В предгорном посёлке Псебай, что в Краснодарском крае, проживает одарённая умелица Маргарита Николаевна Порываева. Какими только видами творчества она не занимается: и с душой исполняет русские народные песни, казалось бы, давно забытые, утраченные в памяти новых поколений, и увлекается танцами, также крепко связанными с историей бытования и развития русской народной культуры, и вяжет, и моделирует, демонстрируя необычайно утончённое восприятие высокой народной духовности.
…Родилась Маргарита Николаевна в 1948 году в деревне Уд-Шагирт Пермской области. По всему, высокодуховная народная стихия изначально привила умелице безоглядную любовь к неувядаемому русскому устному народному творчеству. Целеустремлённые творческие увлечения с раннего детства определили, по её признанию, папин альбом по рисованию, лоскутные покрывала на старинном бабушкином сундуке, всё то, что формирует и оставляет в памяти ребёнка на всю жизнь подлинно эстетическое восприятие народного духа. Не случайно довольно скоро последовало широкое признание опытной мастерицы: она участвовала во Втором Всероссийском фестивале «Лоскутный стиль» (г. Санкт-Петербург) и Второй Всероссийской выставке самодеятельных художников (г. Пермь). Нынче она «Ветеран труда», «Почётный работник общего образования РФ», «Заслуженный работник культуры Кубани».
Активное занятие народным искусством для Маргариты Николаевны – не просто некое любительское увлечение ради заполнения свободного времени. Как раз напротив, она жалуется на нехватку времени, ибо творческих планов у неё – великое громадьё!
Свой немалый творческий опыт она активно стремится передать юным поколениям, о чём, в частности, свидетельствует написанное ею методическое пособие «Русское народное декоративно-прикладное искусство для 7 класса», для учителей ИЗО к разработанной ею программе «Изобразительное искусство и художественный труд».
«Данное методическое пособие является большой помощью учителям ИЗО общеобразовательных школ, - отмечает старший преподаватель кабинета технологии и искусства Армавирского филиала Краснодарского института дополнительного профессионального педагогического образования С.А. Немошкалова. – В программе даются развёрнутые планы уроков с интересными историческими материалами, кроссвордами, богатым литературным рядом. Предлагаемые разработки уроков построены на высоком профессиональном уровне. Темы программы создают на уроке эмоционально-образную атмосферу. Каждый урок не просто обучает, а создаёт условия для пропускания содержания через эмоционально-чувственную сферу ученика».
В программе широко раскрывается история русского народного искусства, являющегося неиссякаемым источником народной мудрости. Это наши корни, наша история, духовное наследие, требующее к себе пристального внимания и бережного отношения. То есть речь идёт о формировании у юношества твёрдых, научно обоснованных духовно-эстетических, мировоззренческих основ, без которых невозможно понимать и тем более самому создавать истинные явления искусства. И вместе с тем автор пособия даёт возможность учителям использовать в своей программе региональный компонент, например, интересную и самобытную культуру казачества.
Программа стимулирует развитие у учащихся ассоциативного мышления, вариативности в решении творческих задач. Ученики на уроках обучаются разнообразным художественным техникам, помогающим им самостоятельно изготавливать собственные и коллективные произведения на высоком художественном уровне. Пособие позволяет учителям тренировать умения, получать и пополнять знания по теории и методике преподавания предмета. Развитие художественного воспитания, восприятия и практической деятельности представлены в программе в их содержательном единстве. Рецензентом пособия С.А. Немошкаловой ответственно признано: «Методическое пособие М.Н. Порываевой соответствует стандарту в общеобразовательных школах, кружках, студиях по искусству».
Декоративно-прикладное искусство, которым М.Н. Порываева прилежно занимается с молодости, можно сказать, всю жизнь, по её глубокому убеждению, искусство народное. Именно народ создаёт изумительные творческие вещи, народ находит им нужную форму и выражение, народ бережно сохраняет найденную в них красоту и все свои духовные достижения передаёт последующим поколениям в наследство.
