Всеобщее мнение, что Пушкин был не в ладах с математикой, стало едва ли не аксиомой. Литераторам и литературоведам трудно представить и понять синтетический ум Пушкина, объединивший знания десятков научных направлений и разнообразных проявлений человеческой деятельности, в каждой из которых поэт был выдающимся мыслителем.
Пушкин получал гуманитарное образование, и упрекать его в слабой математической подготовке, если бы и была таковой, не солидно. В свидетельстве по окончании лицея перечислены дисциплины, которые он изучал, и успехи по ним: в законе Божьем и священной истории, в логике и нравственной философии, в праве естественном, частном и публичном, в российском гражданском и уголовном праве хорошие; в латинской словесности, в государственной экономии и финансах весьма хорошие, в российской и французской словесности, также в фехтовании превосходные; сверх того занимался историей, географией, статистикой, математикой и немецким языком. (Приложение № 1)
Только поэт, не просто математически подготовленный, а чувствующий её тонкости, мог написать гениальные строки:
Поверил
Я алгеброй гармонию.
Именно, алгеброй, а не арифметикой или геометрией.
Математических выражений высокого уровня абстракции в произведениях Пушкина предостаточно. Приведем ещё одно. «Чем кончится дворянство в республиках? Аристократическим правлением. А в государствах? рабством народа, а=в». (А.Пушкин, «Заметки о русском дворянстве», СС в 10т, т. 6, М.,1976, с - 311). Выводы Пушкин делает лаконично – алгебраическим языком, что на обычном языке означает – итог один и тот же.
Математическим взглядом наследие Пушкина ещё не изучалось, а сколько здесь «открытий чудных» нас ожидает. Главная причина такого положения не в предубеждении, что Пушкин был не в ладах с математикой. Для прочтения наследия Пушкина мало быть математиком его уровня, следует досконально знать историю математики, при этом не отдельных разделов, эпох. Историю математики следует знать целиком, да к этому надо владеть античной философией, историей масонства с его атрибутикой, в основе которой магия чисел и геометрических форм. В дополнение, ещё обладать поэтическим даром. А пока в лагере пушкиноведов преобладают литературоведы, а это должны быть коллективы разных специалистов. Тогда станет возможным точнее понять многие страницы произведений Пушкина. Например, читая поэму Пушкина «Полтава», вдумчивый читатель остановится в недоумении на строках:
Во тьме ночной они как воры
Ведут свои переговоры,
Измену ценят меж собой,
Слагают цифр универсалов,
Торгуют царской головой…
Речь идет о сторонниках Мазепы, но не понятен смысл слов цифр универсалов. В пояснении к тексту говорится, что универсалами называли на украинском языке тех дней манифесты гетманов, что не проясняет смысл текста. (А.Пушкин, СС в 10т, т. 3, М.,1975, с. - 181, 212). Не помогают и словари. С.И.Ожегов разъясняет: «цифирь(старинное) – цифры, а также счёт, счисление.»
Туманное пояснение и у Даля. Цыфирь – счисление, счёт; арифметика. И только далее дается разъяснения словосочетания: цыфрованное письмо – шифрованное, замена букв иными знаками по особо придуманному ключу, чтобы сторонний не мог читать.
Смысл пушкинских слово цифр универсалов означает, что гетманские указы написаны тайнописью, т.е. текст зашифрован цифрами. Почему Пушкин не использовал слова шифр, тайнопись или какие-нибудь другие слова? Это становится понятным, если обратиться к истории возникновения современного понятия термина шифр, произведённого от цифры. Первоначально оно означало просто нуль и только позднее во Франции получило новый оттенок, именно наше современное значение шифра, тайнописи, происходящее от буквенного прочтения на арабском языке слова цифра - sifr.
Пушкин так досконально знал историю математики и интересовался ею, что написал математическую статью «Форма цифров арабских». Он высказал гениальную догадку, что в основе начертания цифр лежат геометрические фигуры. Для скептиков, особенно литераторов, приведем данную работу.
TABLE-TALK
Форма цифров арабских составлена из следующей фигуры:
AD (1), ABDC(2), ABECD(3), ABD+AE(4), etc.
Римские цифры составлены по тому же образцу.
(А.Пушкин, СС в 10т, т. 7, М., 1976, с. – 175)
Титанический ум Пушкина, накопивший несметное богатство разнообразных знаний, подкреплённые тонкой интуицией, позволял ему делать точные выводы при минимуме информации. Так, во время посещения поэтом Московского университета 27 сентября 1832 года студенты, среди которых находился и будущий известный писатель И.Гончаров, стали свидетелями научного спора Пушкина и тамошних профессоров об истоках появлении «Слово о полку Игоревом». Пушкин считал данную поэму подлинной старинной народной поэзией, что много лет спустя подтвердили и закрепили учёные исследователи. В своих аргументах он опирался на своё художественное чутьё, сформировавшегося знанием в совершенстве народного фольклора. Профессора университета утверждали, что это произведение позднейшая подделка, а не летопись мудрого очевидца событий.
Пушкин – поэт с широким историческим мышлением. У него великий государственный ум. Познание Пушкина поражали дипломатов, которых трудно чем можно удивить. Был он желанным участником мероприятий во многих посольствах. Английский политик лорд Тэмпльвуд говорил, что неоконченная повесть «Арап Петра Великого» дала ему более ясное представление о Петре, чем длинные исторические рассуждения.
Синтетический ум Пушкина позволил ему художественными средствами так изобразить масштабную сложную фигуру императора Петра, поставившего Россию на «дыбы», что эта повесть является документальной, как и другие произведения Пушкина на исторические темы. Во всех своих произведениях на историческую тему он не писатель, не исследователь, он непосредственный участник всех описываемых событий. Известный историк академик Тарле Е.В. в статье «Пушкин как историк» («Новый мир», № 9, 1963 г.) пишет, «что Пушкин не только ощущал историю, но и сумел подойти, и прежде всего, к русской истории, по-особенному. Так, как никто из наших историков до него еще не подходил. Он умел в двух словах сказать то, что надо.» Тарле сетует, что историки до сих пор не обратили внимание на историческую составляющую творчества Пушкина: «В Александре Сергеевиче Пушкине мы потеряли великого историка.»
