Политическому классу стран, объявляющих себя «современными», надо бы не указывать другим народам на отсутствие демократии, а принять меры в своих государствах, которые обеспечат большую независимость разработчиков национальных стандартизированных экзаменов, тем самым, не позволяя политикам использовать их в качестве инструмента для получения голосов.
Поступление в университет в странах Европейского Союза является важной целью для большинства старшеклассников, которое по праву рассматривается как решающий момент в их карьере и, таким образом, требует значительных усилий и внимания. Когда государство создает и проводит стандартизированные национальные экзамены, различия в степени их сложности влекут за собой важные политические последствия. Практика свидетельствует о том, что для победы на выборах в органы власти, используются различные инструменты, включая национальные экзамены. В свете информационной войны, развязанной против России, очевидно, стоит обратиться к португальскому опыту, где результаты поступления в государственные университеты становятся чувствительными к избирательному циклу.
*******
Стандартизированные национальные экзамены привлекают огромное внимание португальского общества и средств массовой информации; они являются решающим фактором при поступлении в государственные университеты, составляющие подавляющее большинство академических предложений, в стране, где надбавка к заработной плате за окончание высшего учебного заведения образование является одной из самых высоких среди стран ОЭСР. Национальные экзамены обычно проводятся незадолго до выборов в законодательные органы, а оценки экзаменов публикуются примерно за 2,5 месяца до выборов. Кроме того, чиновники, проводящие экзамены, назначаются учреждением, находящимся под опекой Министерства образования, что предполагает, что у действующего правительства может возникнуть соблазн завысить баллы ради политической выгоды. Недавние исследования, изучающие дезагрегированные данные, подтверждают идею о том, что действующие политики формулируют оппортунистические[1] стратегии, позволяющие воспользоваться близорукостью избирателей, для увеличения вероятности своего переизбрания. Было обнаружено, что «оппортунистические политические циклы» более распространены, когда избиратели менее информированы. Политические циклы также более вероятны в областях, важных для электората, и когда выгоды для избирателей подходят близко к дате выборов. Так обстоит дело с национальными экзаменами, преимущество которых состоит в том, что они обеспечивают важную частную выгоду без сопутствующих бюджетных затрат, которые несут в себе большинство оппортунистических политических стратегий.
В литературе по оппортунистическим циклам представлены доказательства того, что качество образования действительно влияет на решения избирателей, но мы обращаем внимание на оценки национальных экзаменов как политического инструмента. В своих выводах мы опираемся общедоступные наборы данных Министерства образования Португалии.
В Португальской образовательной системе для получения начального и среднего образования учащиеся должны сдать национальные экзамены. В начальной школе сдаются два экзамена: португальский язык и математика, оба к 9-му классу. В средней школе сдаются четыре экзамена: два к 11 классу, предметы которых зависят от выбранного учащимся направления обучения, и два к 12 классу — опять же португальский язык и в большинстве случаев математика.
Результаты подтверждают гипотезу о том, что политические циклы действительно вызывают изменения в результатах национальных экзаменов и что рост средних оценок не может быть объяснен изменениями в качестве учащихся. Оценки показывают, что при сдаче национальных экзаменов за несколько месяцев до выборов в национальные законодательные органы результаты экзаменов в 12 классе повышаются в среднем на 1,17 и 0,63 по математике и португальскому языку соответственно по шкале от 0 до 20. вероятность сдачи экзаменов, то есть получения балла более 9,5 из 20, увеличивается на десять и восемь процентных пунктов по математике и португальскому языку соответственно. Повышение оценок на предвыборных экзаменах достигалось за счет упрощения заданий.
Количественно оценено электоральное влияние завышения результатов экзаменов за 12-й класс на действующее правительство. В итоге, увеличение среднего балла на экзаменах в 12-м классе на муниципальном уровне на единицу приводит к росту голосов избирателей на 1,46 процентных пункта голосов партии действующего президента страны, если выборы проводятся после экзаменов. Также находились доказательства того, что воздействие сильнее в муниципалитетах, в которых доля учащихся 12-х классов выше, и в муниципалитетах, где средние доходы населения ниже.