В произведениях декоративно-прикладного искусства мы видим мудрость народа, его характер, уклад жизни, - говорит Маргарита Николаевна. – В них вложена душа народа, его чувства и его представления о лучшей жизни». И для подтверждения своих мыслей приводит умозаключение известного русского художника, живописца, педагога и искусствоведа В.А. Фаворского: «Восприятие мира, познание законов эстетики и воспитание вкуса начинается у человека со стеклянных бус на шее матери, с кувшина для воды, с посуды на обеденном столе».
В самом деле, изучение и глубокое познание произведений декоративно-прикладного искусства, их выразительных художественных особенностей и средств сознания воспитывает бережное отношение к национальному достоянию и национальной культуре, к творческому труду, формирует и укрепляет гармонический духовно-нравственный уровень людей.
«Для формирования мировоззрения подростков особенно важно знакомство с народным, крестьянским декоративным искусством, которое наиболее полно хранит и передаёт новым поколениям национальные традиции, выработанные народом формы эстетического отношения к миру», - пишет в своём учебном пособии М.Н. Порываева. И правомерно ссылается на мнение н
Народного художника России Б.М. Неменского: «Перед школой стоят как бы две задачи при воспитании юных поколений: сделать их наследниками культуры, передать им традиции мироотношения их предков и вписать в их сознание национальную культуру во всё многоцветие человеческой цивилизации, дать сознание личной связанности и с корнями своей земли, и со всем родом человеческим. И только это даст культуре импульс к здоровому развитию. Без культуры своей, национальной человек, как перекати-поле, не имеет точки отсчёта для собственной ориентации в мире. Такой человек опасен для себя и для человечества – он больше других подвержен обезличенной масскультуре, стихии стадных, диких чувств и поступков».
Разумеется, сказанное вовсе не означает, что дети, глубоко постигшие свою родную культуру, отчуждены от искусства иных стран и народов, не научатся различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времён и других стран, что мировоззренческий и эстетический кругозор их замкнут только сферой своей национальной культуры. Как заметил Б.М. Неменский, от родной природы, от обычаев, труда, праздников своего народа человек естественно двигается к лучшим образцам культуры всего человечества. На просторы искусств других стран и народов представляется возможность выходить в более старшем возрасте, с развитием понимания особенностей творчества этих народов. Вместе с тем фундаментальной базой данного эстетического процесса всё-таки неизменно остаётся своя, родная национальная культура, дающая возможность понимания и осознания мирового искусства в целом.
«Своеобразие каждого традиционного художественного промысла, каждая разновидность народного искусства представляет собой систему, связанную с национальной культурой», - заключает М.Н. Порываева.
Народное искусство, по общему мнению теоретиков, изначально было по преимуществу бытовым, и изучать его приёмы, традиции, его своеобразную художественную структуру надо непременно работая над полезными, нужными в быту предметами, которые найдут своё место, применение в жилом или общественном интерьере, могут послужить хорошим подарком в праздник или сувениром на память – считает Маргарита Николаевна.
…Недавно автор этой статьи побывал в Псебае, в гостеприимном, уютном доме М.Н. Порываевой. Это не просто дом – жилище, а необычный и прекрасный дом – музей, своеобразный очаг народной культуры и быта. На стенах комнат развешаны разножанровые живописные картины, мастерски исполненные приветливой хозяйкой дома. Особенно впечатляет скорбный, психологически углублённый портрет матери Маргариты Николаевны, выписанный кистью её дочери. Здесь и много различных народных музыкальных инструментов, некогда популярных в народе, и предметы быта прошлых поколений, бережно сохранённые и не утратившие своего впечатляющего внешнего вида.