Пушкин одним из первых осознал пагубность как для каждой отдельной личности, так и для государства разделение культуры на общую и техническую, а также сводить просвещение только к образованию. В течение полутора столетия в царской России функционировало Министерство народного просвещения. В Белоруссии народное просвещение давно похоронили. В России возродили формально прежнее название «Министерство просвещения», но квалифицированному министру образования в Госдуме устроили обструкцию. Неудивительно, когда советником Президента является бывший министр образования, который считал, что система образования должна готовить потребителя, а не всесторонни развитую личность, как это было в СССР.
Справка. Образование — процесс усвоения знаний, обучение (Мавроди, Варвара Караулова, Чубайс получили отличное образование).
Просвещение – передача, распространение знаний и культуры, а также и система воспитательно-образовательных мероприятий и учреждений в каком-либо государстве.
Не исследована богатейшая педагогическая составляющая творчества Пушкина в произведениях и в письмах к жене, не потерявшая значения и в настоящее время. Уже в первой педагогической статье «О народном воспитании», написанной по заказу царя Николая I в ноября 1826 года, он указывал: «Не одно влияние чужеземного идеологизма пагубно для нашего отечества; воспитание, или, лучше сказать, отсутствие воспитания есть корень всякого зла… Скажем более: одно просвещение в состоянии удержать новые безумства, новые общественные бедствия.»
Он обращал внимание на «пагубную роскошь полупознаний»: «Во всех почти училищах дети занимаются литературою, составляют общества, даже печатают свои сочинения в светских журналах. Всё это отвлекает от учения, приучает детей к мелочным успехам и ограничивает идеи, уже и без того слишком у нас ограниченные.»
Вопросы воспитания занимали Пушкина постоянно. Свою озабоченность он при любой возможности стремился довести до членов царской семьи. Так, 22 декабря 1834 года он имел долгий разговор с великим князем Михаилом Павловичем. В своём дневнике Пушкин записал: «Разговор обратился и к воспитанию, любимому предмету его высочества. Я успел высказать ему многое. Дай Бог, чтобы слова мои произвели хоть каплю добра!»
Не был услышан Пушкин ни тогда, ни позднее. Как не слышат власти имущих и ныне стон совести нации от бессилия изменить порочную систему образования, задыхающуюся от всевозможных реформ, не имеющих научной базы, реорганизаций, постоянных изменений программ, учебников. В пустую тратятся огромные финансовые средства, и никто не несет ответственности.
Например, не были услышаны крики души гениального педагога-новатора, писателя-гуманиста Василия Александровича Сухомлинского, филолога по образованию, в письмах к сыну студенту, опубликованные ещё в 1966 году. Он полагал, что директор школы должен знать все учебные предметы, сам преподавал предметы школьного цикла в старших классах. В одном из писем просил сына приобрести ему очередной том сочинений А. Эйнштейна. Процитируем еще некоторые сведения из писем к сыну.
«Если, наконец, не возьмемся в школах по-настоящему за моральное воспитание, то добрая половина питомцев школ станут бандитами, насильниками, убийцами, хулиганами. Если присмотреться сейчас к жизни, страшно становится за судьбу молодого поколения.»
«Я располагаю совершенно точными данными, кричащими о том, что число тягчайших преступлений среди молодёжи (убийства, разбой, ограбления, насилия) угрожающе растёт. Мы не имеем права молчать об этом. Если не будет улучшено воспитание, мы наплачемся с математикой, электроникой и космосом (выделено мною–И.М.). Мы не имеем права умалчивать о том, что вырастают тысячи и тысячи молодых людей, для которых убить человека – всё равно что задавить муху…»
А еще ранее, в 1962 году он писал: «Требует сейчас максимального и исключительного внимания к теоретическому образованию, особенно к знаниям по математике.»
Не потеряли актуальности и другие предложения, высказанные Пушкиным в цитируемой статье: «В России домашнее воспитание есть самое недостаточное, самое безнравственное; ребёнок окружён одними холопами, видит одни гнусные примеры, своевольничает или рабствует, не получает никаких понятий о справедливости, в взаимных отношениях людей, об истинной чести. Воспитание его ограничивается изучением двух или трёх иностранных языков и начальным основанием всех наук…»
Актуальность данной проблемы только возрастает в настоящее время, ибо в России становится модным домашнее обучение, когда дети не проходят необходимой социализации и выработки необходимых навыков. Нобелевский лауреат Виталий Гинзбург в беседе с журналистом сказал, что завидует жене, которая занималась в нормальной русской школе, когда большое внимание уделялось арифметическим операциям. Так случилось, что он до четвертого класса не посещал школу – обучался на дому. Сейчас с высоты прожитых лет считает это большой ошибкой.
Убежден, что отсутствие хорошей нормальной школы самым отрицательным образом сказывается на нем: считает медленно, с натугой, нет автоматизма в счете, всегда боялся расчетов, не любил их. Боязнь перед написанием документов. Полагает, что писал мало сочинений.
Хорошая тренировка и тренинг могут, по-видимому, сделать достойного профессионала и из человека со средними способностями, который при других условиях будет лишь тянуть лямку, станет неудачником, полагает В.Гинзбург. («В нобелевские лауреаты – без аттестата и диплома», УГ, №45, 2003 г.)
В Белоруссии калейдоскопически меняются министры образования, но не прекращается навязывание математического невежества в школах, начиная с первого класса. Открыт зеленый свет для авторов учебников, которые не знают математики, и в то же время перекрыт путь в школу материалам, которые прошли экспериментальную проверку в экспериментальных школах Академии педнаук СССР. Ознакомиться с опытом работы «Школы-комплекс радости», созданную на базе СШ № 1 г.Чаусы, в которой любимым предметом всех учащихся была математика, приезжали учителя со всех уголков бывшего Советского Союза. Руководство комплекса наказали, комплекс закрыли, используя административный ресурс. Чтобы не быть голословным, приведу пример.