Учитывая важность национальных экзаменов как стандартизированного показателя способностей учащихся, они подчиняются специфическому набору правил, отличающемуся от обычных критериев оценки. Во-первых, преподаватели, разрабатывающие экзамены, обязаны подписывать соглашения о неразглашении, гарантирующие секретность их содержания. Кроме того, чтобы гарантировать объективную оценку, экзамены оцениваются анонимными преподавателями, выбранными из школ, отличных от тех, в которых обучается учащийся. Наконец, оценщики не имеют доступа к информации о учащемся, которого оценивают.
Учитывая эти механизмы отбора, естественные опасения возникают, когда речь идет о близости между должностными лицами, определяющими уровни сложности национальных экзаменов, и центральным органом власти. правительство, которое потенциально может получить электоральную выгоду от инфляции результатов экзаменов, особенно когда они происходят ближе к выборам в законодательные органы.
Внимание, которое национальные экзамены привлекают в стране, и их вероятная центральная роль для избирателей позволяют предположить, что действующие правительства могут получить политическую поддержку, если баллы на экзаменах повысятся непосредственно перед проведением выборов, создавая ощущение улучшения качества образования или, возможно, чего-то еще. более важно, в индивидуальных способностях студента. Учитывая связи между центральным правительством и учителями, составляющими экзамены, это, безусловно, возможный путь политического давления, которое приведет к тому, что экзамены будут проводиться незадолго до выборов.
Завышение результатов экзаменов является мощным избирательным инструментом, особенно среди бедных муниципалитетов. Для рационального действующего правительства такая политическая стратегия, казалось бы, не требующая затрат, может оказаться привлекательной, особенно в такой стране, как Португалия, где высокий государственный долг ограничивает способность правительств создавать масштабные избирательные циклы.
В свете наших выводов, политическому классу стран, объявляющих себя «современными», надо бы не указывать другим народам на отсутствие демократии, а принять меры в своих государствах, которые обеспечат большую независимость разработчиков национальных стандартизированных экзаменов, тем самым, не позволяя политикам использовать их в качестве инструмента для получения голосов. Оставьте детей в покое!
Александр Кугай, профессор кафедры государственного и муниципального управления Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, доктор философских наук, профессор
Список литературы
1. Firpo, S., Pieri, R., & Souza, A. P. Electoral impacts of uncovering public school quality: evidence from Brazilian municipalities. EconomiA 18 (1). National association of postgraduate centers in economics, ANPEC, 2016, pp. 1–17. 2. Healy, A., & Lenz, G. S. (). Substituting the end for the whole: why voters respond primarily to the election-year economy. American Journal of Political Science, 201458(1), pp. 31–47. 3. Huber, G. A., Hill, S. J., & Lenz, G. S. (2012). Sources of bias in retrospective decision making: experimental evidence on voters’ limitations in controlling incumbents. American Political Science Review, 106(4), pp. 720–741. 4 Repetto, L. Political budget cycles with informed voters: evidence from Italy. Economic Journal, forthcoming. 2017. N 6. 5. Rogof, K. Equilibrium political budget cycles. American Economic Review, 1990. N 80, pp. 21–36. 6. Strauss, H., & Maisonneuve, C. The wage premium on tertiary education: new estimates for 21 OECD countries // Economic Studies. 2009, pp. 183–210. |
7. William Nordhaus. The Political Business Cycle. Review of Economic Studies, 1975, vol. 42, issue 2, pp. 169-190.
[1] В данном контексте политический оппортунизм относится к попытке сохранить политическую поддержку или увеличить политическое влияние[ способом, который игнорирует этические и демократические политические принципы.