Где ты, читатель, в наши дни сможешь ещё увидеть, потрогать руками старинный чугунок, в котором некогда варились в жаркой печи вкусные борщи и супы?.. Придвинуть ближе к себе широкую сковороду, на которой пекли наши предки пироги, блины, пирожки. Тут и прялка, ухват (по-кубански – рогач), чаплейка, другие предметы быта ушедших в далёкую историю поколений. Ощущение, будто по мановению волшебной палочки попадаешь в волшебный мир наших трудолюбивых предтечей, которые знать не знали ни пальмового масла, ни всевозможных химических приправ, добавок – прибавок для искусственного разжигания аппетита, ни прочих достижений современной пищевой промышленности…
В доме-музее Маргариты Николаевны всё предельно бережно сохранено, всё помогает окунуться в стародавние времена, проникнуться духом наших созидательных предков.
В доме-музее чуть ли ни ежедневно бывают и взрослые, и дети, и местные жители, и приезжие гости.
«Приобщение детей к народному искусству, к овладению его приёмами вовсе не означает, что все ребята будут работать в системе художественных промыслов, - говорит умелица, - Общение с произведениями народного искусства, с самим процессом изготовления нужных и полезных вещей, умение создавать их на первых порах гораздо важнее общего художественного развития ребят для воспитания в них здорового нравственного начала, уважения к труду, познания даже в какой-то мере самого себя, развития художественного вкуса», - резюмирует Маргарита Николаевна.
…Поистине, как говорит известный афоризм: если человек талантлив, то талантлив во всём. Свидетельство тому и достойные стихи М.Н. Порываевой, она многолетний активный участник районного поэтического объединения «Ключи Предгорья». И в жанре поэзии она также всецело нашла себя, доверяя свои потаённые чувства и мысли белому листу бумаги, приобщая молодёжь к миру прекрасного, а пожилым людям напоминая о необходимости жить энергично, творчески, полнокровной жизнью, никогда не бояться старости, а безостановочно идти вперёд, заражая и поддерживая своим нескончаемым оптимизмом других.
***
РАСЦВЕЛА ЛАВАНДА В ОКТЯБРЕ
Расцвела лаванда в октябре,
Продолжая снова бабье лето.
Зазвучала песней на заре,
Мелодичной, нежной, недопетой…
Устремились вверх её цветы,
С синевой небес красою споря.
Словно синим взглядом смотришь ты…
Или мне мерещится синь моря?
Васильковый остров на меже,
Голубая даль, льняная нива,
Синий кобальт, роспись, чудо-Гжель
Промелькнули в памяти, как диво…
Синева лаванды в октябре
Подарила снова бабье лето,
Синим звоном будит на заре,
Шепчет: «Песнь твоя ещё не спета…»
СУДЬБЫ ПОЛОТНО...
Стрекочет швейная машина,
Стежки выводит в ровный шов.
Помочь своей хозяйке хочет
Дошить ковёр из лоскутков.
Уже квадратики из ситца
Пришиты в дружный хоровод.
Их подгоняет мастерица,
Ровняет, песню им поёт…
Дошила всё в весёлой гамме,
Пришлось пороть то, что не в лад.
Кусочки ткани пусть упрямы,
Но вместе радуют мой взгляд…
Чуть по-другому, как хотела,
Судьбы сложилось полотно.
Промчались годы… Переделать
Расшить, исправить не дано.
Признать ошибки жизни впору,
Она не ткань, и не шитьё.
Так пусть лоскутные узоры
Украсят чуть житьё-бытьё…
ЖУРАВУШЕК БЫ
Не хочется синичку
Иметь в своих ладошках.
Забавным пеньем птичка
Пусть тешит под окошком.
Журавушек бы в небе
Увидеть вновь, услышать…
Взлететь за ними следом
Туда, где ветер дышит.
С высот под облаками
Увидеть косогоры.
Курлыча с журавлями,
Приветствовать просторы…
Не быть журавкой, знаю,
То снова юность хлещет.
Птиц стаю замечаю,
И сердце вновь трепещет.
Живу, мечтаю, значит,
Душа-то не стареет…
Что в жизни мне маячит?...
Ценю всё, что имею.
Пожелаем Маргарите Николаевне крепкого здоровья и ещё более ярких и значительных творческих работ в области декоративного искусства, песенного творчества и стихосложения! А веры в прекрасное будущее и веры в жизнь – ей не занимать.
Владимир Юдин, профессор филологии