Национальным институтом образования Беларуси рекомендовано для факультативных занятий с третьеклассниками в качестве учебного пособия «Математика. Путешествие в страну занимательной математики» Т.Н.Канашевич, изданного в 2011 году с грубейшими фактическими и методическими ошибками. Например, автор сама не понимает различия между цифрой десятков и количеством десятков числа.
На возмущенные письма учителей и родителей не реагируют ни органы власти, ни депутаты. Мне по-прежнему страшно за детей, пока образованием руководят чиновники, для которых: «Я считаю, что педагог в первую очередь должен преподавать, доносить знания, искать интерес у ученика, чтобы он сам хотел получать эти знания. Иначе это превращается в муку для всех.
…Если говорить на бытовом уровне, то человек должен получить не только образование, но и навыки того, как выживать. В садике он должен получить навыки одеваться, чтобы не замерзнуть, есть, чтобы не умереть, в школе — рассчитываться, чтобы тебя не обманули. Также он должен осознать, что все имеет свою структуру и функции, а значит, все может сломаться. Затем, когда человек пойдет в университет, он поймет, что уже должен выживать в профессиональной среде. А там на тысячу лучших могут быть лишь единицы предложений. И чтобы получить шанс ими воспользоваться, он должен выжать из всего максимум и получить максимум современных знаний. Если он знает математику, английский и пару естественных наук, то в любом случае сможет научиться программированию и продолжить свое образование в любой точке мира.»
Как утверждал замечательный педагог и психолог А.В.Запорожец, что не знания, а эмоции составляют ядро человеческой личности.
Система образования в России и Белоруссии до последнего времени строилась по университетскому типу, начиная с первого класса. Это позволяло давать целостное, завершенное системное знание, а не кусочно-отрывочные сведения. Как из произвольного набора деталей невозможно собрать целостную надежно действующую конструкцию, так из калейдоскопа зачетных единиц, предполагаемых Болонским соглашением, к которому присоединились Беларусь и Россия, трудно подготовить истинно образованного специалиста.
Классическая гимназия в дореволюционной России готовила выпускников для поступления на любой факультет университета, поэтому в университете учились широко образованные и умеющие работать люди. Не вызывало удивления, что математик читал по-гречески, а филолог в принципе владел основными современными сведениями по математике и естественным наукам. Таким образом, именно классические гимназии обеспечивали возможность давать в университетах действительно высшее образование. Даже в духовных учебных заведениях – семинариях и академиях – учебным предметом были высшая математика и физика. А сейчас уже соискатели учёных званий по техническим дисциплинам обходятся без математического аппарата, а учителя начальных классах не любят математику. Чему такие специалисты могут научить учеников и студентов? И как мы сможем построить государство с цифровой экономикой?
Выпускник средней школы любого профиля должен обладать высоким уровнем математических знаний, не быть профаном в гуманитарной сфере, знать несколько иностранных языков. Задача выполнимая. Как неоднократно подчёркивал В.А.Сухомлинский – перегрузки в учебниках и программах нет, перегрузка в методах преподавания. Этих задач не решить пока учителя и преподаватели вузов будут стоять на коленях. Подробное освящения данных вопросов не входит в тему статьи.
Пушкин в беседе с царём не побоялся высказать и ещё об одной напасти для народа, когда для него самого маячила Сибирь. «... есть и другая гидра, чудовище страшное и губительное, с которым вы должны бороться, которого должны уничтожить, потому что иначе оно вас уничтожит! Эта гидра, это чудовище – самоуправство административных властей, развращённость чиновничества и подкупность судов. Россия стонет в тисках этой гидры поборов, насилия и грабежа, которая до сих пор издевается даже над вашей властью. На всём пространстве государства нет такого места, куда бы это чудовище не достигнуто! Нет сословия, которого оно не коснулось бы. Общественная безопасность ничем у нас не обеспечена! Справедливость – в руках самоуправцев! Над честью и спокойствием семейств издеваются негодяи! Никто не уверен в своём достатке, ни в свободе, ни в жизни!»
В царское время и в советское литература была «эхом русского народа». В настоящее время большинство писателей и поэтов, которые всплыли на верх, забыли про чаяния народа ради всевозможных забугорных и олигархических премий, в том числе и Нобелевской.
Ни в произведениях Пушкина, ни в его письмах не прослеживается негативное отношение к математике. Наоборот. В письмах и своих многочисленных заметках он сетует, что не получил классического образования. «Как рву я на себе волосы часто, - говорил он, - что у меня нет классического образования, есть мысли, но на чем их поставить.»
Пушкин в стихотворении « Чаадаеву» в 1821 г., находясь в южной ссылке писал:
Ищу вознаградить в объятиях свободы
Мятежной младостью утраченные годы
И в просвещении стать с веком наравне.
Это не просто слова стихотворения, а программа к действию. Чтобы наверстать упущенное и пополнить свои математические знания, он по окончании Лицея самостоятельно изучает высшую математику – купил за большие деньги – 35 рублей – вузовский учебник Лапласа «Теория вероятностей» (Почему-то приводят данные сведения литераторы с ошибкой – Теория вероятностИ. Во времена Пушкина были известны такие вероятности: классическая, геометрическая и статистическая.) В ту пору был большой всплеск интереса к математике, как и во времена Пифагора. Методами статистической вероятности, родоначальником которой являлся французский математик Лаплас, стало возможным прогнозировать с величайшей точностью массовые явления. Такие как предполагаемое количество рождения детей и среди них девочек и мальчиков, количество умерших, определение процента покупателей с тем или иным размером обуви и другие примеры.
Одной из первых возлюбленных Пушкина была высокообразованная княгиня Авдотья Голицына, в салоне которой собиралось немногочисленное, но избранное общество, среди которых желанным и охотливым посетителем был Пушкин. О тематике жарких споров многое говорит пытливый ум хозяйки салона. Она увлекалась математикой, метафизикой, модным тогда магнетизмом (не тогда ли им стал интересоваться и Пушкин?), завела переписку со знаменитыми учёными, написала двухтомную научную работу «О составляющих силах».
