарова «История книги на Руси». Глава V - «Иван Федоров - первый русский книгопечатник» Глава VII - «Новиков - первый русский журналист и издатель книг».
Задаюсь вопросом: какое место среди деятелей, посвятивших себя книге, может по праву занять Елфимов?
Много есть направлений деятельности Елфимова, где его можно считать первым. Как пример - создание уникального сада «Ермаково поле». Или создание коллекции медалей «Славен град Тоболеск». Но сейчас речь про книги.
Много на моей памяти было разных начинаний, про которые инициаторы делали многообещающие заявления. Некоторые ярко начинались, и сейчас о них уже мало кто и вспомнит.
А вот Елфимов как взвалил тридцать лет назад на себя добровольно эту ношу под названием «Возрождение Тобольска», так и продолжает достойно эту миссию выполнять. Забот у него полно: начиная от борьбы с нашествием одуванчиков на «Ермаково поле» и продолжая поиском средств на очередной уникальный издательский проект.
Если на карте соединить линиями Тобольск с местами, которые оказались интересны издателю Елфимову, то этими лучами окажется покрытой вся территория России.
Знаменательно, что знак отличия «ОРДЕН КНИГИ» учрежден тобольским подвижником Елфимовым в год 235-летия открытия в Тобольске тобольским 1-й гильдии купцом Василием Корнильевым первой типографии в Сибири.
Решение о награждении принимает триумвират, все люди достойные, любящие книгу: А.Г. Елфимов; Юрий Константинович Шафраник - председатель попечительского совета фонда «Возрождение Тобольска», председатель редакционного совета альманаха «Тобольск и вся Сибирь», известный российский предприниматель, меценат, попечитель Святослав Николаевич Капустин, благотворитель по зову сердца.
«Гроссмейстер» дословно переводится как «большой мастер».
В издательском деле А.Г. Елфимова по праву можно считать гроссмейстером.
«Гроссмейстер» - по Далю, глава ордена, кавалерского знака.
Надо вспомнить истоки создания рыцарских орденов. Монархи создавали светские рыцарские ордена, чтобы их члены служили образцами доблести для других. Из числа рыцарей выходили наиболее видные представители и руководящий состав военно-монашеских орденов. Некоторые военно-монашеские ордена дожили до наших дней и превратились в благотворительные организации.
Орден можно понимать и как рыцарское объединение, и как награду.
200 экземпляров знака отличия уже определяет некоторую избранность членства ордена.
И в первом, и во втором смысле это определение по отношению к Аркадию Григорьевичу Елфимову справедливо.
Впрочем, не будем далеко углубляться в историю рыцарских братств и военно-монашеских орденов.
Главное для нас в том, что Аркадий Григорьевич для своих соработников придумал дело благое, аналогов которому в мире нет. Так что историю этого ордена писать будем вместе (точнее, продолжать её).
Александр Вычугжанин, доктор исторических наук,
кавалер знака отличия «ОРДЕН КНИГИ»
P.S.: Пояснение про эпиграф. Когда-то давно услышал от Елфимова историю о том, что он, будучи студентом, полетел в Москву увидеть привезенную туда картину Леонардо да Винчи «Джоконда» (Портрет Моны Лиза). Так что нынешние его подвиги от этой неуемной жажды познания прекрасного. Хорошо его понимаю: у самого в юности была пара подобных историй.