О понимании Пушкиным значения математического мышления свидетельствует и такой факт. В письме жене 30 сентября 1832 года он пишет: «… благодарю, душа моя, за то, что в шахматы учишься, это непременно нужно во всяком благоустроенном семействе; докажу после». Очевидно, Наталья Николаевна увлеклась шахматами по совету мужа и, по свидетельству современников, достигла больших успехов. В шахматы в романе «Евгений Онегин» играют Ленский с Ольгою в 4 главе в 26 строфе:
Они над шахматной доской,
На стол облокотясь, порой
Сидят, задумавшись глубоко,
И Ленский пешкою ладью
Берет в рассеянье свою.
Даже неполное описание библиотеки Пушкина – её начали впервые описывать в 1900 году, когда многие книги уже исчезли, свидетельствует о широте и глубине интересов поэта. В ней были книги и новейшие научные журналы, в том числе и математические, на четырнадцати языках. Об этом свидетельствует и 33 строфа седьмой главы романа «Евгений Онегин», законченной к ноябрю 1828 года и написанная под впечатлением проработанной книги французского математика и экономиста Ш.Депона «Производительные и торговые силы Франции», изданной в 1827 году. В этой книге содержались статистические таблицы, показывающие сравнительную экономику различных европейских стран, в том числе и России. Обеспокоенный технической отсталостью России от передовых стран Европы, что вскорости обернулось поражением в Крымской войне, Пушкин видит выход в просвещении не отдельных слоёв населения, а широких масс. С этой целью он добивается права на издание литературного журнала, в котором предполагает печатать не только литературные произведения, но и «…статьи, касающиеся вообще искусств и наук.» Он ищет квалифицированных сотрудников. В декабре 1835 года знакомится с вышедшим в отставку известным дипломатом и популяризатором наук своего времени, одним из образованнейших людей, единомышленником – князем Петром Борисовичем Козловским. Он по предложению Пушкина написал для журнала «Современник» три популярные статьи по физике и математике.
В Первом томе «Современника» была напечатана его статья «Разбор парижского математического ежегодника на 1836 год». Казалось бы, статья узкоспециальная, но и она была насыщена большим политическим содержанием. В ней Козловский, ссылаясь на опыт Западной Европы, говорил о необходимости приобщить к науке не только привилегированных, но и низшие слои общества. Приводя в пример русских учёных, автор писал, что русская наука вправе занять высокое место в мировой культуре. Он упрекал преклонение русских перед западной наукой и критиковал политику правительства в этом вопросе. Пушкин опасался, что цензура не допустит печатания данной статьи, но она не обратила на неё внимания, и Пушкин на радостях написал в письме к П.Вяземскому от 17 марта 1836 года: «Ура! наша взяла. Статья Козловского прошла благополучно; сейчас начинаю её печатать.»
«Современник» пропагандировал развитие академического, то есть научного, и энциклопедического мировоззрения. Статьи Козловского, Небольсина, Золотницкого внесли на страницы пушкинского журнала магию формул и цифр. Перед читателем открылась лаборатория современного научного языка, главными требованиями для которого стали доступность и ясность.
Привлечение Козловского к участию в «Современнике» свидетельствует о внимании, которое уделял Пушкин научно-популярной части своего журнала. Сам Козловский в примечании к своей статье «Краткое начертание теории паровых машин», заказанной Пушкиным незадолго до дуэли, опубликованной уже после его смерти в VII томе «Современника», писал: «Когда незабвенный издатель „Современника“ убеждал меня быть его сотрудником в этом журнале, я представлял ему, без всякой лицемерной скромности, без всяких уверток самолюбия, сколько сухие статьи мои, по моему мнению, долженствовали казаться неуместными в периодических листах, одной литературе посвященных. Не так думал Пушкин: он говорил, что иногда случалось ему читать в некоторых из наших журналов полезные статьи о науках естественных переведенные из иностранных журналов или книг (выделено мною для тех, кто считает, что Пушкин не любил математику – И.М.); но что переводы в таком государстве, где люди образованные, которым „Современник“ особенно посвящен, сами могут прибегать к оригиналам,— всегда казались ему какою-то бедною заплатою, не заменяющею недостатка собственного упражнения в науках» (Современник. 1837, Т. 7, С. 51).
Рассматривая до сих пор творчество Пушкина только в рамках литературоведческих канонов, исследователи не смогли дать убедительный ответ на многие вопросы, сочиняя различные инсинуации, оскорбительные для поэта.
У Пушкина звучат многоголосно даже знаки препинания (об этом речь ниже).
- Почему графическое изображение пропущенных строф в каждой главе различное? В первой главе они отделены тремя строчками с определённым количеством точек, в начале четвертой они размещены в отдельной строке, неотделённой ничем от номера публикуемой следующей строфы, а все остальные номера пропущенных строф присоединены к номеру следующей строфы.
- Почему Пушкин посчитал целесообразным пропустить именно эти строфы и в таком количестве? С огорчением приходится читать даже в серьёзных педагогических журналах: «Остаётся лишь предположить, что материала на все 60 строф первой главы не хватило, но автору очень уж не хотелось закончить главу унылым и совершенно не сакральным числом «54». Нам ничего не остаётся как простить нашему гению эту по нынешним временам мальчишескую слабость.» Или, разбивку стиха на полустишие трактуют как предтечу творчества Маяковского, и т.п., и т.д. Не принимаются во внимание замечания самого Пушкина, что все пропуски в романе сделаны им лично. Многие пропущенные строфы имелись в черновиках. Да и без этих замечаний все такие перлы легко опровергаются, если исследовать творчество Пушкина математическим взглядом.
- Почему количество точек в строчках пропущенных строф первой главы различное в каждом из трёх случаев, и на каком основании каждый составитель, даже академических изданий, меняет их количество по своему усмотрению?
- Почему в первых двух частях своего письма Татьяна обращается к Онегину на вы, а в дальше на ты?
- Почему количество точек в многоточиях колеблется от двух до шести?
- Если Пушкин сжёг десятую главу романа, то где девятая? Объяснение, что её текст объединён с восьмой, неубедителен. Чтобы из двух глав сделать одну, многие строфы следовало выбросить. Где они? Пушкин был рачительным хозяином к результатам своего труда и написанное стремился использовать в других произведениях. Например, четыре первые пропущенные строфы четвёртой главы были опубликованы отдельно, а пятую и шестую строфы исследователи так и не обнаружили. Этот факт наводит на определённые размышления.
- Почему Пушкин акцентирует внимание читателя на сроках написания романа, указывая не только продолжительность работы над романом, но и конкретный день начала и окончания работы - 7 лет 4 месяца 17 дней, начало работы 9 мая 1823 года и окончания -26 сентября 1830 года? Хотя известно, что и позднее он вносил изменения в текст романа.
Забегая вперёд, подсчитаем количество месяцев и дней работы над романом с учётом 2 високосных годов и 3-х месяцев по 31 день после 9 мая 1830 года:
7 ¿ 365 + 4 ¿ 30 + 17 + 2 + 3 = 2555 + 120 + 22 = 2697(сумма цифр 24) = 3 ¿ 29 ¿ 31; месяцев – 7 ¿ 12 + 4 = 88 (сумма цифр 16).
Нумерология в романе «Евгений Онегин»
Нет возможности показать всю полноту нумерологических соотношений в романе, поэтому ограничимся простейшими выводами. Пушкин с раннего возраста был увлечен магией чисел. Уже свои первые опубликованные лицейские стихи он подписывал магическими числами: 1…14-17 или 1-14-16, в сумме составляющих, соответственно, магические числа 32 и 31 – в последствии этими номерами помечены строфы агонии Ленского после ранения на дуэли. Вначале укажем человеческие свойства некоторых чисел, которые приписали им пифагорейцы и придерживались масоны.
Единица – это символ мудрости, все состоит из единиц. Она божественна.
В единстве число два не существует. Для того, чтобы появилась двойка, следует разделить, убить единство. Поэтому двойка в любой форме (цифровой, словесной) символизирует грех, расщепление, смерть единства. Двойку пифагорейцы не любили и не считали её числом. Её связывают с тёмными, дьявольскими силами, с чертями, она несёт траур. Отсюда русское выражение: чёрта с два. Принимая это во внимание, становится понятным, почему на могилу кладут два или четыре цветка.
Число три воплощает божественный ритм. Число три является символом синтеза. Всё тройственное совершенно.
Четыре – есть комбинация двоек. 4 = 2 ¿ 2 =2 ¿ . Таким же плохим является и 16 = 2 ¿ = 4 ¿ . У японцев и китайцев четыре – несчастливое число. В больницах нет палат под номером четыре, нет четвёртого этажа, так как иероглиф «четыре» созвучен иероглифу «смерть».
Число пять связывают с человеком, символизируя телесное здоровье, эротическое начало, любовь, семью, как связь мужского числа 3 и женского -2.
Шесть является совершенным числом, это число Венеры, оно символизирует способность к жертвенности и большой любви. Масоны это число представляли в таком виде: 1 + 2 + 3 = 6.
Число семь, как и три, является сакральным, это число человеческое. Существовало семь смертных грехов, семь добродетелей, семь таинств; это и число музыкальных нот и цветов основного спектра света. Семёрку пифагорейцы считали счастливым числом.
По мнению пифагорейцев восьмерка связанна с семьёй, любовью и дружбой. Возможно, этим и обусловлено, что в романе такое количество глав?
Масоны особо почитали число девять, которое представляли как 3 + 3 +3 (так представлены в первой главе строчки точек). Всё тройственное они изображали как сумму трёх равных слагаемых. Каждое заседание масонской ложи заканчивалось общей трапезой, на которой произносилось ровно 9 тостов, разбитых по три специальные группы, аналогично тому, как 9 божественных Муз были разделены на три равные группы.
Девять – считается символом духовного совершенства.
Одиннадцать – это число, порожденное дьяволом. Только дьявол может покушаться на божественное. Оно обозначается божественной цифрой, но повторенной дважды. Сумма цифр этого числа равна двум. Одиннадцать несет попрание всякой законности, оно знаменует собой конфликт, несет в себе опасность.
Число двенадцать — это образ высшего порядка и блага, а также полноты; с его помощью структурируются пространство и время – двенадцать месяцев в году, двенадцать знаков зодиака, оно символизирует окончание жизненного пути. Масоны начинали заседания ровно в 12 часов дня, и оно продолжалось ровно 12 часов.
Число тринадцать – несчастливое число, чёртова дюжина, оно несет смерть, а при разбивке на 12 + 1 – трагическую смерть, таким же является и его зеркальное отображение – тридцать один.
Все двузначные простые числа, а это числа, которые делятся на единицу и самоё себя, считались пифагорейцами плохими числами, по их мнению они обладают негативными действиями. Первыми двузначными простыми числами являются одиннадцать, тринадцать, семнадцать, девятнадцать. Каждое число масоны представляли в виде двух слагаемых. Для нашего исследования представляют интерес разбиение двух чисел – 9 и 13; 9 = 4+5, 13 = 6 + 7 или 12 +1.
Особо плохими среди простых числа масоны считали двадцать три, двадцать девять и сорок три. Такими же плохими они считали и все числа, частью которых являлись отмеченные выше плохие числа, например: 22; 33; 46 и т.д.
Двадцать один – число игрока.
Ноль в числе не влиял на нумерологическое значение числа.
Основным нумерологическим числом героев романа является номер строфы в главе их появления. Первая глава посвящена описанию биографии Онегина с первых дней жизни, и он впервые появляется 33 = 11 ¿ 3(сумма цифр равна 6) словом во второй строфе и в двадцать третьем (дьявольские числа) стихе с начала главы, а Евгений – 16 словом в третьей строфе и 33 = 3 ¿ 11 стихом с начала главы. Обратим внимание на цифру два в первой главе в разных ипостасях. Первый раз она встречается в первой строфе двадцатым словом, а всего встречается шестнадцать раз в тринадцати строфах.
Первым во второй главе в шестой строфе в пятом стихе появляется новый герой – Владимир Ленский (в первоначальном правописании Владимиръ Ленский использовано 16 букв с разбивкой этого числа на два слагаемых: 16 = 9 + 7). Владимир стоит 22 словом в шестой строфе, а Ленский – 23-им и они расположены в 75 (сумма цифр 12) = 3 ¿ 5 ¿ стихе второй главы. Строфами можно считать и с начала романа. Но тогда возникает вопрос - какими строфами считать – текстовыми или пронумерованными? Если пронумерованными, то Ленский впервые в романе появляется в 66 строфе (60 + 6 = 66 = 6 ¿ 11), а текстовыми – 54 + 6 = 60). Последний раз Ленский появляется в 8 главе 32 строфе 16 стихе 63 словом.
Ольга появляется в первой строке 21(несовершенное число) строфы второй главы третьим словом, или в 75 (сумма цифр 12) текстовой строфе с начала романа (75 = 3 ¿ 5) 276 стихом (276 = 6 ¿ 2 ¿ 23 = 12 ¿ 23 = 3 ¿ 4 ¿ 23), или в 81 строфе номерной строфы ( 81 = 9¿ = 3¿).
Татьяна впервые появляется в первой строке 24(сверхсовершенное число) строфы второй главы и 318(сумма цифр 12) = 2¿ 3 ¿ 53 = 6 ¿ 53(простое число) стихом. Или в 78 текстовой строфе (78 = 6 ¿ 13), или 84 нумерованной строфе (84 =4 ¿ 21).
Все исследователи творчества Пушкина единодушны, что в романе «Евгений Онегин» он изобразил свою няню, для которого она, а не мать, стала ангелом- хранителем. Но роман не автобиографичен. В трагических событиях романа большая вина няни, она её родоначальник – стала не только сводницей, но и втянула в амурные дела Татьяны своего внука, не проинформировала родителей.
Посмотрим на образ няни нумерологическими мерками. Она появляется в романе 19 раз (простое число, столько же раз появляются Татьяна+Таня в диалоговых строфах с няней, в 6 главах, в 12 строфах: 2-27, 3-16, 3-17, 3-18, 3-19, 3-21, 3-34, 3-35, 4-35, 5-10, 6-18, 8-46. Первое число указывает главу, второе строфу. В подчёркнутых строфах ведется диалог няни и Тани. Приведем первую диалоговую строфу 17 третьей главы романа 1833 года издания:
«Не спится, няня: здѣсъ такъ душно!
Открой окно, да сядь ко мнѣ.»
— Что, Таня, что съ тобой? — «Мнѣ скучно
Поговорімъ о старинЬ.» —
О чемъ же, Таня! Я, бывало,
Хранила въ памяти не мало
Старинныхъ былей, небылицъ
Про злыхъ духовъ и про дѣвицъ;
A нынѣ все мнѣ тёмно, Таня:
Пришла худая череда!
Зашибло…… — « Разскажи мнѣ , няня,
Про ваши старые года:
Была ты влюблена тогда?»
С литературной стороны обычный текст как текст, если бы непонятное 57 (сумма цифр 5 + 7 = 12) слово «зашибло», после которого поставлено 6 точек, которые в современных изданиях заменили на три точки. Кого зашибло? – Того, к кому относится число 6. В строфе шквал соотношений со смертельными числами. Приведём только некоторые из них. В этой строфе 68 = 4 ¿ 17 слов, и её номер 17 есть простое число. В ней два действующих лица: имя Таня использовано 3 раза (использовано букв 3¿ 4 = 12) в стихах с номерами 3, 5 и 9 (3 + 5 + 9 = 17). Оно в строфе стоит 14, 26 и 48 словами. И 14 + 26 + 48 = 88 = 8 ¿ 11. Слово няня встречается дважды в 1 и 12 (1 + 12 = 13 – такое разбиение числа 13 означает трагическую смерть) стихах, 3 и 60 словом, и 3 + 60 = 63 = 3 ¿ 21. Сумма номеров стихов, в которых стоят слова Таня и няня, 17 + 13 = 30 –номер строфы дуэли.
Строфа содержит 9 предложений диалога Тани и няни. Первой начинает разговор Таня, состоящий из двух предложений, в каждом по 6 слов и говорит ещё два раза по 5 и 11 слов (12 + 5 + 11 = 28 = 4 ¿ 7).
Няня дважды вступает в разговор, первый раз произносит 5 слов, а второй – 35 (5 + 35 = 40).
В общем разговор Тани состоит из 4, а няни из 5 предложений (4 и 5 – части писем Татьяны и Онегин, этими цифрами записано число текстовых строф первой главы).
Очевидно, в этой строфе нумерологическая завязка романа. Этот вывод станет ещё прозрачнее, если перейти к подсчету букв в каждом предложении, в каждом стихе, в каждой части диалога каждого лица. Например, диалог начинает Таня двумя предложениями, в которых 26 =2 ¿ 13 и 21 буква. Но для глубокого исследования буквенных соотношений требуется подлинный авторский текст без типографских ошибок и исправлений. Также требуется подключать лингвистов и специалистов по масонству, чтобы они уточнили сведения по некоторым числам, особенно простым, которых придерживался Пушкин. А для этого следует знать масонскую литературу, которую Пушкин изучал в детстве, а также философию масонской ложи, в которую был принят поэт. И нельзя из-за негативного отношения к масонам и нумерологии отрицать мощное нумерологическое содержание романа, видя в этом покушение на славу Пушкина-поэта.
Многоточия в романе не только знаки препинания, они несут большую информационную нагрузку, как и номера пропущенных строф. Рассмотрим первую главу и подсчитаем количество точек в пропущенных строфах. Пропущенные строфы: 9, 13, 14, 39, 40 и 41. Их всех шесть, и расположены они в трёх местах с разбивкой на составляющие 1, 2 и 3. Общая сумма номеров пропущенных строф 9 + 27 + 120 = 156 (сумма цифр этого числа 12), которую можно представить по-другому:
156= 12 ¿ 13 = 2 ¿ 6 ¿ 13 (6 окружают два плохих числа)
Подсчитаем как количество строк точками (их 3 + 3+ 3 =9), так и общее количество точек в строчках. Первый раз в каждой строке по 19 точек, второй – по 20, третий – по 25. Всего точек 19 ¿ 3 + 20¿ 3 + 25 ¿ 3 = 57 + 60 + 75 = 192 =12¿ 16.
Сумма цифр каждого слагаемого и суммы равны, соответственно 12, 6, 12 и 12. Игнорирование нумерологического содержания привело к тому, что в современных изданиях романа, в том числе и академических, количество точек в многоточиях изменяют по-своему усмотрения, как и знаки препинания, что меняет акценты в тексте. Для иллюстрации приведен один из множества примеров из 30 строфы первой главы. В оригинале
Ах, долго я забыть не мог
Две ножки!... Грустный, охладелый,
И в современных изданиях:
Ах! долго я забыть не мог
Две ножки... Грустный, охладелый,
(А.С.Пушкин, «Евгений Онегин», М., «Художественная литература», 1976, СС в 10-и т., т 4, с, - 19).
Эти же неточности перекочевали и в 17-томное собрание сочинений, изданное к 200-летию со дня рождения поэта, которое, как утверждается, является копией издания 1833 года.
Обратимся к 30 строфе – дуэльной строфе 6 главы – основное число Ленского. В ней первый стих разбит на два полустишия. Прежде всего обратим внимание, что выстрел прозвучал в двенадцатом стихе и тринадцатой (в некоторых изданиях печатают так, как будто в этой строфе 15 стихов) строке. Трижды встречаются смертельные числа - 2 и 4. Первый раз четверка появляется в четвёртом стихе 13 словом, второй раз – в пятом стихе шестой строки 16 словом. Далее. Онегин упоминается 46 словом, а Ленский – 36, выстрел прозвучал 47(простое число с суммой цифр 11) словом. Но, если учесть, что слово Онегин упоминается два раза, а Ленский и число пять – по одному разу, то напрашивается вывод, что дуэль происходит во имя любви, что поединок закончится смертью Ленского, а убийцей будет Онегин.
В следующих 6 строфах описывается смерть Ленского и ещё в 5 тестовых строфах (одна строфа имеет двойной номер: 37 + 38 = 75(сумма цифр 12) = 3 ¿ 5¿ ) Пушкин прощается с Ленским, описывает его земной путь и тот, который он мог бы еще совершить.
Так, в скольких строфах описание - в двенадцати или тринадцати? Реально – в двенадцати (в них количество слов 616 = 7 ¿ 11 ¿ 8 с суммой цифр 13), что соответствует завершённости жизненного пути). Если же судить по номерам, то таких строф – тринадцать и оно представлено в виде суммы двух слагаемых – 12 + 1, что нумерологически означает трагическую смерть.
Какую версию принять? Если только вторую, то тогда возникают вопросы по пропущенным строфам в других главах.
Обратимся к письму Татьяны. Количество личных местоимений (во всех падежах) в письме, относящихся к Онегину и Татьяне, одинаковое – 25, при этом вы – 11, ты – 14, я – 25. Другими словами, математически имеет место соотношение: вы + ты = я. Но на стороне Онегина число 11, о смысле которого мы уже говорили – оно дьявольское. Число 14 = 2 ¿ 7. Выбор числа 25 не является случайным. Оно примечательно не только тем, что при его записи используются цифры 2 и 5, сумма которых равна семи. Его можно представить в разнообразном виде: 25 = 5 ¿ 5 = 5¿ . В основании выражения 5¿расположено число пять, которое, как известно, выражает чувства любви. Двойка в показателе омрачает это чувства, при чем данное действие идет со стороны Онегина, что и выражает 11.
Пушкин –это Россия, Россия – это Пушкин
Автор предисловия к поэме А.Данте «Божественная комедия» восторженно отзывается о простейших в ней внешних математических соотношениях видения Беатриче в тридцатой песне «Чистилища». «Поэт не только приурочил его к тридцатой песне (кратное трём и десяти), он поместил слова Беатриче в самую середину песни (с семьдесят третьего стиха; в песне всего сто сорок пять стихов); если прибавить к этому, что до этого места в поэме – шестьдесят три песни, а после неё – ещё тридцать шесть, причём числа эти состоят из цифр 3 и 6 и сумма цифр в обоих случаях даёт 9, то удивительное композиционное дарование Данте поражает ещё больше.» (А.Данте, «Божественная комедия», Мн.,1986, с. -10).
Каким же брильянтом на фоне этой оценки дарования Данте сияют многочисленнейшие нумерологические соотношения в романе «Евгений Онегин» каждой строфы в отдельности и группами. Например, следует проанализировать вместе письма Онегина и Татьяны, их исповедей, вступления к исповедям. Приведём некоторые данные, например, вступлений к исповедям.
Онегин. Глава 4; строфа 12; стихов 12; предложений 2; слов 48 = 3 ¿ 16.
Татьяна. Глава 8; строфа 42; стихов 7; предложений 4; слов 30.
Вместе. Глав 12; строф 54; стихов 19; предложений 6: слов 78 = 6 ¿ 13.
Прокомментируем последнюю строку. Онегин и Татьяна совершили зло, жертвой которой стал Ленский, причем у Онегина ни одного хорошего числа.
Когда же мы поумнеем и станем гордиться своими титанами мысли, духа, благодаря которым нацию и знают в мире. Среди таких титанов имя Пушкина в первых рядах. Посредственности, которые заполонили коридоры власти, сферу культуры в широком смысле слова, чтобы самим возвысится, объявили войну классике. И во многом преуспели. Приведём ряд фактов.
«Пушкин А.С. – величайший русский поэт. («Энциклопедический словарь» Брокгауза и Ефрона. Такова оценка поэта в прошлом. А сейчас?
«Наше все» - «Пушкин А.С. – русский поэт, драматург, прозаик, историк, литературный критик и журналист. (Большая российская энциклопедия, М., т. 28, 2015г., с. -38).
В настоящее время закончился всероссийский конкурс «Великие имена России», итогами которого стали новые названия ряда аэропортов. Во многих областях в числе лидеров местные знаменитости. В Псковской области, где похоронен Пушкин вместе с матерью и находится родовое поместье Ганнибалов, имя поэта даже не значится в списке претендентов. В Санкт-Петербургском конкурсе среди трёх кандидатов Пушкина поддержали только 18% проголосовавших. Не утешает, что и фаворит либералов, покоящийся на песочном пьедестале, набрал 3% голосов.
Не понимаю, как спокойна может разглагольствовать о высоких материях «творческая интеллигенция» России, когда имя Нобелевского лауреата дважды Героя Социалистического труда Михаила Александровича Шолохова вообще не попало в списки претендентов. О нём приведу малоизвестной широкой публике факт.
Шолохов написал вторую часть романа «Они сражались за Родину», в которой с более широких позиций и накопленного опыта рассматривал события Великой Отечественной войны. Её не хотели печать. Не помогло и обращение к Хрущеву. Он не советовал Шолохову публиковать роман. По его мнению. народ такой правды не выдержит, как будто народ её не знает.
Позже Шолохов встречался и с Брежневым, высказав ему своё неудовольствие в связи с задержкой с публикацией. Между ними состоялся любопытный разговор.
- Понимаю, ты же художник, тебе знать, как писать. Я бы не советовал…
- А это равносильно запрету печатать рукопись в представленном мною виде.
- Чего ты лезешь в политику. Пиши батальные сцены. У тебя они хорошо получаются.
- Это же какие батальные? Твоей 18-й армии, что ли, в которой ты воевал?
Проявив слабость в минуты душевного смятения, Шолохов сжёг свою рукопись. Какую невосполнимую утрату понесло человечество.
Когда научная среда созрела для какого-то открытия правители с мидасовскими ушами и их помощники-клеветники – посредственности в научной сфере, могут задержать, отсрочить открытие, но оно всё равно состоится. В истории таких примеров тысячи. Иная обстановка в творческой сфере. У любого крупного писателя свой язык, который не подражаем. «Войну и мир» и «Евгения Онегина» не повторить в ближайшее столетие, на столько подорвано духовное здоровье восточных славян.
Раннее, в 2008 году проводился конкурс «Имя Россия», в финальной части которого Пушкин занял четвёртое место среди 12 претендентов.
Стыдно за Россию, когда на Западе имя Пушкина ассоциируется с именем России.
Французский космонавт Кретьен в интервью корреспонденту журнала «Свой» рассказывал: «Командиры Звездного городка гордились не только тем, что французы стали космонавтами, но и тем, что научили нас русскому. Патрик Бодри и я проводили долгие часы с нашим преподавателем. Благодаря ему мы полюбили Пушкина. Меня поразил его словарный запас — более двадцати тысяч слов, тогда как у рядового француза их всего три тысячи. (Примечание. У Пушкина самый высокий словарный запас среди писателей. А кто много знает, тот и лучше мыслит.)
Известный швейцарский публицист, историк, знаток России, профессор Федеральной политехнической школы Лозанны Эрик Хесли только что опубликовал 800-страничную монографию «Сибирская эпопея». Она посвящена покорению Россией не только Сибири, но и Чукотки, Дальнего Востока. Корреспондент газеты «Культуры» задал ему вопрос: «Кого из русских классиков Вы советуете читать своим студентам?» - «Войну и мир» — грандиозный памятник, посвященный не только вашей, но и мировой истории. Дальше — Лескова, который помогает понять Россию. А главное, пушкинского «Евгения Онегина» — и непременно в оригинале. Хотя бы ради этого, — говорю я своим ребятам, — учите русский. Мне жалко тех, кто его не знает».
А знаем ли мы сами хорошо родной язык и Пушкина?
Страна, которая перестала быть читающей, в которой средства массовой информации перестали быть патриотическими, просветительными, страна, в которой изучение иностранных языков важнее родной литературы и математики (как того требовал великий русский педагог К.Д.Ушинский), страна, в которой больше проявляется заботы о всестороннем развитии у ребёнка того, что расположено ниже пупка, а не сердца и головы, страна, которая очерняет своих героев, не вырастит нового Пушкина, нового Ломоносова, нового Чайковского, государственников типа Сталина и Косыгина.
Пушкин у нас один, он является величайшим национальным достоянием, поэтому следует оберегать память о нём от посредственностей и злопыхателей, которые для возвышения своей особы, используя полуправду, пытаются сбросить его с пьедестала, чтоб забраться на него самим. Эту полуправду неопытная нечитающая молодёжь, да и не только она, принимают за истину.
Число хулителей поэта значительно уменьшилось бы, если бы высшие эшелоны власти чётко обозначили своё личное отношение к поэту, как это они делают по отношению к отдельным видам спорта, к особам с двойным гражданством – двойной душой. Наиболее часто спекуляция ведется вокруг двух тем – взаимоотношения поэта с женщинами и царями.
Как невозможно познать свойства и значение воды, изучая изолировано водород и кислород, соединения которых образуют воду, так и богатство творчества Пушкина невозможно понять узким специалистам. Петр Ильич Чайковский, тонкий ценитель творчества Пушкина, в письме своей поклоннице и меценатке Н.Ф. фон Мек, писал, что Пушкин пишет музыку стихами. Художник М.Добужинский говорил, что роман «Евгений Онегин» высоко информативен, что трудно его иллюстрировать. Он так и не смог отобразить на холсте проезд Татьяны по Москве. Каждое слово Пушкина полифонично, и не каждому дано услышать это особое многоголосие. Творчество Пушкина следует изучать коллективу разных специалистов, коллективный разум которых должен приближаться к титану разума по имени – Александр Сергеевич Пушкин
Иван Мартынов, кандидат физико-математических наук, зампредседателя Могилёвского городского «Русского общества»
Приложение № 1